logo
КП Кивель

15.3. Компетенция государственных

  • ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

  • УСТРОЙСТВА

  • Законом определена компетенция государственных органов при решении вопросов административно-территориального уст­ройства.

  • Основные и наиболее важные вопросы в этой области решает Глава государства. Так, согласно ст. 8 Закона от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке ре-

  • 79

  • шения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь» закреплено, что Президент Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Бела­русь с учетом мнения местных Советов депутатов:

  • -образовывает и упраздняет области и районы, устанавливает и переименовывает административные центры, принимает реше­ния по спорам между областными Советами депутатов, связан­ным с вопросами административно-территориального устройс­тва; относит населенные пункты к категориям городов областно­го подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах; принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунк­тов в административное подчинение городских Советов депута­тов, исполнительных и распорядительных органов города Минска и городов областного подчинения;

  • - объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территори­альные единицы, имеющие общий административный центр, в од­ну. Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов де­путатов, исполнительных и распорядительных органов соответст­вующих административно-территориальных единиц определяет­ся Президентом Республики Беларусь (ст. 8).

  • В соответствии со ст. 9 Закона Совет Министров Республики Беларусь:

    • представляет Президенту Республики Беларусь предложе­ния по вопросам административно-территориального уст­ройства для принятия соответствующих решений,

    • устанавливает порядок учета и регистрации администра­тивно-территориальных и территориальных единиц Рес­публики Беларусь;

    • осуществляет контроль за учетом и регистрацией админис­тративно-территориальных и территориальных единиц;

    • определяет порядок наименования и переименования предприятий, организаций, учреждений, железнодорож­ных станций, аэропортов и других объектов, расположен­ных на территории Республики Беларусь, а также физико-географических объектов, осуществляет контроль за его соблюдением,

    • дает согласие областным Советам депутатов на отнесение

    1. населенных пунктов к категории городов районного подчи­нения;

    2. 80

    3. ♦ создает Топонимическую комиссию при Совете Министров Республики Беларусь, утверждает положение о ней и орга­низует ее работу. В соответствии со ст. 10. Закона Советы депутатов и исполни­тельные комитеты различных уровней имеют также определен­ные полномочия в данной области.

    4. Контрольные вопросы и задания

    1. Понятие административно-территориального устройства.

    1. Цели и задачи деления территории государства на части - ад­министративно-территориальные единицы и территориальные единицы.

    2. Основные принципы административно-территориального уст­ройства.

    3. Виды и государственно-правовая характеристика администра­тивно-территориальных единиц Беларуси.

    4. Компетенция государственных органов Республики Беларусь в области административно-территориального устройства.

    5. Порядок переименования административно-территориальных единиц и изменения их границ.

    1. Литература

    1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референду­мах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

    2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602-XI! (ред. от 09.10.2000 г. № 52-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/478.

    1. 3.0 Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 07.07.1998 г. № 178-3 (ред. от 20.07.2006 г. № 162-3) // Нац. ре­естр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/709.

    1. Об административно-территориальном делении и порядке ре­шения вопросов административно-территориального устройс­тва Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 г. № 154-3 (ред. от 23.11.2005 г. № 162-3) // Нац. ре­естр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/686.

    2. О статусе столицы Республики Беларусь - города Минска: За­кон Респ. Беларусь от 12.07.2000 г. № 410-3 (ред. от 05.01.2004. № 263-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Бе­ларусь. Минск, 2000. № 2/185.

    1. 8*

    1. 82

    2. 6. Об упорядочении решения вопросов административно-терри­ ториального устройства в Республике Беларусь: Указ Прези­ дента Республики Беларусь от 03.02.1997 г. № 120 (ред. от

    3. 10.11.1997 г.) // Собр. декретов, указов Президента и поста­ новлений Правительства Респ. Беларусь. 1997. № 4. Ст. 135.

    1. Об утверждении Положения о порядке решения вопросов, свя­занных с объединением одноименных административно-тер­риториальных единиц, имеющих общий административный центр: Указ Президента Республики Беларусь от 29.09.1998 г. № 468 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. 1998. № 28. Ст. 713.

    2. Об объединении районов и городов областного подчинения, имеющих общий административный центр, в одну администра­тивно-территориальную единицу: Указ Президента Республи­ки Беларусь от 01.12.1998 г. № 563 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. Минск, 1998. №34. Ст. 856.

    3. Об утверждении нормативных актов, необходимых для реали­зации Закона Республики Беларусь «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов адми­нистративно-территориального устройства Респ. Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от

    1. 05.08.1998 г. (ред. от 07. 05. 2005 г. № 598) // Нац. реестр пра­ вовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/6822.

    2. 10. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: науч. практ. комментарий / Г.А. Василевич. Минск, 2005.