logo search
TGP

54. Частное и публичное право

Еще римские юристы рассматривали публичное право сферой ин­тересов государства как целого, тогда как частное право представля­лось сферой интересов индивида. Следовательно, в вопросе о взаимодействии государства и личности определение критериев отнесения к сфере частного и публичного имеет принципиальное значение Особенно если учесть, что границу между частным и публичным правам установить достаточно трудно в силу взаимопроникновения интересов государства и личности. Попытки найти другие критерии для разграничения частного и публичного права несколько продвину­ли решение проблемы, но в полной мере ее не сняли. В частности, используют в качестве критерия разграничения имущественные отно­шения как составляющие исключительно сферу частного права, или способ судебной защиты, когда публичное право охраняется но ини­циативе государственной власти, а частное право по инициативе частных лиц. Наиболее приемлемым критерием в разграничении част­ного и публичного права нужно считать централизацию или децентра­лизацию правового регулирования. Если правовое регулирование осуществляется из единого центра (юридическая централизация) — это сфера публичного права, если юридически значимые решения принимаются отдельными субъектами, по их инициативе (юридичес­кая децентрализация), мы в сфере частного права.

Государство в сфере публичного права определяет место и роль каждого отдельного субъекта в системе правовых отношений, его права и обязанности по отношению к государству. Издаваемые в этой сфере нормы являются императивными, поскольку фиксируют поведение участников отношений. Представляемые в этой сфере права должны осуществляться Неосуществление права есть одно временно неисполнение обязанности. Сфера частного права предпо лагает децентрализацию правового регулирования, т. е. юридически значимые решения принимаются участниками складывающихся право отношений самостоятельно. К тому же здесь проявляется свобода выбора юридического решения (диспозитивность). Государство лишь охраняет то, что решили другие участники отношений и может вмешаться в частные дела лишь тогда, когда частные лица своего решения не принимали. Для частного права характерны такие принципы как независимость и автономность личности, признание и защита частной собственности, свобода договора. В публичном праве одной из сторон всегда выступает государство либо его орган (дожностное лицо), наделенный властными полномочиями.

Границы между публичным и частным правом подвижны, изменяются в связи с развитием общества, демократическими переменами, повышением уровня культуры, интегративными процессами. Од­нако при любых обстоятельствах обеспечение невмешательства го­сударства в сферу частного права составляет важнейшую гарантию прав и свобод личности.

Разделение права на частное и публичное не следует понимать как его деление на уровне отраслей права, поскольку оно может проводиться на уровне институтов права и даже конкретных право­вых норм. Между тем обычно к сфере частного права относят от­расли гражданского права, коммерческого права, семейного права, тогда как сферой публичного права признается отрасль конституци­онного права, административного права, уголовного права, процес­суального права. Считается, что разделение права на частное и публичное в новое время должно быть дополнено социальным пра­вом, которое как бы соединяет частный и общий интерес. Среди отраслей, которые относят к социальному праву: отрасли трудового права, право социального обеспечения, медицинское право и др.