13.2. Классификация конституционных прав и свобод личности
Подавляющая часть перечисленных в Конституции основных прав и свобод представляет собой не простую совокупность, а оп-
64
ределенную научную, глубоко продуманную систему, имеющую логические основания.
В Конституции Республики Беларусь сохранена классификация основных прав и свобод граждан, закрепленная ранее в гл. S и ст. 37 Конституции БССР 1978 г. Однако последовательность их изложения была изменена: 1) личные права и свободы граждан; 2) политические права и свободы; 3) социально-экономические права. Такая классификация позволила охватить всю широту прав и свобод граждан, а выдвижение на первое место личных прав и свобод подчеркивает применение концепции естественных прав человека в деятельности нашего государства.
Личные права и свободы
Право на жизнь - одно из основных неотчуждаемых прав человека, принадлежащих каждому от рождения.
Право на жизнь - естественное право человека на ненасильственную смерть. «Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах).
В Конституции закреплено право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28), презумпцию невиновности. Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы (ст. 27).
Конституция обеспечивает неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29).
Граждане Республики Беларусь согласно Основному Закону имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах территории страны, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30).
Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии (ст. 31 Конституции).
Свобода совести включает в себя все многообразие форм систем мировоззренческой ориентации, реализуемых единолично или коллективно на принципах равенства.
Согласно Конституции Республики Беларусь женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добро*
65
вольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях (ст. 32).
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33 Конституции).
Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности (ст. 50 Конституции).
Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст. 50 Конституции).
К личным правам относится и право граждан на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений (ст. 115 Конституции).
Политические права и свободы
Конституция Республики Беларусь закрепляет большой объем политических прав и свобод граждан, реализация которых позволяет им более активно участвовать в осуществлении политической власти. В первую очередь это право на информацию (Ст. 34 Конституции).
Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38 Конституции) подробно регламентируется в Избирательном кодексе Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 37 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.
Каждому предоставляется право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а последние обязаны рассмотреть их и дать ответ по существу в определенный законом срок. Данное право можно реализовать в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан».
Государством гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь (ст. 35 Конституции).
Каждый имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, органов
66
безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследую-,, щих политические цели. Данные ограничения соответствуют нормам международного права и установлены для обеспечения независимости и объективной деятельности указанных должностных лиц.
Гражданам Республики Беларусь в количестве не менее 50 тыс. человек предоставлено право законодательной инициативы (ст. 99 Конституции).
Социально-экономические и культурные права и свободы
В действующей Конституции Республики Беларусь отдельную группу основных прав составляют социально-экономические права: право на труд; на отдых; на собственность; на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; на социальное обеспечение в старости; в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом; на жилище; на образование. Государством гарантируется доступность и бесплатность общего, среднего и профессионально-технического образования.
Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных фондов.
Конституционные обязанности личности
Согласно ст 52 Конституции, каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы Республики и уважать национальные традиции.
Ст 53 Конституции обязывает уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц
Ст. 54 закрепляет обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.
67
Граждане Республики обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56 Конституции).
Защита Республики Беларусь является конституционной обязанностью и священным долгом гражданина Республики Беларусь (ст. 57 Конституции).
13.3. МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ. ФОРМЫ ЗАЩИТЫ
В современных условиях защита прав человека и гражданина приобретает особый характер в деятельности государства, которое должно взять на себя обязанности перед личностью. В соответствии с ч. 2 ст. 59 Конституции Республики Беларусь «государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности».
Для обеспечения прав человека и гражданина оказалась недостаточной только их констатация. Поэтому, закрепив права человека в нормативных актах государства, необходимо выработать надежный социально-правовой механизм их реальной защиты со стороны как государства, так и общества.
Под социально-юридическим механизмом защиты конституционных прав человека понимаются основные формы, методы и средства защиты прав человека государством и общественными формированиями.
На современном этапе выделяют пять внутригосударственных форм защиты: судебную, административно-правовую, прокурорскую, общественную и социально-правовую. Из них четыре формы (судебная, административно-правовая, прокурорская и социально-правовая) относятся к государственной защите. Подобное многообразие форм защиты прав человека предусматривает текущее законодательство Республики Беларусь.
Большое значение в настоящее время приобретает общественная форма защиты конституционных прав человека и гражданина, в которую входят: защита прав человека и гражданина общественными объединениями, в том числе адвокатурой, политическими партиями, специализированными общественными объединениями (Хельсинский комитет), профессиональными союзами и т.д.
68
Контрольные вопросы и задания
Понятия «правового статуса» и «правового положения» граждан Республики Беларусь.
Правовой статус граждан как конституционно-правовой институт.
Теоретические основы и характеристика понятий - конституционные права, свободы, обязанности, долг, единство прав и обязанностей, равноправие и равенство.
Классификация основных прав и свобод граждан.
Личные права и свободы граждан, их содержание и гарантии.
Политические права и свободы граждан, их содержание и гарантии.
Социально-экономические права граждан, их содержание и гарантии.
Понятие механизма защиты конституционных прав и свобод личности.
Государственная защита прав человека и гражданина.
10. Общественная защита прав и свобод человека и гражданина.
Литература
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003.
Василевич, Г.А. Проблемы непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах граждан в Республике Беларусь / Г.А. Василевич // Сб. матер, науч.-практ. конф. «Обеспечение непосредственного действия конституционных норм о правах и свободах граждан: опыт, проблемы, перспективы». Минск, 1998. С. 4-9.
Василевич, Г.А. Роль Конституционного Суда Республики Беларусь в защите социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан / Г.А. Василевич // Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. «Роль органов конституционного контроля в защите социально-экономических и социально-культурных прав и свобод граждан». Минск, 1998. С. 10-15.
Кивель, В.Н. Конституционные права личности и их защита / В.Н. Кивель. Минск, 2005.
69
70
Круглый стол «Конституционные гарантии прав и свобод граждан» // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. №4. 2004. С. 135-154.
Курак, А.И. Конституционные гарантии прав и свобод человека: понятие, виды, содержание / А.И. Курак // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. ст., посвящ. 80-летию проф. А.А. Головко. Минск, 2005. С. 222-241.
Права человека: сб. междунар.-правовых док. / сост. В.В. Щербов. Минск, 1999.
- Глава 2. Понятие и сущность конституционно-правовых
- 1.5. Основы построения системы конституционного права
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- 2.3. Объекты конституционно-правовых отношений
- 2.4. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений
- Глава 3. Реализация норм
- 3.3. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 4. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- 4.2. Методологические основы исследования в науке конституционного права
- 4.3. Конституционное право как учебная дисциплина
- 5.2. Классификация конституций
- Глава 6. Конституционное
- 7.1. Понятие основ конституционного строя
- 7.2. Конституционные характеристики республики беларусь
- 8.2. Государственный суверенитет республики беларусь
- Глава 9. Правовые основы
- Глава 10. Формы политической власти
- 10.1. Конституционные основы
- 10.2. Понятие политической системы общества и характеристика ее элементов
- Глава 11. Конституционные
- Глава 12. Гражданство республики беларусь
- Глава 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 13.1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности
- 13.2. Классификация конституционных прав и свобод личности
- Глава 14. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь
- 14.2. Понятие «беженцы», их правовой статус в республике беларусь
- Глава 15. Административно-территориальное устройство республики беларусь
- 15.3. Компетенция государственных
- Глава 16. Избирательная система. Избирательное право
- 7. Мажоритарная избирательная система
- 2. Пропорциональная избирательная система
- 3. Смешанная избирательная система
- 16.2. Избирательная система республики беларусь
- Глава 17. Референдум
- Глава 18. Понятие и основные
- 18.2. Понятие принципа народного представительства
- 18.3. Реализация принципа разделения властей в деятельности государственных органов республики беларусь
- Глава 19. Конституционно-правовой статус президента республики беларусь
- 19.2. Место и роль президента республики беларусь в системе государственных органов
- 19.3. Функции и компетенция президента республики беларусь
- 19.4. Акты президента республики беларусь
- 19.5. Основания, порядок смещения
- 19.6. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства президента республики беларусь
- 20.1. Понятие, принципы, структура, компетенция парламента -национального собрания республики беларусь
- 20.2. Основные организационно-правовые формы работы парламента, его палат и комиссий
- 20.3. Основные гарантии депутатской деятельности депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- 20.4. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- Глава 21. Исполнительная власть в республике беларусь
- 21.1. Понятие, место и роль исполнительной власти
- 21.2. Совет министров республики беларусь
- 21.3. Республиканские органы
- 21.4. Администрация президента республики беларусь
- 21.5. Управление делами президента республики беларусь
- 22.1. Понятие, принципы организации и деятельности органов судебной власти
- Глава 23. Местное управление и самоуправление
- 23.2. Местные советы депутатов
- 23.3. Исполнительные комитеты (администрации)
- 23.4. Органы территориального
- Глава 24. Конституционные
- 24.1. Функции и задачи прокуратуры республики беларусь
- 24.2. Формы воздействия органов прокуратуры на субъектов, нарушающих законность
- Глава 25. Конституционные основы комитета государственного контроля республики беларусь
- 25.1. Порядок образования и подчиненность комитета государственного контроля
- Глава 26. Конституционные
- 26.1. Бюджетная система республики беларусь
- 26.2. Банковская система республики беларусь