5.2. Классификация конституций
Современные конституции классифицируются:
1) по содержанию: писаные и неписаные.
Писаная Конституция - принимаемый и изменяемый в особом порядке Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой. Если отдельного конституционного акта в государстве нет, то его роль выполняют несколько нормативных правовых актов, закрепляющих принципы организации государственной власти, права и свободы граждан (Великобритания, Новая Зеландия). Эти нормативные правовые акты в совокупности называются неписаной Конституцией;
2) по порядку принятия и изменения: гибкие и жесткие.
Гибкими являются все неписаные конституции. Порядок принятия и изменения гибкой конституции таков, как и обычного закона. Процедура же принятия и изменения жесткой конституции по отношению к обычному закону более усложнена. Например, необходимо квалифицированное большинство голосов депутатов при принятии конституции парламентом, или проведение общенационального референдума;
по форме закрепления политической власти: монархические (Швеция, Япония и др.) и республиканские (Республика Беларусь, Франция);
по порядку установления: октроированные, т.е. дарованные монархом, и неоктроированные, принятые высшим законодательным органом власти;
по форме закрепления государственного устройства: федеральные, закрепляющие цели объединения субъектов федерации в единое федеративное государство, правовой статус федерации
24
в целом и ее субъектов в отдельности (США, Россия) и унитарные (Республика Беларусь, Франция, Италия).
5.3. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ
Основные черты и юридические свойства Конституции отражают ее особое место в системе права и специфику механизма конституционного регулирования наиболее важных общественных отношений. К числу характерных черт Конституции относят: легитимность, перспективность, реальность, преемственность, итоговый характер предписаний, верховенство, стабильность, основу системы права.
Легитимность Конституции проявляется в том, что она принимается:
законно избранным представительным органом государства (парламентом);
учредительным собранием, специально созданным для ее принятия, или народом - путем референдума.
Легитимный характер Конституции Республики Беларусь 1994 г. проявился в том, что она была принята Верховным Советом Республики Беларусь. Легитимность изменений, внесенных в Конституцию Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. и от 17 октября 2004 г., проявились в том, что они были приняты на Всебелорусском референдуме.
Перспективность Конституции проявляется в том, что, закрепляя результаты, достигнутые государством и обществом, она содержит программные положения, определяет тенденции и основные направления развития общества и государства. Программные положения включены в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направление в экономическом, политическом, социально-культурном развитии - в раздел «Основы конституционного строя».
Реальность является весьма важной чертой Конституции. Если Конституция и действительность находятся в единстве, обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества и государства, можно говорить о реальности Конституции. Реальность во многом зависит от политической, экономической и социальной стабильности, укрепления режима законности и правопорядка. В отличие от конституций Беларуси советского периода Консти-
25
туция Республики Беларусь 1994 г. в значительной мере ближе к действител ьности.
Преемственность Конституции предполагает сохранение всего ценного, что накоплено опытом предшествующего развития, т. е. историко-культурных ценностей, государственного устройства, формы правления и т. д. Идея преемственности Конституции Республики Беларусь содержится в ее преамбуле: «...опираясь на многовековую историю белорусской государственности...». Преемственность закрепляется в сохранении роли Конституции как Основного Закона государства, обеспечении ее верховенства в системе законодательства, обогащении традиционных институтов. В то же время каждая новая Конституция отражает качественные сдвиги в экономической, социальной, политической структуре, государственном устройстве и т. д.
Как итоговый документ Конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту ее принятия, являясь юридическим отражением хода исторического процесса в целом и конкретного этапа развития общества и государства в частности.
Конституция, обладая высшей юридической силой, занимает верховенство в правовой системе Республики Беларусь. Верховенство - это приоритетное положение в системе законодательства.
Стабильность Конституции является одной из наиболее важных ее свойств. Это акт долговременного действия. Стабильность проявляется в сохранении высокой степени устойчивости всей системы права. Стабильность Конституции - основное условие порядка и законности, укрепление механизма осуществления властных государственных функций.
Гарантией стабильности Конституции Республики Беларусь является порядок ее принятия, изменения и дополнения (раздел VIII Конституции Республики Беларусь)
Конституция - основа системы права. Это важнейшее условие обеспечения согласованности всех звеньев государства, режима законности и правопорядка Конституция занимает центральное место в системе права и действует в ее рамках, устанавливая исходные начала функции всей системы права.
26
Контрольные вопросы и задания
Понятие, сущность конституции и ее социальное назначение.
Как классифицируются конституции?
Основные функции Конституции.
Характерные черты Конституции. Их краткая характеристика.
Литература
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
О нормативных правовых актах Республики Беларусь. Закон Респ. Беларусь от 10.01.2000 г. (в ред. от 29.06.2006 г.) // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2000. №2/136.
Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь - правовая основа преобразований государства и общества / Г.А. Василевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. 2004. №1. С. 103-116.
- Глава 2. Понятие и сущность конституционно-правовых
- 1.5. Основы построения системы конституционного права
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- 2.3. Объекты конституционно-правовых отношений
- 2.4. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений
- Глава 3. Реализация норм
- 3.3. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 4. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- 4.2. Методологические основы исследования в науке конституционного права
- 4.3. Конституционное право как учебная дисциплина
- 5.2. Классификация конституций
- Глава 6. Конституционное
- 7.1. Понятие основ конституционного строя
- 7.2. Конституционные характеристики республики беларусь
- 8.2. Государственный суверенитет республики беларусь
- Глава 9. Правовые основы
- Глава 10. Формы политической власти
- 10.1. Конституционные основы
- 10.2. Понятие политической системы общества и характеристика ее элементов
- Глава 11. Конституционные
- Глава 12. Гражданство республики беларусь
- Глава 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 13.1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности
- 13.2. Классификация конституционных прав и свобод личности
- Глава 14. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь
- 14.2. Понятие «беженцы», их правовой статус в республике беларусь
- Глава 15. Административно-территориальное устройство республики беларусь
- 15.3. Компетенция государственных
- Глава 16. Избирательная система. Избирательное право
- 7. Мажоритарная избирательная система
- 2. Пропорциональная избирательная система
- 3. Смешанная избирательная система
- 16.2. Избирательная система республики беларусь
- Глава 17. Референдум
- Глава 18. Понятие и основные
- 18.2. Понятие принципа народного представительства
- 18.3. Реализация принципа разделения властей в деятельности государственных органов республики беларусь
- Глава 19. Конституционно-правовой статус президента республики беларусь
- 19.2. Место и роль президента республики беларусь в системе государственных органов
- 19.3. Функции и компетенция президента республики беларусь
- 19.4. Акты президента республики беларусь
- 19.5. Основания, порядок смещения
- 19.6. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства президента республики беларусь
- 20.1. Понятие, принципы, структура, компетенция парламента -национального собрания республики беларусь
- 20.2. Основные организационно-правовые формы работы парламента, его палат и комиссий
- 20.3. Основные гарантии депутатской деятельности депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- 20.4. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- Глава 21. Исполнительная власть в республике беларусь
- 21.1. Понятие, место и роль исполнительной власти
- 21.2. Совет министров республики беларусь
- 21.3. Республиканские органы
- 21.4. Администрация президента республики беларусь
- 21.5. Управление делами президента республики беларусь
- 22.1. Понятие, принципы организации и деятельности органов судебной власти
- Глава 23. Местное управление и самоуправление
- 23.2. Местные советы депутатов
- 23.3. Исполнительные комитеты (администрации)
- 23.4. Органы территориального
- Глава 24. Конституционные
- 24.1. Функции и задачи прокуратуры республики беларусь
- 24.2. Формы воздействия органов прокуратуры на субъектов, нарушающих законность
- Глава 25. Конституционные основы комитета государственного контроля республики беларусь
- 25.1. Порядок образования и подчиненность комитета государственного контроля
- Глава 26. Конституционные
- 26.1. Бюджетная система республики беларусь
- 26.2. Банковская система республики беларусь