Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
Агропромышленный комплекс (АПК) — это совокупность отраслей экономики, связанных с производством продовольствия и предметов широкого потребления из сельскохозяйственного сырья и поставками их населению. Он условно делится на три сферы: группу отраслей, которые осуществляют производство средств производства для сельского хозяйства, его материально-техническое обеспечение и производственное обслуживание; непосредственно сельскохозяйственное производство; группу отраслей и производств, обеспечивающих движение продуктов производства от сельского хозяйства к конечному потребителю. Таким образом, центральным звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Поэтому в литературе довольно часто термины «аграрный» и «сельскохозяйственный» используются как тождественные.
Государственно-правовое регулирование сельского хозяйства представляет собой совокупность мероприятий по определению системы органов государственного управления в аграрной сфере, принятию и исполнению аграрно-правовых актов, закреплению определенных полномочий этих органов.
В аграрной сфере употребляются такие понятия как «управление» и «регулирование». Различие между этими понятиями состоит в широте влияния на определенные виды общественных отношений. Регулирование непосредственно не связано с подчинением, но предполагает управленческое влияние. Использование в законодательстве терминов «управление», «регулирование» свидетельствует о ширине и глубине вторжения государственных органов в определенную сферу.
Если основу государственного управления агропромышленным комплексом составляет влияние на развитие производства, то регулирование — это такое целенаправленное влияние субъектов на объект, при котором определяется направление, рамки функционирования объекта, устанавливаются глобальные стратегические цели, главные задачи, способы их решения. Государственное регулирование отличается от государственного управления спецификой методов и форм влияния, а также субъектами.
Анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что регулирование предполагает направление деятельности нескольких систем отраслевых органов, постановку общих вопросов, а управление обеспечивает непосредственное влияние на предприятия и учреждения, то есть такое влияние, когда между субъектом и объектом управления нет промежуточных звеньев. Управление, которое не имеет непосредственного характера, превращается в регулирование. Выделяются следующие характерные признаки государственного регулирования отношений в аграрной сфере: ему присущ государственно-правовой характер регулирования; в нем проявляется внутренняя функция государства; его содержанием является: поддержка в определенном режиме денежно-финансовой системы; регулирование затрат государства и жизненного уровня населения; регулирование социальной инфраструктуры; регулирование внешнеэкономических связей; регулирование на макроуровне структуры производства; разработка организационно-экономических мер по охране окружающей среды и т. д.
Государственное регулирование преследует цель достижения сельским хозяйством максимальной эффективности для удовлетворения спроса населения в продуктах питания, сырья и продовольствии растительного и животного происхождения. Задачей государственного регулирования является координация и развитие межотраслевых и внутриотраслевых связей.
Вышесказанное дает основание определить государственное регулирование как экономико-правовые мероприятия, направленные на установление рыночных отношений, разгосударствление, приватизацию, предпринимательство, развитие села и различных форм хозяйствования, с целью улучшения организации производства и доведения к потребителю продукции сельского хозяйства.
Субъектами государственного управления агропромышленным комплексом выступают государственные органы, которые осуществляют государственно-правовое управление сельским хозяйством, обеспечивают соблюдение аграрного законодательства, управление подчиненными структурами, а также органы сельскохозяйственных инспекций и контроля за деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Объектами государственного управления выступают материальные средства и формы ведения сельскохозяйственного производства. К главным из них необходимо отнести: земли сельскохозяйственного назначения, которые выступают как главное средство сельскохозяйственного производства и как пространственно-операционный базис; все отрасли и подотрасли сельскохозяйственного производства (растениеводство, животноводство, садоводство, огородничество); отношения ветеринарного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей и граждан-собственников скота и птицы.
В порядке государственно-правового регулирования агропромышленного комплекса принимаются и исполняются соответствующие законодательные акты: «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве» в редакции Закона от 15 мая 1992 г., «О фермерском хозяйстве» от 19 июня 2003 г., «О личном крестьянском хозяйстве» от 15 мая 2003 г., «О сельскохозяйственной кооперации» от 17 июля 1997 г., «О семенах и посадочном материале» от 26 декабря 2002 г., «Об охране прав на сорта растений» в редакции Закона от 17 января 2002 г., «О карантине растений» от 30 июня 1993 г., «О пестицидах и агрохимикатах» от 2 марта 1995 г., «О племенном деле в животноводстве» в редакции Закона от 21 декабря 1999 г., «О ветеринарной медицине» в редакции Закона от 15 ноября 2001 г., Земельный кодекс Украины от 25 октября 2001 г.
Переход Украины к рыночной экономике предусматривает: формирование системы экономических институтов государственного управления; разработку и согласование стратегии экономической, социальной и научно-технической политики; укрепление условий функционирования рыночных отношений; регулирование предложений и спроса на товары; перераспределение доходов населения и субъектов хозяйствования; стимулирование производства новой продукции; бюджетного финансирования региональной политики; сохранение окружающей природной среды. С целью достижения указанных задач концепция Национальной программы возрождения села на 1995—2005 гг. требует: проведения аграрной реформы; создания экономического механизма рыночного типа; формирования многоотраслевой производственной сферы села на современной технологической основе; совершенствования структуры производства в агропромышленном комплексе; восстановления плодородия земли; рационального использования природных ресурсов; разработки системы законодательных и нормативных актов; отработки государственной структуры управления развитием села, исходя из межотраслевого характера проблем, и пр.
В этой связи можно говорить о наличии соответствующих принципов государственного регулирования сельского хозяйства, которые, как правило, отображены в действующей правовой системе: одни из них непосредственно зафиксированы в правовой норме; другие необходимо выводить из общего направления правового регулирования взаимоотношений субъектов; третьи закреплены в локальном законодательстве; четвертые хотя и не нашли конкретного отображения в законодательстве, но являются идеями, проходящими через систему законов и норм.
Одним из таких принципов является создание равных условий для развития всех форм собственности. Законодательством устанавливается как равенство субъектов права собственности, так и паритет форм хозяйствования, организованных на базе разных форм собственности.
Все субъекты сельскохозяйственного производства вправе осуществлять различные виды производственной деятельности для получения прибыли, что формирует принцип свободы предпринимательской деятельности. Однако свобода предпринимательской деятельности предусматривает не только независимую практическую реализацию целей сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и установление определенных прав и обязанностей этих производителей, а также определение статуса органов власти и управления в сфере сельскохозяйственной деятельности.
Кроме указанных, большое значение имеют принципы: законности, сочетания отраслевого и территориального развития, единства и дифференциации в подходе к субъектам сельскохозяйственной деятельности, взаимодействия и согласованности деятельности всех предприятий агропромышленного комплекса, принцип достижения конечных результатов в сельскохозяйственном производстве. Необходимо помнить, что указанные принципы не являются исчерпывающими в связи с развитием как аграрного сектора экономики в целом, так и самой системы государственного регулирования сельского хозяйства, в частности.
29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
Центральным специализированным органом государственного управления агропромышленным комплексом является Министерство аграрной политики Украины как орган исполнительной власти.
Правовое положение и полномочия Минагрополитики Украины определяются Положением о Министерстве аграрной политики Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 7 июня 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно этому акту Министерство аграрной политики Украины выступает правопреемником Министерства агропромышленного комплекса Украины и главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и обеспечения реализации государственной аграрной политики, продовольственной безопасности государства, государственного управления в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции.
Этим документом определены основные полномочия Минагрополитики как субъекта административного права. К этим полномочиям относятся:
— обеспечение реализации государственной аграрной политики, организация разработки и осуществления мероприятий по гарантированию продовольственной безопасности;
— обеспечение осуществления государственного управления в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции (дальше — отрасли агропромышленного производства);
— организация и обеспечение проведения аграрной реформы, осуществление ее мониторинга, разработка и реализация мероприятий по структурной перестройке отраслей агропромышленного производства, участие в реализации государственной политики в сфере предпринимательства;
— участие в формировании и реализации социальной политики в сельской местности;
— координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной аграрной политики, социальной политики в сельской местности, обеспечение продовольственной безопасности государства, проведение аграрных реформ.
Министерство аграрной политики Украины в соответствии с возложенными на него задачами:
— обеспечивает в соответствии с законодательством осуществление на предприятиях всех форм собственности государственного контроля за качеством производимой ими сельскохозяйственной продукции и сырья, их сохранением и реализацией, в том числе во время осуществления экспортно-импортных операций;
— координирует вместе со специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов проведение земельной реформы, мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и восстановления их продуктивной ценности, определение основных направлений государственной политики в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения;
— осуществляет анализ деятельности, макроэкономическое прогнозирование и нормативное планирование развития отраслей агропромышленного производства с учетом спроса и предложения на продовольственные товары;
— принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по реформированию имущественных и земельных отношений в сфере агропромышленного производства;
— координирует деятельность предприятий, связанную с проведением государственных испытаний сельскохозяйственной техники и оборудования, сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и объектов селекции в животноводстве, осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за качеством техники и оборудования, горюче-смазочных материалов, запасных частей, семян, племенных (генетических) ресурсов, организует работу, направленную на развитие семеноводства, питомничества, племенного дела в животноводстве; проводит бонитировку (комплексную оценку) сельскохозяйственных животных и птиц;
— обеспечивает в границах своих полномочий проведение мониторинга, экономического анализа уровня и динамики цен на мировом, отечественном и региональных рынках продовольствия, готовит предложения относительно проведения ценовой политики на рынке продукции отраслей агропромышленного производства, обеспечивает создание системы информирования о спросе и предложениях на указанном рынке;
— осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства о защите растений, пестицидах и агрохимикатах, обеспечением безопасного использования результатов роста растений;
— разрабатывает и осуществляет мероприятия по развитию рыночной инфраструктуры в АПК (аграрные биржи, аукционы скота, оптовые продовольственные рынки, обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы, кредитные союзы, страховые компании, выставки, ярмарки и т. п.);
— разрабатывает предложения по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, повышению плодородия почв, принимает участие в разработке и в установленном порядке утверждает условия эксплуатации мелиоративных систем в случае приватизации имущества сельскохозяйственных предприятий, которые имеют в своем пользовании мелиоративные земли;
— обеспечивает в соответствии с законодательством государственное управление племенным делом в животноводстве;
— обеспечивает через Государственный департамент ветеринарной медицины проведение государственной политики в области ветеринарной медицины и осуществление государственного ветеринарного контроля, государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также охраны территории Украины от занесения возбудителей карантинных болезней животных;
— осуществляет организационное и медицинское обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей в учебных заведениях, которые относятся к сфере управления Министерства аграрной политики Украины, оказывает содействие кадровому обеспечению предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере его управления;
— организовывает и осуществляет государственный контроль за обеспечением сохранности материальных ценностей и их использованием, состоянием и достоверностью ведения бухгалтерского учета и отчетности, соблюдением требований законодательства о борьбе с коррупцией на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые относятся к сфере управления Министерства аграрной политики Украины.
Решения Министерства аграрной политики Украины, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и гражданами.
Министр аграрной политики Украины несет персональную ответственность перед Президентом Украины и Кабинетом Министров Украины за состояние дел в отраслях агропромышленного производства.
В состав Минагрополитики входят следующие структурные подразделения: Управление по обслуживанию работы Министра; Департамент кадровой политики, аграрного образования и науки; Департамент организационной работы; Юридическое управление; Управление реформирования управления АПК и социально-трудовых отношений; Департамент стратегии развития аграрной экономики; Департамент финансово-кредитной и налоговой политики; Департамент международной интеграции, инвестиционной политики и развития аграрного бизнеса; Управление организации и методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности; Управление ревизии и контроля; Департамент рынков продукции растениеводства и развития семеноводства; Департамент рынков продукции животноводства с Главной государственной племенной инспекцией; Главная государственная инспекция качества и сертификации сельскохозяйственной продукции (отдел); Департамент развития социальной инфраструктуры сельской местности; Департамент научно-технической политики; Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин, оборудования и качеством горюче-смазочных материалов; Отдел охраны труда, пожарной безопасности и безопасности дорожного движения; Департамент реформирования сельского хозяйства; Департамент развития предпринимательства и инфраструктуры сельскохозяйственных рынков; Управление государственной собственностью и приватизацией.
На основе Положения о Министерстве аграрной политики Украины разрабатываются соответствующие положения об областных и районных управлениях сельского хозяйства и продовольствия.
Полномочия Главного областного управления Министерства аграрной политики определены Типовым положением о Главном управлении сельского хозяйства и продовольствия областной, управлении сельского хозяйства и продовольствия Севастопольской городской государственной администрации. Этот акт утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Главное управление сельского хозяйства и продовольствия является структурным подразделением областной, Севастопольской городской государственной администрации, подотчетным и подконтрольным председателю соответствующей госадминистрации и Минагрополитики.
Свою управленческую деятельность управление осуществляет соответственно задачам и компетенции, которые определены Типовым положением. Важнейшими из них следует считать полномочия относительно его участия в формировании и реализации государственной аграрной политики, организации разработки и осуществления мероприятий по гарантированию продовольственной безопасности государства; разработке и осуществлении мероприятий по государственной поддержке и защите товаропроизводителей, содействие демонополизации производства и развитию конкуренции в агропромышленном комплексе, формировании рыночной инфраструктуры, создании благоприятных экономических, материально-технических и социальных условий для ускоренного развития реформированных хозяйств; участии в формировании и реализации социальной политики на селе; обеспечений равных условий для развития всех форм собственности и хозяйствования в отраслях агропромышленного производства; организации работы по вопросам семеноводства и питомничества, сортоиспытания и защиты растений, племенного дела, научного и кадрового обеспечения, стандартизации, карантинного режима, охраны труда и техники безопасности.
Областное управление готовит предложения к проектам программ социально-экономического развития соответствующей территории и проектам местного бюджета; составляет местные балансы обеспечения сельской местности трудовыми, сырьевыми, продовольственными, материально-техническими и энергетическими ресурсами и вносит предложения относительно их удовлетворения.
К его компетенции отнесено содействие формированию инфраструктуры аграрного рынка и развития предпринимательства в сферах агропромышленного производства; обеспечение государственной поддержки предпринимательства в сельской местности, в частности, фермерских хозяйств и личных крестьянских хозяйств; обобщение практики реформирования сельского хозяйства, внесение предложений по этим вопросам Минагрополити-ки и разработка мероприятий и рекомендаций по вопросам реформирования сельского хозяйства.
Оно обеспечивает, в пределах полномочий, определенных законодательством, соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности требований законодательства об охране труда, контроль за техническим состоянием машин и оборудования, пожарной безопасности и безопасности дорожного движения, соблюдение законодательства об охране окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов.
Областное управление сельского хозяйства и продовольствия осуществляет планирование, организацию, ведение лесного хозяйства и использование лесных ресурсов в отраслях агропромышленного производства.
Важными являются полномочия управления анализировать состояние ценовой политики и представлять Минагрополитики предложения относительно ее проведения с целью обеспечения ценового паритета на сельскохозяйственную продукцию, работы и услуги предприятий иных отраслей экономики, а также представлять Минагрополитики предложения относительно внесения в установленном порядке изменений в условия налогообложения, кредитования, государственной поддержки субъектов хозяйствования всех форм собственности отраслей агропромышленного производства.
В процессе своей деятельности областное управление взаимодействует с иными подразделениями областной (городской) государственной администрации, представительными органами и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан.
Правомочия управления (отдела) сельского хозяйства и продовольствия районной государственной администрации определены соответствующим Типовым положением, которое утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 октября 2000 г.
Органом государственного управления землями сельскохозяйственного назначения, которые выступают главным средством производства в сельском хозяйстве, является Государственный комитет Украины по земельным ресурсам (Госкомзем). Он является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра экологии и природных ресурсов Украины. Правовое положение и компетенция Госкомзема определена Положением о Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, утвержденным Указом Президента Украины от 14 августа 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Госкомзем Украины обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые относятся к его компетенции, разрабатывает предложения относительно совершенствования этого законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины. В пределах предоставленных полномочий Госкомзем Украины организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.
Госкомзем принимает участие в подготовке предложений по формированию государственной политики в сфере регулирования земельных отношений, использования, охраны и мониторинга земель, ведения государственного земельного кадастра и обеспечения ее реализации; координирует проведение земельной реформы в Украине; осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель; организует и обеспечивает ведение государственного земельного кадастра, осуществление землеустройства; осуществляет разработку и участие в реализации государственных, отраслевых и региональных программ по вопросам регулирования земельных отношений, рационального использования, охраны и мониторинга земель, восстановления плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра.
В соответствии с возложенными задачами Госкомзем осуществляет государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, в том числе установленного порядка изъятия и предоставления земельных участков, режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и условиями их предоставления собственникам и землепользователям.
Госкомзем имеет право организовывать и обеспечивать проведение работ по денежной, в том числе экспертной, оценке земель, готовит предложения относительно совершенствования методики и порядка проведения таких работ; обеспечивать разработку и осуществление организационных, экономических, экологических и иных мероприятий, направленных на рациональное использование земель, их защиту от вредных антропогенных влияний, а также на воспроизведение и повышение плодородия почв, производительности земель, обеспечение режима земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по развитию рынка земель, кредитных отношений и совершенствования системы налогообложения; готовить вместе с иными центральными органами исполнительной власти предложения относительно совершенствования защиты права собственности на землю и права пользования землей; принимать участие в формировании инвестиционной политики, исходя из приоритетных направлений структурной перестройки экономики, а также имеет другие права.
На местах контроль за использованием земель в системе Гос-комзема возложен на областные, Киевское и Севастопольское городские главные управления земельных ресурсов, городские (городов областного и районного подчинения) управления (отделы) земельных ресурсов и районные отделы земельных ресурсов согласно Постановлению Кабинета Министров Украины от 24 февраля 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
Увеличение масштабов и повышение сложности сельскохозяйственного производства, качественные сдвиги в экономике, коренные изменения в организации сельского хозяйства обусловливают необходимость системного, комплексного анализа деятельности государственного аппарата в этой сфере управления экономикой. Поэтому важно не только исследовать понятие регулирования областью, но и раскрыть формы и методы регулятивной деятельности.
Формы непосредственно выражают действия государственных органов по регулированию сельскохозяйственными предприятиями, структуру их деятельности и основы ее реализации.
По своему смыслу и направленности формы регулирования разнообразны. Целесообразно придерживаться такой классификации форм деятельности государства: правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, организационная деятельность.
Все формы деятельности органов государственного регулирования в области сельского хозяйства взаимозависимы, только их комплексное использование позволяет оптимально решать задачи, которые возникают перед сельскохозяйственным товаропроизводителем, рационально использовать имеющиеся юридические способы.
Правотворческая деятельность — это деятельность уполномоченных органов государства, законодательной и исполнительной власти по изданию соответствующих правовых актов относительно сельскохозяйственной деятельности.
Правовые акты органов государства регулируют вопросы, связанные с совершенствованием организации и деятельности отраслевого аппарата, планирования производства, внедрением в сельскохозяйственное производство достижений науки, экономических стимулов хозяйствования; наиболее эффективным использованием материально-технических и финансовых средств; укреплением законности. С помощью правовых актов определяется порядок осуществления хозяйственной деятельности субъектов сельскохозяйственного производства; основы их правового положения; режим земель сельскохозяйственного назначения.
Правотворчество субъектов государственного регулирования осуществляется путем разработки, обсуждения и принятия установленных законодательством нормативных актов.
Единственным органом законодательной власти в Украине является Верховная Рада Украины (ст. 75 Конституции Украины). Ст. 92 Конституции Украины гласит, что исключительно законами определяются основы использования природных ресурсов, основы социальной защиты, регулирования труда, правовая основа и гарантии предпринимательства и т. п. Субъектами правотворчества являются также органы исполнительной власти.
Правовые нормы постоянно изменяются и приводятся в соответствие с теми задачами, которые имеют место в этой области, исходя из имеющихся материальных и финансовых возможностей государства и сельскохозяйственного производства.
Таким образом, правотворческая деятельность государства и его органов определяется важностью роли права в регулировании общественных отношений в аграрном секторе экономики Украины.
Правоприменительная деятельность. Ее сущность сводится к тому, чтобы реализовывать в конкретных жизненных обстоятельствах аграрную политику государства, правовые нормы с помощью различных способов. Она является оперативно-творческой, требует инициативы, активности, целеустремленности при решении задач, учета всех обстоятельств, которые имеют место в конкретной отрасли, в каждом хозяйстве.
Правоприменительная деятельность находит свое юридическое выражение в издании правовых актов индивидуального характера, содержащих государственно-властные распоряжения о субъективных правах и юридических обязанностях различных органов, должностных лиц, субъектов сельскохозяйственного производства. Конкретность таких распоряжений состоит в том, что они персонифицированы, то есть их адресатом является определенное лицо; с их помощью решаются индивидуальные вопросы, возникающие в сфере государственного регулирования; они являются юридическими фактами, которые вызывают возникновение конкретных отношений. Индивидуальные акты наиболее распространены в практике деятельности по государственному регулированию сельского хозяйства, однако, основным требованием, предлагаемым для их издания, является их соответствие нормативным актам.
Правоохранительная деятельность, будучи важной формой государственного регулирования, выражается в проверке соответствия всей фактической деятельности нормам права, в защите общегосударственных интересов, прав сельскохозяйственных производителей, работников отрасли. Необходимость правоохранительной деятельности объясняется имеющими место фактами нарушения правовых норм.
Нарушения проявляются как в активной, так и в пассивной формах. Нарушение норм в активной форме состоит в том, что отдельные лица прямо нарушают требования правовых норм (хищение имущества, нарушение законодательства о земле и природопользовании, игнорирование агротехнических и зоотехнических требований, сдача нестандартной продукции и т. п.). В пассивной форме нарушения правовых форм выражаются в бездеятельности, отсутствии разумной распорядительности, бесхозяйственности.
Правоохранительная деятельность состоит в: осуществлении органами государства контрольно-надзорных полномочий, проверке фактического осуществления исполнительно-распорядительных функций; принятии решений о восстановлении нарушенных прав предприятий и организаций; принятии мер по предупреждению неправомерных действий в будущем. При этом органы государства используют уголовно-правовые и административно-правовые способы защиты.
Путем правоохранительной деятельности органы государственного регулирования осуществляют государственный контроль за использованием земель, правильной эксплуатацией машинно-тракторного парка, применением иных материально-технических средств, организовывают мероприятия по охране природы, рациональному использованию оросительных, обводнительных и иных мелиоративных сооружений, охране поверхностных и подземных вод, полезащитных лесонасаждений, посевов, соблюдению правил содержания животных. Осуществляя контроль, вышестоящие органы государства отменяют или прекращают незаконные акты иных субъектов государственного управления.
Законодательство обеспечивает охрану общественных отношений в сельском хозяйстве также путем привлечения виновных лиц к уголовной, административной, гражданской, дисциплинарной ответственности.
Организационная деятельность. Цель организационных действий состоит в обеспечении четкой, максимально эффективной деятельности сельского хозяйства и тесно связанных с ним отраслей АПК. Естественно, что для функционирования сельского хозяйства большое значение имеют содержание и сущность организационных действий всех систем органов законодательной и исполнительной власти.
К организационным формам государственного регулирования сельского хозяйства можно отнести: разъяснение содержания нормативных актов; проведение служебных совещаний; составление инструктивных документов, обобщений и т. п. Центральным органом, осуществляющим регулятивные функции относительно сельского хозяйства, является Министерство аграрной политики Украины.
Таким образом, правотворческая, правоприменительная, правоохранительная и организационная деятельность выступают как основные формы государственного регулирования сельского хозяйства, под которыми понимается внешнее проявление деятельности соответствующих органов государства и должностных лиц, направленное на регулирование отношений в этой сфере экономики и достижение максимальной эффективности сельскохозяйственного производства.
Проблеме методов государственного регулирования сельского хозяйства иными отраслями в научной литературе уделено достаточно большое внимание.
В научном плане метод всегда представляет собой совокупность однородных способов, приемов, которые применяются систематически при реализации функций государственного регулирования. Именно совокупность однородных или взаимозависимых приемов — характерная особенность метода.
Применение того или другого метода определяется характером регулируемых отношений, спецификой объектов регулирования, компетенцией субъекта регулирующей деятельности, важностью регулируемого вопроса, соотношением между субъектом и объектом. Но при любых обстоятельствах применение того или иного метода должно быть продиктовано не субъективным желанием субъекта регулирования, а обуславливаться научными принципами деятельности по регулированию сельского хозяйства, предусматриваться или разрешаться правовыми нормами.
Методы не остаются неизменными. Сочетание методов государственного регулирования сельского хозяйства, выделение среди них ведущих, определяющих зависит от уровня продуктивных сил и состояния производственных отношений. Наиболее оптимальное развитие общественных процессов достигается при использовании всей совокупности методов.
Методы находятся в определенной взаимосвязи, и каждый из них своеобразно влияет на поведение участников общественного производства, деятельность органов государственного регулирования сельского хозяйства, сельскохозяйственных производителей.
Все методы государственного регулирования сельским хозяйством традиционно подразделяются на общие и специальные. К общим следует отнести экономические и административные. Они реализуются на всех уровнях государственного регулирования, могут применяться к каждому объекту управления, направлены непосредственно на производство сельскохозяйственной продукции.
Специальные методы выступают составной частью общих методов. Они конкретизируют общие методы, в совокупности с другими методами оказывают содействие осуществлению общего регулирования сельского хозяйства.
Важное значение имеют следующие методы государственного регулирования сельского хозяйства: убеждения, дозволения, метод прямых предписаний, административный, экономический, рекомендательный.
Регулирование всеми отраслями и сферами осуществляется, прежде всего, методом убеждения. Этот метод влияния на общественные отношения представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных действий, которые осуществляются с целью обеспечения высокой организованности и дисциплины, добросовестного выполнения и соблюдения социальных и технических норм.
Метод убеждения выступает как постоянная разъяснительная, воспитательная работа, оказывающая содействие приобретению и углублению работниками собственного опыта, распространению достижений науки и техники, повышению правовой культуры, моральному и материальному поощрению работников.
На практике государственные органы в регулировании сельского хозяйства все чаще применяют метод дозволения. Основа этого метода — совершенствование самостоятельности в деятельности хозяйств, значительный рост квалифицированных кадров, повышение активности сельскохозяйственных производителей в управлении производством. При использовании метода дозволения государственные органы предоставляют право самим сельскохозяйственным предприятиям решать тот или иной вопрос.
К прямым предписаниям относятся акты, в которых указывается конкретное поведение, не допускающее каких-либо отклонений, и которыми руководствуется субъект в хозяйственно-производственной деятельности. Они применяются при активном участии управленческого персонала предприятий, специалистов, работников сельского хозяйства.
Метод прямых предписаний применяется государственными органами в отношении сельскохозяйственных предприятий, когда их деятельность должна отвечать общегосударственным интересам. Однако этот метод не должен вести к вмешательству в организаторскую деятельность внутрихозяйственных органов.
При государственном регулировании сельского хозяйства применяется также метод рекомендаций. Государственные органы предлагают тот или иной вариант решения, а хозяйства сами определяют его приемлемость. Рекомендации, в отличие от обязательных распоряжений, исполняются на принципиально новых условиях, в силу их авторитетности и научной обоснованности.
Особенность рекомендательной нормы состоит в том, что она не носит обязательного характера. Рекомендации, даже если они заключены в форму юридического акта, содержат положения, выполнение которых юридическими санкциями не обеспечивается. Поэтому их нельзя считать правовыми установлениями, т. к. они лишены свойства обязательности исполнения. Рекомендательные нормы указывают направления решения того или иного вопроса, и если норма будет принята, то она приобретает черты внутрихозяйственной нормы и становится регулирующей для данного хозяйства.
Административный и экономический методы являются основными в деятельности государственных органов по регулированию сельского хозяйства. Они взаимообусловлены и дополняют друг друга. Противопоставлять их нельзя. Наиболее оптимальное осуществление деятельности по регулированию сельского хозяйства достигается при неразрывном единстве экономических и административных методов.
Административные методы государственного регулирования — это способы и приемы влияния на управляющую и управляемую системы, их отдельные элементы с использованием отношений соподчинения. Особенности административных методов состоят в том, что с их помощью осуществляется прямое влияние на управляемый объект; определяются задачи управляемого объекта, порядок и сроки их выполнения, устанавливаются ресурсы и условия работы.
Если экономические методы побуждают действовать в определенном направлении, то административные заставляют. Приказы, задания, постановления, распоряжения, указания характеризуются обязательностью их выполнения. Их невыполнение рассматривается как прямое нарушение дисциплины и сопровождается наложением соответствующего взыскания.
Административные методы не только имеют самостоятельное значение, но и являются опосредующим звеном для осуществления иных методов, например, экономических. Преимущество административных методов состоит в оперативности, гибкости осуществления решений, в обеспечении возможности в кратчайшие сроки внести изменения в производственную ситуацию.
Экономическими методами следует считать такую совокупность способов воздействия, которая основывается на использовании системы экономических стимулов (оплата труда, премирование, цена, себестоимость, хозрасчет, прибыль, рентабельность, кредит и т. д.), предусматривающих материальную заинтересованность и материальную ответственность управленческих работников, коллективов в процессе решения поставленных задач. Характерная особенность экономических методов в регулировании сельского хозяйства заключается в разнообразных стимулирующих средствах, материальной заинтересованности, что позволяет объектам управления действовать в необходимом направлении, развивать саморегулирование без вмешательства управляющих органов.
К числу экономических методов относят: ценообразование, хозрасчет, льготное кредитование, финансирование, экономические санкции, налоги, компенсации. Хозрасчет как метод хозяйствования обладает принципами: относительной хозяйственной самостоятельности в имущественной и планово-организационной сферах; стоимостного соизмерения затрат с доходами, самоокупаемости и прибыльности; материальной заинтересованности коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности; материальной ответственности за эти результаты.
Как метод государственного регулирования сельского хозяйства выступает и ценообразование. Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до сельскохозяйственных товаропроизводителеи ориентированные закупочные цены и порядок закупок и расчетов за зерно и иную продукцию на каждый год. Ведется поэтапный переход к паритетным закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, реализуемую в государственные ресурсы по государственному контракту и государственным заказам. Нормы прибыли должны обеспечивать сельскохозяйственным производителям оптимальные условия для расширенного восстановления и согласовываться с платежеспособным спросом населения.
В соответствии с Законом Украины «О приоритетности социального развития села и АПК в народном хозяйстве» от 15 мая 1992 г. проводится государственное инвестирование развития социальной сферы села и АПК. Строительство в сельской местности объектов образования, здравоохранения, водопроводов, линий газоснабжения и электроснабжения и т. п. осуществляется за счет государственного и местного бюджетов.
В качестве экономического метода выступает льготное кредитование. Для поддержки, например, фермерских хозяйств и создания стабильных условий в случае получения кредита банка используются средства Украинского государственного фонда поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.
Законом Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17 декабря 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями) определен механизм уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога, который уплачивается сельскохозяйственными товаропроизводителями в денежной форме или в виде поставок сельскохозяйственной продукции. Указанный налог рассчитывается исходя из единицы земельной площади.
Экономические методы в современных условиях являются наиболее действенными способами влияния на объекты государственного регулирования, т. к. их применение позволяет создавать экономические условия, которые подталкивают сельскохозяйственных товаропроизводителей действовать в направлении, необходимом обществу, решать те или иные вопросы в соответствии с общегосударственными и личными интересами. Они позволяют сохранить свободный выбор поведения.
Следовательно, под методами государственного регулирования сельского хозяйства следует понимать способы, приемы, которые используются в процессе регулятивной деятельности органами законодательной и исполнительной власти для решения задач в сфере сельскохозяйственного производства с целью достижения определенных результатов.
29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
Государственно-правовое регулирование агропромышленного комплекса кроме функций управления предусматривает осуществление органами государственного управления государственного контроля за соблюдением аграрного законодательства всеми аграрными товаропроизводителями.
Министерство аграрной политики Украины осуществляет на предприятиях всех форм собственности государственный контроль за качеством сельскохозяйственной продукции и сырья во время их производства, переработки, сохранения и реализации, в том числе во время проведения экспортно-импортных операций, а также за качеством семян и племенных ресурсов.
При Министерстве аграрной политики Украины действует Управление ревизии и контроля, которое выступает самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства аграрной политики Украины (действует на основании Положения, утвержденного приказом Минагрополитики Украины от 8 ноября 2000 г.).
На него возложены функции организации и проведения, согласно с действующим законодательством, ревизий и проверок хозяйственно-финансовой деятельности государственных предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере управления министерства.
Оно осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранением государственного имущества, правильностью и достоверностью ведения бухгалтерского учета, выявлением и устранением фактов нарушения финансовой дисциплины, нанесенных убытков, бесхозяйственности и расточительства, искажения отчетности на предприятиях, в учреждениях, организациях, которые относятся к сфере управления министерства.
Минагрополитики Украины имеет в своей структуре Главную государственную инспекцию качества и сертификации сельскохозяйственной продукции. Ее правовое положение определено в Положении о Главной государственной инспекции качества и сертификации сельскохозяйственной продукции (отдел) Министерства аграрной политики Украины (утверждено Приказом от 8 ноября 2000 г.).
Главная государственная инспекция качества и сертификации сельскохозяйственной продукции, в состав которой входят Государственная инспекция по заготовкам и качеству продукции (Гос-заготинспекция) и Государственная хлебная инспекция (Госхлеб-инспекция), является структурным подразделением Министерства аграрной политики Украины. Она осуществляет свою деятельность через инспекции качества и формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции Автономной Республики Крым, областных, Севастопольской городской государственных администраций и государственные хлебные инспекции Автономной Республики Крым и областей.
Среди ее полномочий основными являются: организация работы соответствующих служб по вопросам формирования государственных и региональных ресурсов сельскохозяйственной продукции, ее качества, содействие осуществлению мероприятий по государственной поддержке товаропроизводителей, целевому использованию бюджетных средств, а также обеспечение государственного контроля за качеством, сбережением и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, семян масличных культур, сырья для комбикормового производства и комбикормов; подготовка и внесение в установленном порядке руководству министерства предложений относительно совершенствования нормативно-правовых актов, которые регламентируют закупку сельскохозяйственной продукции и сырья в государственные и региональные фонды, организация их выполнения, осуществление систематического контроля за реализацией законодательных актов на местах; организация проведения государственного надзора за соблюдением товаропроизводителями, закупочными организациями и перерабатывающими предприятиями стандартов, технических условий, инструкций, указаний относительно правильности приемки, расчетов и определения качества сельскохозяйственной продукции, в том числе зерна и продуктов его переработки, бобовых и масличных культур.
Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием машин, оборудования и качеством горюче-смазочных материалов является отдельным подразделением Министерства аграрной политики Украины, которое действует на основании Положения, утвержденного 8 ноября 2000 г. и обеспечивает в пределах предоставленных полномочий реализацию государственной политики по вопросам надзора за техническим состоянием машин и оборудования предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, а также осуществление через систему органов Гостехнадзора государственного технического надзора на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и гражданами за соблюдением правил технической эксплуатации и выбраковки машин (тракторов, самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, дорожно-стро-ительных и мелиоративных машин, тракторных прицепов, посевных и уборочных машин), правил транспортирования и хранения нефтепродуктов на предприятиях и в организациях отраслей агропромышленного производства.
Государственный семенной контроль осуществляется Украинской государственной семенной инспекцией Министерства аграрной политики Украины, полномочия которой закреплены в Положении, утвержденном приказом Минагрополитики Украины 19 декабря 2000 г.
Украинская государственная семенная инспекция Министерства аграрной политики Украины в соответствии с Законом Украины «О семенах и посадочном материале» является органом государственного контроля в семеноводстве. Она возглавляет службу государственного семенного контроля Украины, в состав которой входят Украинская государственная семенная инспекция, Государственная семенная инспекция Автономной Республики Крым, областные, межрайонные, районные и городские государственные семенные инспекции.
Указанная инспекция и ее органы на местах осуществляют государственный контроль за деятельностью субъектов всех форм собственности и хозяйствования в сфере семеноводства, которые занимаются производством, заготовкой, обработкой, хранением, реализацией и использованием семян сельскохозяйственных культур, декоративных и лекарственных растений и посадочного материала картофеля относительно соблюдения ими методических и технологических требований по обеспечению сортовой чистоты, биологических и урожайных свойств сорта и посевных качеств семян, за ведением документации сортовых посевов, участков гибридизации семян, за правильным отбором проб для определения посевных качеств семян для собственных потребностей производителя, за оформлением документов о сортовых, гибридных и посевных качествах семян, за введением семян в оборот. Важным является тот факт, что право выдачи документов о качестве семян для всех видов использования и при экспортно-импортных операциях предоставляется лишь государственным семенным инспекциям.
Украинская государственная семенная инспекция при осуществлении государственного контроля в сфере семеноводства взаимодействует с органами местной исполнительной власти, Государственным комитетом стандартизации, метрологии и сертификации Украины и его территориальными органами, Украинской академией аграрных наук, научно-исследовательскими учреждениями и службами семенного контроля иных стран, а также с Международной ассоциацией по контролю за качеством семян (ЮТА).
Согласно Закону Украины «О карантине растений» в системе Минагрополитики действует Главная государственная служба карантина растений. Эта служба осуществляет свою деятельность на основании Устава государственной службы карантина растений Украины, который утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины 28 октября 1993 г. На указанную службу возложена обязанность осуществлять систему государственных мероприятий, направленных на защиту растений, продукции их переработки, сырья, отдельных грузов и т. п. от карантинных объектов.
В состав государственной службы карантина растений входят: Главная государственная инспекция карантина растений с Центральной научно-исследовательской карантинной лабораторией и Центральным фумигационным отрядом Минагрополитики, иные специальные органы в сфере карантина растений, подчиненные Главной государственной инспекции карантина растений.
Устав государственной службы определяет основные задачи карантина растений: охрана территории страны от занесения или самостоятельного проникновения из-за границы или из карантинной зоны карантинных объектов; своевременное выявление, локализация и ликвидация карантинных объектов, а также предотвращение их проникновения в регионы страны, где они отсутствуют, осуществление государственного контроля за соблюдением особого карантинного режима и проведением мероприятий по карантину растений во время выращивания, заготовки, вывоза, ввоза, перевозки, сохранения, переработки, реализации и использования подкарантинных материалов и объектов.
К компетенции органов государственной службы карантина растений отнесено: проведение экспертизы подкарантинных материалов и объектов, выдача карантинных документов на импорт семян, растений и продукции растительного происхождения; внесение представлений Кабинету Министров Украины о введении особого карантинного режима, осуществление контроля за соблюдением законодательства о карантине растений, в том числе во время заключения договоров (контрактов) на ввоз из-за границы продукции растительного происхождения; государственный контроль за проведением карантинных мероприятий предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Для выполнения этих полномочий указанные органы имеют право применять в соответствии с законодательством срочные меры по локализации и ликвидации карантинных объектов, предотвращать их распространение.
Законом Украины «О ветеринарной медицине» предусматривается осуществление государственного ветеринарного контроля. Органом, осуществляющим эти функции, является Государственный департамент ветеринарной медицины, который действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2001 г. Государственный департамент ветеринарной медицины является правительственным органом государственного управления, который действует в составе Минагрополитики и ему подчиняется. К направлениям его деятельности отнесено:
— участие, в пределах своей компетенции, в реализации государственной политики в области ветеринарной медицины;
— осуществление государственного ветеринарно-санитарного контроля и надзора за качеством и безопасностью сырья, продовольственного сырья, продуктов и пищевых продуктов (дальше — продукция) животного происхождения, а также охрана территории Украины от занесения из территорий других государств или из карантинной зоны возбудителей инфекционных болезней животных;
— обобщение практики применения законодательства по вопросам, относящимся к его компетенции, разработка предложений относительно совершенствования этого законодательства;
— разработка и реализация в установленном порядке комплекса мероприятий по: охране территории Украины от занесения из территорий иных государств или из карантинной зоны возбудителей инфекционных болезней животных; профилактике, диагностике инфекционных, инвазийных и незаразных заболеваний животных и их лечение; защите населения от болезней, общих для животных и людей; государственному ветеринарно-санитарному контролю и надзору за производством доброкачественной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения; государственному ветеринарно-санитарному контролю за качеством ветеринарных медикаментов и препаратов, кормов, кормовых добавок; ветеринарно-санитарной экспертизе продукции животного, а на рынках и растительного, происхождения, предназначенной для питания людей, дальнейшей переработки, кормов, кормовых добавок, а также в случае их внутригосударственных перевозок, экспорта, импорта, транзита и выдачи соответствующих ветеринарных документов (свидетельств, сертификатов, справок и т. п.); бактериологическому, радиологическому и токсикологическому контролю качества продукции животного происхождения на мясокомбинатах, в холодильниках и на базах заготовки, сохранения и реализации, а на рынках и продукции растительного происхождения; контролю за соблюдением юридическими и физическими лицами требований нормативно-правовых актов по вопросам ветеринарной медицины, в том числе путем обследования производственной базы предприятий; повышению квалификации специалистов ветеринарной медицины и внедрение в практику достижений ветеринарной науки и передового опыта; развитию международного сотрудничества по вопросам ветеринарной медицины.
Госветмедицины осуществляет свои полномочия непосредственно и через управление ветеринарной медицины Автономной Республики Крым, областные и районные госадминистрации, региональные службы государственного ветеринарно-санитарного контроля на государственной границе и транспорте, предприятия, учреждения и организации ветеринарной медицины.
29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
Административно-правовая ответственность установлена действующим законодательством за административные правонарушения, которые не влекут применение уголовной ответственности. Кодекс Украины об административных правонарушениях предусматривает те или иные виды административной ответственности за совершение административных правонарушений в разнообразных сферах деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве. Глава 9 КоАП посвящена административным правонарушениям в сельском хозяйстве, нарушениям ветеринарно-санитарных правил. Ст. 104 КоАП содержит предписания об административной ответственности за потраву посевов, порчу или уничтожение собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений сельскохозяйственных предприятий.
Указанные виды административных правонарушений имеют большое значение, как и иные виды нарушений в этой сфере деятельности: нарушение порядка и условий ведения семеноводства (ст. 104-1); нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями и болезнями растений и сорняками (ст. 105); вывоз материалов, которые не прошли карантинную проверку или соответствующую обработку (ст. 106); неприменение мероприятий по обеспечению охраны посевов снотворного мака или конопли, мест их хранения и переработки (ст. 106-1); незаконные посев и выращивание снотворного мака или конопли (ст. 106-2); нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных требований (ст. 107); нарушение законодательства о племенном деле в животноводстве (ст. 107-1); грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 108).
Тем не менее, в настоящее время значительно возрастает роль привлечения к ответственности за правонарушения в сфере рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Ст. 52 КоАП предусматривает административную ответственность за порчу сельскохозяйственных и иных земель, загрязнение их химическими и радиоактивными материалами, неочищенными сточными водами, производственными и иными отходами, а также неприменение мер по борьбе с сорняками. Частыми нарушениями являются использование земель не по целевому назначению, невыполнение природоохранного режима использования земель, размещение, проектирование, строительство, введение в эксплуатацию объектов, которые отрицательно влияют на положение земель, неправильная эксплуатация, уничтожение или повреждение противоэрозионных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений (ст. 53), несвоевременное возвращение временно занятых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению, или невыполнение условий снятия, сохранения и нанесения плодородного слоя почвы (ст. 54).
Административная ответственность установлена также за самовольное занятие земельного участка (ст. 53-1), сокрытие или искажение данных земельного кадастра (ст. 53-2), самовольное отклонение от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 55), уничтожение межевых знаков (ст. 56).
Временным положением «О порядке осуществления органами Государственного комитета Украины по земельным ресурсам государственного контроля за использованием и охраной земель» от 29 июля 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 12 сентября 2001 г.) определены порядок и виды административной ответственности за те или иные нарушения земельного законодательства.
Так главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по использованию и охране земель Украины, областей, районов в пределах своей компетенции имеют право:
1) беспрепятственно, при предъявлении служебного удостоверения, посещать предприятия, учреждения, организации, в том числе военные и оборонные объекты, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, для проверки выполнения требований земельного законодательства по использованию и охране земель;
2) давать собственникам земли и землепользователям, независимо от ведомственной принадлежности, обязательные для выполнения указания по вопросам использования и охраны земель, а также по устранению выявленных нарушений;
3) вносить на рассмотрение соответствующих советов предложения о прекращении права собственности или права пользования землей в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Украины;
4) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях земельного законодательства, предусмотренных гл. 7 КоАП, и представлять их административным комиссиям органов исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления;
5) обращаться в советы, принявшие решение, а также в вышестоящие советы с требованием прекращения решений советов, которые противоречат действующему земельному законодательству;
6) получать бесплатно от органов исполнительной власти, собственников земли и землепользователей данные о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, а также информацию о наличии земель запаса;
7) привлекать на договорных условиях с согласия руководителей предприятий, учреждений, организаций, научно-исследовательских и проектных институтов специалистов для участия в проведении обследования земель;
8) вносить на рассмотрение органов исполнительной власти или исполнительных органов местного самоуправления вопросы о:
— прекращении разработки полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, поисковых и иных работ, если они проводятся с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению, порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и иным процессам, которые понижают производительность земель;
— прекращении промышленного, гражданского и иных видов строительства, эксплуатации объектов, агротехнических, лесомелиоративных работ, которые ведутся с нарушением требований земельного законодательства;
— изъятии или временной консервации деградированных или загрязненных земель, дальнейшее использование которых может привести к отрицательным последствиям или если иными способами невозможно обновить плодородие почв;
9) принимать участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию мелиоративных и рекультивированных земель, защитных лесонасаждений, противоэрозионных и гидротехнических сооружений и иных объектов, строящихся с целью повышения плодородия и охраны земель.
Органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в лице своих государственных инспекторов, в соответствии со своей компетенцией, вправе налагать в административном порядке штрафы за нарушения земельного законодательства.
Кроме органов по земельным ресурсам, дела об административных правонарушениях в агропромышленном комплексе рассматривают административные комиссии при исполкомах районных, городских, районных в городах советов; районные (городские) суды (судьи); органы внутренних дел; органы государственного ветеринарного контроля; органы государственной службы карантина растений; органы государственного сельскохозяйственного технического надзора.
На основании Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24 февраля 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями) за нарушения санитарного законодательства (за передачу заказчику или в производство и применение конструкторской, технологической и проектной документации, которая не отвечает санитарным нормам; за реализацию продукции, запрещенной к выпуску и реализации должностными лицами органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы; за выпуск, реализацию продукции, которая вследствие нарушения требований стандартов, санитарных норм является опасной для жизни и здоровья людей и др.) или невыполнения постановлений, распоряжений, предписаний, выводов должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы на лиц, виновных в совершении таких правонарушений, может быть наложен штраф.
Органы государственного ветеринарного контроля в соответствии с Законом Украины «О ветеринарной медицине» от 15 ноября 2001 г. имеют право проверять субъектов хозяйствования (любых юридических лиц), деятельность которых связана с содержанием, транспортированием и реализацией животных; хранением, переработкой, транспортированием и реализацией продукции животного, а на рынках и растительного, происхождения; производством и реализацией ветеринарных препаратов, субстанций, готовых кормов, кормовых добавок, осуществлением лабораторной диагностики и предоставлением ветеринарных услуг.
При этом ответственность в виде штрафа может наступать за: нарушение ветеринарно-санитарных правил, инструкций по профилактике и ликвидации инфекционных заболеваний животных; неисполнение мероприятий относительно карантина животных или других карантинных ограничений; перемещение через государственную границу без обязательного проведения ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных ветеринарному надзору объектов; реализацию ввезенных на территорию Украины: продукции животного и растительного происхождения, кормов для животных, которые не пропіли в Украине ветеринарно-санитар-ной экспертизы; реализацию на территории Украины ветеринарных препаратов, субстанций, готовых кормов, кормовых добавок и средств ветеринарной медицины, не зарегистрированных в Украине; уклонение от предъявления или не предъявление животных для проведения ветеринарного осмотра, обязательных мероприятий (исследования, прививки, обработки) относительно профилактики заболеваний животных, а также необеспечение надежной фиксации животных для проведения осмотра (мероприятий); изготовление продуктов питания из сырья животного происхождения, запрещенного для использования; уклонение от обязанностей ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного, а на рынках и растительного происхождения; уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение предписаний государственных инспекторов ветеринарной медицины. Оплата штрафов не освобождает предприятие от устранения допущенных нарушений и возмещения убытков в порядке, установленном законодательством. На основании Закона Украины «О карантине растений» на лиц, виновных в нарушении карантинных требований относительно вывоза из карантинных зон или ввоза из-за границы подка-рантинных материалов, в судебном порядке может налагаться штраф на основании представления главных государственных инспекторов карантина растений.
- Предисловие
- Общая часть - Раздел I. Введение в административное право - Глава 1. Предмет, метод и система административного права - 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права - 1.3.1. Становление и развитие административного права
- 1.3.2. Советский период развития науки административного права
- 1.3.3. Административное право в независимой Украине
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы - 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения - 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти - 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций - 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан - 8.1.Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие - 9.1Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- Раздел III. Государственное управление - Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления - 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления - 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы - 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- Глава 17 административная ответственность - 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- Глава 18 административные взыскания - 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- Раздел V. Административный процесс - Глава 19 административный процесс - 19.1. Понятие административного процесса
- Глава 20. Производство по делам об административных проступках - 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- Глава 21. Дисциплинарное производство в административном праве - 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- Глава 23. Административный надзор – 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- Глава 24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Глава 26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине - 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- Глава 27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием - 27.1. Организация управления финансами
- Глава 28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом - 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- Глава 29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом - 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- Глава 30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение - 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- Глава 31. Управление охраной и использованием природных ресурсов - 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- Глава 33 управление образованием - 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- Глава 34 управление наукой - 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- Глава 35 управление здравоохранением - 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- Глава 36 управление культурой и искусством - 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения - 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- Глава 38. Управление физической культурой, спортом, туризмом - 1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- Глава 40. Управление национальной безопасностью - 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- Глава 41. Управление обороной украины - 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- Глава 42 управление внутренними делами - 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- Глава 43. Организация управления юстицией украины - 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями