15.3. Компетенция государственных
ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ
АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
УСТРОЙСТВА
Законом определена компетенция государственных органов при решении вопросов административно-территориального устройства.
Основные и наиболее важные вопросы в этой области решает Глава государства. Так, согласно ст. 8 Закона от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке ре-
79
шения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» закреплено, что Президент Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь с учетом мнения местных Советов депутатов:
-образовывает и упраздняет области и районы, устанавливает и переименовывает административные центры, принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства; относит населенные пункты к категориям городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах; принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение городских Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения;
- объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь (ст. 8).
В соответствии со ст. 9 Закона Совет Министров Республики Беларусь:
представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений,
устанавливает порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь;
осуществляет контроль за учетом и регистрацией административно-территориальных и территориальных единиц;
определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорожных станций, аэропортов и других объектов, расположенных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением,
дает согласие областным Советам депутатов на отнесение
населенных пунктов к категории городов районного подчинения;
80
♦ создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и организует ее работу. В соответствии со ст. 10. Закона Советы депутатов и исполнительные комитеты различных уровней имеют также определенные полномочия в данной области.
Контрольные вопросы и задания
Понятие административно-территориального устройства.
Цели и задачи деления территории государства на части - административно-территориальные единицы и территориальные единицы.
Основные принципы административно-территориального устройства.
Виды и государственно-правовая характеристика административно-территориальных единиц Беларуси.
Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-территориального устройства.
Порядок переименования административно-территориальных единиц и изменения их границ.
Литература
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602-XI! (ред. от 09.10.2000 г. № 52-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/478.
3.0 Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 07.07.1998 г. № 178-3 (ред. от 20.07.2006 г. № 162-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/709.
Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 г. № 154-3 (ред. от 23.11.2005 г. № 162-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/686.
О статусе столицы Республики Беларусь - города Минска: Закон Респ. Беларусь от 12.07.2000 г. № 410-3 (ред. от 05.01.2004. № 263-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2000. № 2/185.
8*
82
6. Об упорядочении решения вопросов административно-терри ториального устройства в Республике Беларусь: Указ Прези дента Республики Беларусь от 03.02.1997 г. № 120 (ред. от
10.11.1997 г.) // Собр. декретов, указов Президента и поста новлений Правительства Респ. Беларусь. 1997. № 4. Ст. 135.
Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр: Указ Президента Республики Беларусь от 29.09.1998 г. № 468 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. 1998. № 28. Ст. 713.
Об объединении районов и городов областного подчинения, имеющих общий административный центр, в одну административно-территориальную единицу: Указ Президента Республики Беларусь от 01.12.1998 г. № 563 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. Минск, 1998. №34. Ст. 856.
Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Закона Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Респ. Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от
05.08.1998 г. (ред. от 07. 05. 2005 г. № 598) // Нац. реестр пра вовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/6822.
10. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: науч. практ. комментарий / Г.А. Василевич. Минск, 2005.
- Глава 2. Понятие и сущность конституционно-правовых
- 1.5. Основы построения системы конституционного права
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- 2.3. Объекты конституционно-правовых отношений
- 2.4. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений
- Глава 3. Реализация норм
- 3.3. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 4. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- 4.2. Методологические основы исследования в науке конституционного права
- 4.3. Конституционное право как учебная дисциплина
- 5.2. Классификация конституций
- Глава 6. Конституционное
- 7.1. Понятие основ конституционного строя
- 7.2. Конституционные характеристики республики беларусь
- 8.2. Государственный суверенитет республики беларусь
- Глава 9. Правовые основы
- Глава 10. Формы политической власти
- 10.1. Конституционные основы
- 10.2. Понятие политической системы общества и характеристика ее элементов
- Глава 11. Конституционные
- Глава 12. Гражданство республики беларусь
- Глава 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 13.1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности
- 13.2. Классификация конституционных прав и свобод личности
- Глава 14. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь
- 14.2. Понятие «беженцы», их правовой статус в республике беларусь
- Глава 15. Административно-территориальное устройство республики беларусь
- 15.3. Компетенция государственных
- Глава 16. Избирательная система. Избирательное право
- 7. Мажоритарная избирательная система
- 2. Пропорциональная избирательная система
- 3. Смешанная избирательная система
- 16.2. Избирательная система республики беларусь
- Глава 17. Референдум
- Глава 18. Понятие и основные
- 18.2. Понятие принципа народного представительства
- 18.3. Реализация принципа разделения властей в деятельности государственных органов республики беларусь
- Глава 19. Конституционно-правовой статус президента республики беларусь
- 19.2. Место и роль президента республики беларусь в системе государственных органов
- 19.3. Функции и компетенция президента республики беларусь
- 19.4. Акты президента республики беларусь
- 19.5. Основания, порядок смещения
- 19.6. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства президента республики беларусь
- 20.1. Понятие, принципы, структура, компетенция парламента -национального собрания республики беларусь
- 20.2. Основные организационно-правовые формы работы парламента, его палат и комиссий
- 20.3. Основные гарантии депутатской деятельности депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- 20.4. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- Глава 21. Исполнительная власть в республике беларусь
- 21.1. Понятие, место и роль исполнительной власти
- 21.2. Совет министров республики беларусь
- 21.3. Республиканские органы
- 21.4. Администрация президента республики беларусь
- 21.5. Управление делами президента республики беларусь
- 22.1. Понятие, принципы организации и деятельности органов судебной власти
- Глава 23. Местное управление и самоуправление
- 23.2. Местные советы депутатов
- 23.3. Исполнительные комитеты (администрации)
- 23.4. Органы территориального
- Глава 24. Конституционные
- 24.1. Функции и задачи прокуратуры республики беларусь
- 24.2. Формы воздействия органов прокуратуры на субъектов, нарушающих законность
- Глава 25. Конституционные основы комитета государственного контроля республики беларусь
- 25.1. Порядок образования и подчиненность комитета государственного контроля
- Глава 26. Конституционные
- 26.1. Бюджетная система республики беларусь
- 26.2. Банковская система республики беларусь