logo
переделанный курс лекций

Источники формирования имущества субъектов хозяйствования. Уставный фонд, его размер. Фонды и резервы

Среди фондов и резервов предприятия, прежде всего, должен быть выделен уставный фонд, который представляет собой совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности и гарантий прав кредиторов, в размерах, определенных учредительными документами.

Основой формирования имущества субъектов хозяйствования может являться имущество, принадлежащее как государству, так и частным лицам, т.е. в формировании имущественной базы субъектов хозяйствования могут участвовать все предусмотренные законодательством формы собственности – государственная и частная. Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (п.2 ст.47-1 ГК). В уставный фонд коммерческой организации не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено собственником, законодательством или договором.

Так, вкладом в уставный фонд хозяйственного товарищества или общества может быть любое имущество, не изъятое из оборота, включая деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку (п.6 ст.63 ГК). Возможность оценить имущественный вклад в уставный фонд в деньгах – основной его признак. В частности, в качестве вклада в уставный фонд могут быть внесены исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (на использование объектов авторского права и объектов промышленной собственности) в соответствии с лицензионным договором, заключенным субъектом исключительных прав в установленном законом порядке, а также охраняемая по договору между владельцем и приобретателем охраняемая информация, имеющая определенную ценность (ноу-хау). Не может служить вкладом в уставный фонд информация, не удовлетворяющая предъявляемым к «ноу-хау» требованиям, установленным законодательством, например, специальные знания и навыки определенного лица, сведения о конъюнктуре на рынке и т.п., поскольку такие знания, навыки и сведения не могут удовлетворить требования возможных кредиторов хозяйственного товарищества или общества.

Вкладом в уставный фонд могут быть ценные бумаги (акции, облигации, векселя, двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей – складское свидетельство и залоговое свидетельство и т.п.).

Денежная оценка имущественного вклада определяется учредителями (участниками) общества по их соглашению, а в случаях, предусмотренных законодательством – подлежит независимой экспертной проверке в соответствие с Положением о проведении экспертизы достоверности оценки имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996г. №92 [80].

Порядок формирования уставного фонда коммерческих организаций определен нормами ГК Республики Беларусь применительно к каждому виду коммерческих организаций.

Минимальные размеры уставного фонда устанавливаются Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002г. №29 [63]. Так, в соответствие с п.6 Положения от 17 декабря 2002г. №29, минимальный размер уставного фонда: для унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, устанавливается в сумме, эквивалентной 800 евро; крестьянских (фермерских) хозяйств – 150 евро; для обществ с ограниченной ответственностью – 1600 евро; для закрытых акционерных обществ – 3000 евро; для открытых акционерных обществ – 12500 евро; для обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов, и казенных предприятий – 400 евро.

Минимальные размеры уставных фондов организаций определяются в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к евро на первое число месяца, в котором учредительные документы представляются в регистрирующие органы. Минимальные размеры уставных фондов организаций с иностранными инвестициями, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, а также открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе разгосударствления и приватизации устанавливаются соответственно специальным законодательством.

Порядок изменения размера уставного фонда и существующие при этом ограничения определены законодательством. Так, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов коммерческой организации окажется менее уставного фонда, такая организация обязана объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного фонда. Если стоимость указанных активов менее определенного законодательством минимального размера уставного фонда, эта организация подлежит ликвидации в установленном порядке (п.1 ст.47 ГК).

Помимо уставного фонда коммерческие организации имеют и иные фонды: накопления, потребления, амортизационный. Фонд накопления – это средства, направляемые на производственное развитие или иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами. Под фондом потребления понимают средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива организации и иных аналогичных мероприятий (работ). Амортизационный фонд – является специальным фондом для полного восстановления основных средств предприятия.

В составе капитала коммерческих организаций также учитывается и резервный фонд, который формируется в добровольном или обязательном порядке, за счет отчислений для покрытия непредвиденных расходов (долгов) предприятия.

ТЕМА 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Лекция 5. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования

Понятие и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования

Правовой институт несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и не рентабельно, которые, зачастую заключая договор в последствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов «несостоятельными» и, возможно, в последствии полностью ликвидировать их.

Прежде, чем дать понятие «экономической несостоятельности», следует обратить внимание, что этот термин сопровождается термином «банкротство». Ранее действующее законодательство рассматривало эти понятия как неравнозначные, ныне ГК Республики Беларусь оценивает их как тождественные и взаимозаменяемые понятия.

Однако, с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003г. №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство» стали иметь различное содержание и особенности применения процедур банкротства (далее – Указ от 12 ноября 2003г.) [74]. П.1.4 Указа от 12 ноября 2003г. определяет «банкротство», как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного суда о банкротстве с последующей ликвидацией должника. А понятие «экономическая несостоятельность» как неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер, признанную решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника, т.е. принимается решение об оздоровлении должника.

В ст.1 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000г. содержится понятие экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйствования (далее – Закон о банкротстве) [55]. Под экономической несостоятельностью (банкротством) понимается признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер.

Из определения можно выделить существенные признаки экономической несостоятельности (банкротства):

Государственное регулирование и контроль отношений связанных с процедурой банкротства субъектов хозяйственной деятельности осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь и непосредственно департаментом по санации и банкротству.

Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется с помощью следующей нормативно-правовых актов: