16.2. Избирательная система республики беларусь
Под избирательной системой в Республике Беларусь следует понимать принципы организации и проведения выборов в представительные государственные органы и органы местного самоуправления. Данные принципы закреплены ст. 38 Конституции Республики Беларусь и регламентируются Избирательным кодексом Республики Беларусь (гл. 2). В соответствии со ст. 38 Конституции Республики Беларусь «граждане Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании».
В соответствии со ст. 4 Избирательного кодекса выборы Президента, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются всеобщими, т.е. право голоса, имеют только лица, достигшие 18 лет, причем в выборах (референдуме) не принимают участие граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. А в голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана такая мера пресечения, как содержание под стражей.
Под свободными выборами в соответствии со ст. 5 Избирательного кодекса понимается, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах (референдуме) и за кого (за что) голосовать.
Равное избирательное право. Избиратели участвуют в выборах представительных органов государства (референдумах) на равных основаниях, т.е. каждый избиратель (участник референдума) имеет только один голос, а кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.
Прямое избирательное право. Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов являются прямыми, так как избиратели избирают их непосредственно.
Косвенное избирательное право Члены Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь избираются на
86
заседаниях депутатов областных Советов и Минского городского Совета по восемь членов, а восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь единолично.
Под тайным гопосованием понимается, что контроль за волеизъявлением избирателей (участников референдума) в ходе голосования запрещен.
16.3. ПОНЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО СТАДИИ
Избирательный процесс - это определенная деятельность и система правовых норм, регулирующих данную деятельность, определенная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов государства, общественных организаций и групп граждан по подготовке и проведению выборов в государственные органы, а также органы местного управления и самоуправления. Эта деятельность юридически упорядочена и урегулирована, имеет определенную устойчивость и состоит из определенно расположенных в системном порядке стадий.
Назначение выборов.
Установление избирательных округов.
Установление избирательных участков.
Создание избирательных комиссий.
Регистрация избирателей.
Выдвижение кандидатов в депутаты, их регистрация.
Агитационная кампания.
Голосование.
Подсчет голосов и установление итогов голосования.
Возможность проведения второго тура или новых выборов.
Окончательное опубликование результатов выборов.
16.4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Назначение выборов
Эта стадия заключается в установлении даты голосования и проведения очередных выборов.
87
Важную роль в данной стадии избирательного процесса играет Президент Республики Беларусь, который в соответствии с ч. 1, 2 ст. 84 Конституции и ст. 22 Избирательного кодекса:
назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения;
назначает очередные и внеочередные выборы в Совет Республики и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения;
назначает очередные и внеочередные выборы в местные Советы депутатов и определяет организационные мероприятия по обеспечению их проведения и т.д.
В компетенцию Палаты представителей Национального Собрания входит назначение выборов Президента Республики Беларусь и определение организационных мероприятий по обеспечению их проведения (п. 3 ст. 97 Конституции, ст. 22 Избирательного кодекса).
Установление избирательных округов
Эта стадия избирательного процесса регламентируется ст. 14 -16 Избирательного кодекса Республики Беларусь.
Избирательный округ- территориальная единица, объединяющая граждан для избрания депутатов в представительные органы государства и органы местного самоуправления.
Выборы Президента Республики Беларусь проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию Республики Беларусь.
Для проведения выборов депутатов Палаты представителей на территории Республики Беларусь образуется 110 избирательных округов.
Для проведения выборов депутатов местных Советов депутатов также образуются избирательные округа.
Избирательные округа образуются с примерно равной численностью избирателей. Отклонение числа избирателей в избирательном округе, как правило, не может превышать 10 %. Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
88
Установление избирательных участков
Ст. 17 и 18 Избирательного кодекса определяется установление избирательных участков.
Избирательный участок - это территориальная единица, объединяющая избирателей общим местом голосования.
Участки для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей.
Участки для голосования могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также в воинских частях.
Участки для голосования образуются в районах и городах районными, городскими (в городах областного подчинения) исполнительными комитетами, а в городах с районным делением -районными администрациями. В воинских частях участки для голосования образуются в таком же порядке по представлению командиров воинских частей.
За пределами Республики Беларусь участки для голосования для граждан Республики Беларусь, пребывающих на территории иностранных государств, образуются руководителями дипломатических представительств (консульских учреждений) Республики Беларусь, действующих на территории соответствующих иностранных государств, в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией.
Участки для голосования образуются не позднее чем за два месяца до выборов и не позднее чем за 25 дней до референдума.
При проведении отзыва депутата участки для голосования образуются не позднее семи дней после назначения дня голосования об отзыве депутата.
Органы, образовавшие участки для голосования, обязаны не позднее чем в десятидневный срок оповестить избирателей, участников референдума о границах каждого участка для голосования с указанием места нахождения участковой комиссии и помещения для голосования.
Создание избирательных комиссий
На эти органы (комиссии) возлагается организационное руководство всеми избирательными процессами. Различают следующие комиссии:
89
Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
территориальные, система которых основана на административно-территориальном устройстве государства;
окружные (обеспечивают регистрацию кандидатов и нормальный ход избирательной кампании, а также определяют результаты выборов по избирательному округу);
участковые (осуществляют регистрацию избирателей, организовывают голосование на участке, определяют итоги по избирательному участку).
Территориальные органы при наличии окружных обобщают и опубликовывают результаты выборов на соответствующей территории, а при отсутствии окружных выполняют также и их функции.
Образование и организация работы Центральной комиссии определяются Конституцией Республики Беларусь, Избирательным кодексом Республики Беларусь и Законом «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов».
Комиссии по выборам Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутата формируются из представителей, указанных в ч.1 ст. 11 Избирательного кодекса.
Регистрация избирателей
Вопросы регистрации избирателей регламентируются гл. 5 Избирательного кодекса.
Списки избирателей для голосования составляются по каждому участку соответствующими государственными органами и подписываются председателем и секретарем участковой комиссии.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии.
Каждому гражданину предоставляется право обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о гражданине.
90
Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, уточняются участковой избирательной комиссией накануне каждого тура голосования.
Выдвижение кандидатов, их регистрация
Вопросы выдвижения кандидатов подробно регламентируются гл. 15 Избирательного кодекса.
Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Беларусь начинается за 80 дней и заканчивается за 50 дней до выборов.
Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит политическим партиям, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Беларусь не позднее чем за шесть месяцев до назначения выборов, трудовым коллективам, а также гражданам путем сбора подписей.
Выдвижение кандидатов в депутаты начинается за 70 дней и заканчивается за 40 дней до выборов.
Регистрация кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществляется Центральной комиссией, а кандидатов в депутаты - соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией.
Кандидат в депутаты может баллотироваться только по одному избирательному округу.
Текст бюллетеня по выборам Президента Республики Беларусь утверждается Центральной комиссией, текст бюллетеня по выборам депутата - соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией.
Участковые комиссии обеспечиваются бюллетенями не позднее чем за семь дней до выборов.
Агитационная кампания
Агитационная кампания является одной из важных стадий избирательного процесса. От качества ее проведения во многом зависит, кто станет депутатом или Президентом. Проведение агитационной кампании регламентируется гл. 10 Избирательного кодекса Республики Беларусь.
91
Согласно ст. 155 Избирательного кодекса Республики Беларусь под термином «предвыборная агитация», понимается деятельность граждан Республики Беларусь, политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, кандидатов, их доверенных лиц, инициативных групп, осуществлявших сбор подписей по выдвижению кандидатов и проводящих агитацию за их избрание, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, голосованию за тех или иных кандидатов или против них.
Иностранные граждане не вправе принимать участия в агитации.
Ст. 47 Избирательного кодекса закрепляет положения о недопустимости злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации, агитации по референдуму.
Голосование
Голосование является основной стадией избирательного процесса Республики Беларусь и регламентируется гл. 13 Избирательного кодекса.
При выборах Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, проведении референдума, голосования об отзыве депутата голосование проводится с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей, участников референдума не позднее чем за 10 дней до выборов, референдума, голосования об отзыве депутата.
Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования.
Досрочное голосование осуществляется с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии и проводится с соблюдением требований Избирательного кодекса.
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателей, участников референдума, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не могут прийти в день выборов, референдума в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии должно быть не более трех переносных ящиков для голосования.
92
Подсчет голосов и установление итогов голосования
Эта стадия избирательного процесса подробно регламентируется гл. 14, 18 Избирательного кодекса.
Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков для голосования все неиспользованные бюллетени по выборам, референдуму подсчи-тываются и погашаются, складываются в пакеты и опечатываются участковой комиссией.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии.
В соответствии со ст. 82 Избирательного кодекса окружная избирательная комиссия, на основании протоколов, полученных от участковых избирательных комиссий и составленных в соответствии с требованиями законодательства, устанавливает итоги выборов по округу.
Возможность проведения второго тура или новых выборов
Согласно ст. 83 Избирательного кодекса, если ни один из кандидатов в депутаты Палаты представителей не набрал необходимого количества голосов, то не позднее чем в двухнедельный срок по решению окружной избирательной комиссии в избирательном округе проводится второй тур голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее количество голосов избирателей.
Ст. 87 Избирательного кодекса регламентирует проведение повторных выборов.
Окончательное определение
и опубликование результатов выборов
Центральная комиссия в соответствии со ст. 84 Избирательного кодекса на основании поступивших протоколов окружных избирательных комиссий устанавливает окончательные итоги
93
выборов депутатов по избирательным округам, регистрирует избранных депутатов.
Сообщение о результатах выборов по избирательному округу публикуется в печати соответствующей окружной избирательной комиссией не позднее чем на пятый день после выборов. В случаях признания выборов несостоявшимися, недействительными или назначения второго тура голосования об этом указывается в сообщении окружной избирательной комиссии с опубликованием списка кандидатов в депутаты Палаты представителей, прошедших во второй тур голосования. Таков же порядок окончательного определения и опубликования результатов выборов депутатов в местные Советы депутатов.
Контрольные вопросы и задания
Понятие избирательной системы и избирательного права, их соотношение.
Сущность активного и пассивного избирательного права. Одномандатная система выборов.
Конституционные принципы избирательной системы и их вза-■ имосвязь.
Понятие избирательного процесса и его стадии.
Назначение выборов.
Установление избирательных округов.
Установление избирательных участков.
Создание избирательных органов (комиссий).
Регистрация избирателей.
Выдвижение кандидатов в депутаты, их регистрация.
Агитационная кампания.
Голосование.
Подсчет голосов и установление итогов голосования.
Возможность проведения второго тура или новых выборов.
Окончательное опубликование результатов выборов.
Литература
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 г.. № 370-3 (ред. от 06.10.2006 г. № 166-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.Минск, 2000. № 2/145.
94
О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602-ХП (ред. от 09.10.2000 г. № 52-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/478.
О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями): Закон Респ. Беларусь от20.02.1991 г. №617-ХИ (ред. от01.11.2004г. №340-3)//Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.Минск, 2001. № 2/282.
О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов: Закон Респ. Беларусь от 30.04.1998 г. № 373-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.Минск, 2001. №2/669.
О членах Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов с правом совещательного голоса при проведении выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь второго созыва: Декрет Президента Респ. Беларусь от 11.09.2000 г. № 18 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2000. № 1/1611.
О полномочиях членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов: Указ Президента Республики Беларусь от 10.12.1996 г. № 530 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. 1996. № 35. Ст. 927.
О мероприятиях по обеспечению подготовки и проведения республиканского референдума 24 ноября 1996 г.: Указ Президента Респ. Беларусь от 28.10.1996 г. № 442 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1996. № 30. Ст. 787.
О пересмотре Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 ноября 1996 г. «О соответствии Конституции и законам Республики Беларусь пунктов 2.2, 2.5, 3 Постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 6 сентября 1996 года «О проведении республиканского референдума в Республике Беларусь и мерах по его обеспечению»' Заключение Конституционного Суда Респ. Беларусь от 15.04.1997 г. № 3-56/97//Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь, 1997. № 15. Ст. 290.
Альфер, С.А. Избирательные комиссии: система, правовой статус, порядок формирования / С.А. Альфер. Минск, 2001.
Антонова, О.А. Отзыв депутата как одна из форм прямой демократии в Республике Беларусь / О.А. Антонова // Вестник
95
96
Конституционного Суда Респ. Беларусь. Минск, 2004. № 3. С. 84-95.
Антонова, О.А. О принципах избирательного права в Республике Беларусь / О.А. Антонова // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. Минск, 2005. № 2. С. 112-122.
Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003.
Выборы: подлинные, свободные и справедливые / С.А. Аль-фер, И.И. Бугрова, А.Е. Вашкевич и др.; отв. ред. С.А. Альфер, науч. ред. М.Ф. Чудаков. Минск, 1999.
Чудаков, М.Ф. Избирательный процесс: понятие и основные стадии / М.Ф. Чудаков. Минск, 2001.
- Глава 2. Понятие и сущность конституционно-правовых
- 1.5. Основы построения системы конституционного права
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- 2.3. Объекты конституционно-правовых отношений
- 2.4. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений
- Глава 3. Реализация норм
- 3.3. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 4. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- 4.2. Методологические основы исследования в науке конституционного права
- 4.3. Конституционное право как учебная дисциплина
- 5.2. Классификация конституций
- Глава 6. Конституционное
- 7.1. Понятие основ конституционного строя
- 7.2. Конституционные характеристики республики беларусь
- 8.2. Государственный суверенитет республики беларусь
- Глава 9. Правовые основы
- Глава 10. Формы политической власти
- 10.1. Конституционные основы
- 10.2. Понятие политической системы общества и характеристика ее элементов
- Глава 11. Конституционные
- Глава 12. Гражданство республики беларусь
- Глава 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 13.1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности
- 13.2. Классификация конституционных прав и свобод личности
- Глава 14. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь
- 14.2. Понятие «беженцы», их правовой статус в республике беларусь
- Глава 15. Административно-территориальное устройство республики беларусь
- 15.3. Компетенция государственных
- Глава 16. Избирательная система. Избирательное право
- 7. Мажоритарная избирательная система
- 2. Пропорциональная избирательная система
- 3. Смешанная избирательная система
- 16.2. Избирательная система республики беларусь
- Глава 17. Референдум
- Глава 18. Понятие и основные
- 18.2. Понятие принципа народного представительства
- 18.3. Реализация принципа разделения властей в деятельности государственных органов республики беларусь
- Глава 19. Конституционно-правовой статус президента республики беларусь
- 19.2. Место и роль президента республики беларусь в системе государственных органов
- 19.3. Функции и компетенция президента республики беларусь
- 19.4. Акты президента республики беларусь
- 19.5. Основания, порядок смещения
- 19.6. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства президента республики беларусь
- 20.1. Понятие, принципы, структура, компетенция парламента -национального собрания республики беларусь
- 20.2. Основные организационно-правовые формы работы парламента, его палат и комиссий
- 20.3. Основные гарантии депутатской деятельности депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- 20.4. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- Глава 21. Исполнительная власть в республике беларусь
- 21.1. Понятие, место и роль исполнительной власти
- 21.2. Совет министров республики беларусь
- 21.3. Республиканские органы
- 21.4. Администрация президента республики беларусь
- 21.5. Управление делами президента республики беларусь
- 22.1. Понятие, принципы организации и деятельности органов судебной власти
- Глава 23. Местное управление и самоуправление
- 23.2. Местные советы депутатов
- 23.3. Исполнительные комитеты (администрации)
- 23.4. Органы территориального
- Глава 24. Конституционные
- 24.1. Функции и задачи прокуратуры республики беларусь
- 24.2. Формы воздействия органов прокуратуры на субъектов, нарушающих законность
- Глава 25. Конституционные основы комитета государственного контроля республики беларусь
- 25.1. Порядок образования и подчиненность комитета государственного контроля
- Глава 26. Конституционные
- 26.1. Бюджетная система республики беларусь
- 26.2. Банковская система республики беларусь