Глава 12. Гражданство республики беларусь
Понятие и принципы гражданства Республики Беларусь
Основания приобретения и прекращения гражданства Республики Беларусь
Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь
12.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Гражданство - важнейший, самостоятельный конституционно-правовой институт.
Под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь человека с государством. В мировой практике существует понятие «поданный», которое в настоящее время аналогично понятию «гражданин».
В Республике Беларусь вопросы гражданства регулируются Конституцией, Законом «О гражданстве Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и образовании при Президенте Республики Беларусь Комиссии по вопросам гражданства», международно-правовыми договорами, заключенными и ратифицированными Республикой Беларусь, и другими нормативными правовыми актами.
В ст. 1 Закона дано определение понятия гражданства, как устойчивой правовой связи человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Запрет на лишение гражданства Республики Беларусь установлен Конституцией (ч. 2 ст. 10) и Законом «О гражданстве Республики Беларусь» (ст. 3).
Лишение гражданства - расторжение гражданских связей по инициативе государства в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие граждан.
59
Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству (исключением являются международные соглашения).
Гражданами Республики Беларусь являются:
1) лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона «О гражданстве Республики Бела русь»;
2) лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с Законом «О гражданстве Республики Беларусь».
Принципы гражданства:
Каждый человек имеет право на гражданство.
Гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь.
Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.
Гражданство не может быть предоставлено против воли лица.
Заключение или расторжение брака гражданина Республики Беларусь с гражданином другого государства не влечет изменения гражданства супругов.
Республика Беларусь стремится к избежанию случаев без-гражданства.
Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.
Приоритет отдается нормам международного права по вопросам гражданства над национальным законодательством.
Неотъемлемость гражданства (несвязанность гражданства с мерами наказания гражданина за совершение правонарушения; сохранение за гражданином Республики Беларусь, проживающим на территории другого государства, гражданства Республики Беларусь; недопустимость высылки гражданина Республики Беларусь за ее пределы).
12.2. ОСНОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ
И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В ст. 12 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» закреплены следующие основания приобретения гражданства:
60
по рождению;
прием гражданства;
в порядке регистрации;
по иным основаниям, предусмотренным Законом (межгосударственными соглашениями).
Ст. 13 Закона «О гражданстве Республики Беларусь» содержит перечень случаев, при которых родившийся ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь.
Имеется право приобретения гражданства в результате приема на общих основаниях, которое осуществляется путем подачи письменного заявления лицом, достигшим 18 лет, если лицо выполняет следующие требования:
берет на себя обязательство соблюдать Конституцию и иное законодательство Республики Беларусь;
знает один из государственных языков в пределах, необходимых для общения;
постоянно проживает на территории Республики Беларусь не менее 7 лет;
имеет законный источник средств существования;
не имеет гражданства, либо гражданство иностранного государства утрачено в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо лицо обращается в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства этого государства
Ст. 14 Закона закрепляет положение о том, что в некоторых случаях 7-летний срок проживания на территории Республики Беларусь может быть сокращен либо не применяться вовсе.
Приобретение гражданства в порядке регистрации - упрощенная форма, воспользоваться которой имеют право определенные категории лиц.
Ст. 17 Закона определяет следующие основания прекращения гражданства:
выход из гражданства (осуществляется добровольно на основе письменных заявлений соответствующего лица).
утрата гражданства (автоматическая потеря в случае поступления на государственную службу в другое государство и т.д.).
Решения по вопросам выхода и утраты гражданства принадлежат Президенту Республики Беларусь, который издает соответствующие указы.
В ст. 20 Закона определены случаи, когда выход либо утрата гражданства не допускаются:
\
61
пицо является обвиняемым либо осужденным;
лицо имеет задолженность по налогам либо другие непогашенные обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими либо физическими лицами;
лицо не имеет иного гражданства либо гарантии его приобретения.
Отмена решения по вопросам гражданства возможна в течение 7 лет со дня его принятия.
12.3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИЕМА
В ГРАЖДАНСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме в Управление внутренних дел (УВД) по месту жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, - в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь. УВД сами решают вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации. Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных подаются родителями.
По вопросам гражданства образуется комиссия на срок полномочий Президента Республики Беларусь в составе председателя комиссии, двух его заместителей и членов. Состав утверждается Президентом Республики Беларусь.
Полномочия Президента:
Определяет порядок приобретения гражданства и его прекращения.
Издает указы о приеме и выходе из гражданства.
Издает распоряжения в случаях отклонения заявлений о приеме и выходе из гражданства.
Срок рассмотрения заявления о приеме в гражданство не должен превышать 1 год, о выходе - 6 месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации - 2 месяца.
Повторное заявление лица о приеме или выходе из гражданства принимается не раньше чем через 1 год после принятия предшествующего решения.
Решения по вопросам гражданства, принятые Президентом Республики Беларусь, можно обжаловать в Верховном Суде Республики Беларусь, а решения по вопросам гражданства, принятые другими государственными органами, - в областном (Минском городском) суде
62
Контрольные вопросы и задания
Понятие гражданства.
Принципы гражданства.
Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь. Прекращение гражданства. Восстановление в гражданстве.
Порядок рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь.
Органы государства, осуществляющие рассмотрение вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь.
Литература
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
О гражданстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 01.08. 2002 г. № 136-3 (ред. от 22.06.2006 г. № 129-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.Минск, 2002. № 2/885.
О правовом положении иностранных гражданах и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 03.06.1993 г. № 2339-ХИ (ред. от 04.01.2003) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/385.
Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003.
Чуприс, О.И. Совершенствование законодательства о гражданстве в социальном государстве. Конституционные основы формирования социального государства: сб. ст. / О.И. Чуприс; под ред. проф. А.А. Головко. Минск, 2000.
- Глава 2. Понятие и сущность конституционно-правовых
- 1.5. Основы построения системы конституционного права
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- 2.3. Объекты конституционно-правовых отношений
- 2.4. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений
- Глава 3. Реализация норм
- 3.3. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 4. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- 4.2. Методологические основы исследования в науке конституционного права
- 4.3. Конституционное право как учебная дисциплина
- 5.2. Классификация конституций
- Глава 6. Конституционное
- 7.1. Понятие основ конституционного строя
- 7.2. Конституционные характеристики республики беларусь
- 8.2. Государственный суверенитет республики беларусь
- Глава 9. Правовые основы
- Глава 10. Формы политической власти
- 10.1. Конституционные основы
- 10.2. Понятие политической системы общества и характеристика ее элементов
- Глава 11. Конституционные
- Глава 12. Гражданство республики беларусь
- Глава 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 13.1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности
- 13.2. Классификация конституционных прав и свобод личности
- Глава 14. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь
- 14.2. Понятие «беженцы», их правовой статус в республике беларусь
- Глава 15. Административно-территориальное устройство республики беларусь
- 15.3. Компетенция государственных
- Глава 16. Избирательная система. Избирательное право
- 7. Мажоритарная избирательная система
- 2. Пропорциональная избирательная система
- 3. Смешанная избирательная система
- 16.2. Избирательная система республики беларусь
- Глава 17. Референдум
- Глава 18. Понятие и основные
- 18.2. Понятие принципа народного представительства
- 18.3. Реализация принципа разделения властей в деятельности государственных органов республики беларусь
- Глава 19. Конституционно-правовой статус президента республики беларусь
- 19.2. Место и роль президента республики беларусь в системе государственных органов
- 19.3. Функции и компетенция президента республики беларусь
- 19.4. Акты президента республики беларусь
- 19.5. Основания, порядок смещения
- 19.6. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства президента республики беларусь
- 20.1. Понятие, принципы, структура, компетенция парламента -национального собрания республики беларусь
- 20.2. Основные организационно-правовые формы работы парламента, его палат и комиссий
- 20.3. Основные гарантии депутатской деятельности депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- 20.4. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- Глава 21. Исполнительная власть в республике беларусь
- 21.1. Понятие, место и роль исполнительной власти
- 21.2. Совет министров республики беларусь
- 21.3. Республиканские органы
- 21.4. Администрация президента республики беларусь
- 21.5. Управление делами президента республики беларусь
- 22.1. Понятие, принципы организации и деятельности органов судебной власти
- Глава 23. Местное управление и самоуправление
- 23.2. Местные советы депутатов
- 23.3. Исполнительные комитеты (администрации)
- 23.4. Органы территориального
- Глава 24. Конституционные
- 24.1. Функции и задачи прокуратуры республики беларусь
- 24.2. Формы воздействия органов прокуратуры на субъектов, нарушающих законность
- Глава 25. Конституционные основы комитета государственного контроля республики беларусь
- 25.1. Порядок образования и подчиненность комитета государственного контроля
- Глава 26. Конституционные
- 26.1. Бюджетная система республики беларусь
- 26.2. Банковская система республики беларусь