logo
КП Кивель

24.2. Формы воздействия органов прокуратуры на субъектов, нарушающих законность

  • В соответствии со ст. 35-39 Закона о прокуратуре, формами прокурорского реагирования являются: протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение.

  • Протест на противоречащий Закону акт приносится прокуро­ром в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, право­мочный принять по нему решение.

  • В таком же порядке приносится протест на противоречащие Закону акт или действие должностного лица.

  • В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с Законом, а равно прекращения незаконно­го действия должностного лица и восстановления нарушенного права.

  • Принесение протеста приостанавливает действие противоре­чащего Закону акта до его рассмотрения.

  • В случае нерассмотрения протеста в установленный срок ли­бо его отклонения прокурор вправе обратиться в суд с заявлени­ем об отмене противоречащего Закону акта или прекращении не­законных действий.

  • Подача прокурором заявления в суд приостанавливает дейс­твие опротестованного акта.

  • Протест на постановление судьи по делу об административ­ном правонарушении приносится судье, вынесшему постановле­ние, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмот­рению в трехдневный срок.

  • 154

  • Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется Законом и соответствую­щим процессуальным законодательством.

  • Представление прокурора об устранении нарушений Закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в го­сударственный орган или должностному лицу, правомочным их устранить.

  • Прокурор в зависимости от характера нарушения Закона должностным лицом или гражданином выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела об администра­тивном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного произ­водства. Мотивированное постановление может выноситься про­курором и в иных случаях как форма выражения его требований.

  • Постановление об административном правонарушении под­лежит рассмотрению органом или должностным лицом, право­мочными налагать административное взыскание, в сроки и в по­рядке, установленные для рассмотрения протокола об админист­ративном правонарушении.

  • Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим орга­ном или должностным лицом в десятидневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщает­ся прокурору.

  • Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и ис­полнению в установленный им срок.

  • Письменное предписание об устранении нарушения закона направляется органу или должностному лицу, допустившим нару­шение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочным устранить допущенное нару­шение.

  • Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.

  • При несогласии с требованием, содержащимся в предписа­нии, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, ко­торый обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

  • В целях предупреждения правонарушений при наличии сведе­ний о готовящихся противоправных действиях прокурор письмен­но объявляет должностному лицу или гражданину официальное предупреждение о недопустимости нарушения Закона.

  • 155

  • В случае неисполнения требований, изложенных в офици­альном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, мо­жет быть привлечено к ответственности в установленном зако­ном порядке.

  • Контрольные вопросы и задания

    1. Понятие прокурорского надзора.

    2. Функции и задачи прокуратуры Республики Беларусь.

    3. Порядок назначения Генерального прокурора Республики Бе­ларусь и образования органов прокурорского надзора.

    4. Компетенция органов прокурорского надзора.

    5. Пределы распространения надзора органами прокуратуры.

    6. Формы воздействия прокуратуры на субъектов, нарушающих законность.

    1. Литература

    1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референду­мах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.

    2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602-ХИ (ред. от 09.10.2000 г. № 52-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/478.

    3. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 29.01.1993 г. № 2139-XII (ред. от 20.06.1996 г. № 491—XIII) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/376.

    4. О государственной защите судей, должностных лиц правоохра­нительных и контролирующих органов: Закон Респ. Беларусь от 13.12.1999 г. № 340-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 1999. № 2/115.

    5. Беляев, В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и раз­личия/ В.П. Беляев // Государство и право. 2007. № 7. С. 31-42.

    6. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003.