logo
переделанный курс лекций

Понятие конкуренции. Формы недобросовестной конкуренции и ответственность за нее

Как было выше упомянуто, конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В нормативно-правовых актах употребляется понятие недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации.

Субъектами этой деятельности могут быть юридические лица Республики Беларусь и иностранных государств, индивидуальные предприниматели, за исключением органов государственной власти. Недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности может проявляться только в активных действиях, которые будут рассматриваться как правонарушение, даже если они противоречат не только законодательству, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, при этом конкурентам могут быть причинены убытки или ущерб их деловой репутации, либо может существовать угроза их причинения.

Недобросовестная конкуренция может проявляться в следующих формах:

За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствования несут юридическую ответственность. В зависимости от вида ответственности и необходимых мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, они могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели, обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствие с нормами, предписывающими антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.

Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленный ими срок.

Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим субъектом, в результате злоупотребления своим доминирующим положением на товарном рынке, заключением соглашений и осуществлением действий ведущих к ограничению конкуренции или осуществляющим недобросовестную конкуренцию, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.

В соответствии со ст.1030 Гражданского кодекса Республики Беларусь лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков.

В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:

Уголовная ответственность субъектов предусмотрена ст.ст. 244–250 Уголовного кодекса Республики Беларусь [26]. Это действия, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, установлением или поддержанием монопольных цен, принуждение к совершению сделки или отказу от нее, ограничение конкуренции, незаконное использование деловой репутации конкурента и ее дискредитация, распространение ложной информации о товарах (услугах) и иные нарушения антимонопольного законодательства.

ТЕМА 12. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖ

Лекция 12. Правовое регулирование деятельности бирж

Законодательное регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. Сделки, совершаемые на товарных биржах

В рамках хозяйственного права изучается два вида бирж – товарные и фондовые биржи. Правовое регулирование деятельности бирж определены соответственно Законами Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г. (далее – Закон о товарных биржах) [35] и «О ценных бумагах и фондовых биржах» от 12 марта 1992г. (далее – Закон о фондовых биржах) [34]. Так как биржи являются юридическими лицами, соответственно их деятельность и порядок образования, регулируется нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственность и обществах с дополнительной ответственностью» от 9 декабря 1992г. [37] и иным законодательством.

В соответствие со ст.1 Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» под товарной биржей понимается добровольное объединение юридических и (или) физических лиц для гласных публичных торгов товарами в определенном месте, в определенное время и по заранее установленным правилам.

Товарная биржа является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность, включая внешнеэкономическую, на основе хозяйственной самостоятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом.

Целью деятельности товарной биржи является: создание условий для проведения биржевых торгов; регистрация биржевых сделок; выявление спроса и предложения товаров; котировка и ее публикация; изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен; формирование биржевой инфраструктуры (ст.3 Закона о товарных биржах). Из этого следует, что основная цель деятельности биржи заключается в организации и регулировании биржевой торговли. Под регулированием деятельности биржи, понимается создание и поддержание на бирже обстановки, исключающей воздействие случайных причин, влияющих на ценообразование, искусственное завышение или занижение цен с помощью сговора или распространения ложных слухов и др. Упоминание о регулировании не означает какого-либо административного вмешательства в торговлю на бирже. Каждая биржа самостоятельно регламентирует способы ее деятельности, чем повышает рентабельность и стоимость своих акций.

Квалифицирующим признаком биржи является гласность и публичность проводимых торгов, которые дают ей возможность отражать действительно объективные затраты денежных средств и труда на производимый товар, но и выполнять функцию котировки цен, то есть установления цены на данный товар, в данное время, с учетом всех факторов, влияющих на этот уровень.

Формирование оптового рынка означает, что деятельность биржи связана с товаром, определенным родовыми признаками, который реализуется партиями, т.е. оптом. Индивидуально-определенные вещи не могут быть предметом деятельности биржи и являться биржевым товаром. Обычно, биржевым товаром является сырье или сельскохозяйственная продукция, или другие товары.

Являясь носителем специальной хозяйственной компетенции, товарная биржа не в праве осуществлять деятельность, непосредственно не связанную с организацией и проведением биржевой торговли, а следовательно деятельность биржи является не коммерческой.

Соответственно, биржа – это организация, создаваемая специально и исключительно для того, чтобы быть местом сосредоточения оптовых сделок, которые бы отражали объективную цену биржевого товара на основе спроса и предложений.

В соответствии со ст.5 Закона о товарных биржах, товарная биржа может создаваться в любой организационно-правовой форме предусмотренной Гражданским кодексом Республики Беларусь. Обычно, биржа создается в форме акционерного общества открытого или закрытого типа. Учредителями товарной биржи могут являться юридические и (или) физические лица. Суммарная доля иностранных учредителей биржи не должна превышать 25% уставного капитала. Органы государственной власти и управления, прокуратуры и суда, их должностные лица и специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели не могут быть как членами биржи, так и учредителями. Создание биржи как юридического лица осуществляется в обычном порядке, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В соответствии с Приказом Белорусского концерна по материальным ресурсам от 1 октября 1993г. №37 «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности товарных бирж, проведения ярмарок, аукционов на территории Республики Беларусь», деятельность товарных бирж осуществляется на основе лицензии, выданной уполномоченным на то государственным органом [121]. Особенностью создания биржи является то, что доля каждого учредителя и членов биржи, не может превышать 10% уставного капитала биржи.

Биржа действует на основании устава, который должен соответствовать требованиям, предъявляемым ст.48 Гражданского Кодекса Республики Беларусь. Устав товарной биржи наряду с требованиями, которые содержаться в уставе юридического лица, должен определять: размер уставного фонда биржи; порядок принятия правил биржевой торговли; порядок приема в члены биржи, приостановления, прекращение членства на барже, их права и обязанности, имущественную ответственность по обязательствам биржи; порядок образования арбитражной комиссии.

Перечень и порядок формирования имущественных фондов и распределения прибыли определяется собранием членов биржи в соответствии с уставом. Высшим руководящим органом биржи, осуществляющим ее хозяйственную компетенцию, является собрание членов биржи. Членство на бирже формируется за счет участия в формировании уставного капитала или внесения членских взносов в имущество биржи. Членство подтверждается свидетельством, выдаваемым биржей.

Внутренним документом биржи, принимаемым членами биржи, являются Правила биржевой торговли, которые содержат: перечень видов биржевых сделок; порядок проведения торгов; порядок заключения, регистрации и оформления биржевых сделок; регламент работы биржи; порядок участия в биржевых торгах членов биржи и посетителей торгов; санкции за нарушение правил биржевой торговли и другие положения.

Важно иметь ввиду, что в отличии от обычных акционеров акционерного общества, акционеры (учредители) биржи, могут участвовать не только в формировании уставного капитала, распределения дивидендов, управлении биржей, но и являться членами биржи на торгах проводимых биржей.

Биржевая деятельность представляет собой совокупность осуществляемых биржевых сделок. Порядок их осуществления регулируется в соответствие с постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» от 16 июня 2004 г. №714 [104].

Биржевая сделка – это зарегистрированный биржевой договор, заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара.

Под биржевым товаром понимается не изъятое из оборота заменимое имущество и имущественные права, допущенные биржей к биржевой торговле. На товарных биржах предметами биржевых сделок не имеют права быть объекты недвижимости, интеллектуальной собственности, авторские права, произведения искусства.

Особенностью правового положения биржи является то, что в собственно биржевой торговле биржа не участвует, сделок не заключает, участниками биржевых сделок являются члены биржи и посетители биржевых торгов. Биржа только организует и регулирует биржевую торговлю.

Члены биржи – это юридические или физические лица, которые участвовали в формировании ее уставного капитала или приобрели право участия в торгах, путем внесения членских взносов. Членство на бирже формируется в соответствии с учредительными документами. Членство на бирже дает право: участвовать в управлении биржей, участвовать в биржевых собраниях и заключать на них биржевые сделки, получать дивиденды, если они предусмотрены уставом. Закон о товарных биржах выделяет следующие категории членов биржи:

Посетители биржи – физические или юридические лица, не являющиеся членами биржи или его представителями, допущенные самостоятельно совершать разовые биржевые сделки. Посетители биржи могут быть постоянными и разовыми.

Постоянные посетители – это брокерские фирмы, брокерские конторы или независимые брокеры, которые вправе осуществлять биржевые посреднические операции, установленные в правилах биржевой торговли.

Разовые посетители – имеющие право на совершение биржевых сделок только на реальный товар от своего имени и за свой счет.

Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых посредников – биржевых брокеров и биржевых дилеров. Биржевым брокером является участник биржевых торгов, оказывающий посреднические услуги по совершению биржевых сделок членам биржи или клиентам за их счет. Биржевой дилер – лицо, являющееся участником торгов, осуществляющее биржевые сделки от своего имени и за свой счет.

Биржевые сделки не могут осуществляться от имени и за счет биржи, так как биржа не является участником правоотношений, следовательно, не несет ответственности за неисполнение обязательств по сделкам. Биржа лишь является местом заключения сделки, исполнение же по ней происходит вне биржи. Предметом биржевой сделки является заключение договора (приобретение контракта) на поставку имущества, допущенного биржей к биржевой торговле, а также права на его куплю или продажу. Биржевые сделки могут производиться, как с имеющимся в наличии товаром, так и товаром который появится в будущем. Биржевые сделки можно классифицировать по различным основаниям, и в зависимости от вида биржевого товара можно выделить следующие их виды:

Биржа имеет право самостоятельно устанавливать отчисления от комиссионных, получаемых биржевыми посредниками в качестве вознаграждения за осуществляемые ими посреднические операции; различные сборы и другие платежи за услуги, оказываемые биржей; штрафы за нарушение устава биржи или правил биржевой торговли.

Споры по биржевым сделкам разрешаются арбитражной комиссией биржи или судом.