7.2. Конституционные характеристики республики беларусь
Согласно ст. 1 Конституции «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство». Основные признаки правового государства:
верховенство права;
незыблемость прав и свобод личности и наличие эффективного контроля за их соблюдением;
34
- взаимная ответственность государства и гражданина, наличие принципа разделения властей при условии, что власти сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона.
Форма территориально-политического устройства нашего государства - унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц. Государственное устройство определяет внутреннее деление его территории на те или иные составные части, правовое положение этих частей и регулирование взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.
Политический режим - совокупность приемов, методов, способов, средств, с помощью которых осуществляется управление государством.
Политический режим может быть демократическим и недемократическим.
В соответствии со ст. 4 Конституции Республики Беларусь «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан».
Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства.
Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа при строгом соблюдении и защите прав и свобод личности.
Принципы демократического государства:
равноправие всех перед законом;
политический плюрализм;
свобода средств массовой информации;
уважительное отношение к мнению меньшинства;
свобода вероисповедания.
Социальное государство призвано служить обществу и стремится создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.
Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является забота о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.
35
7.3. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК АТРИБУТ КОНСТИТУЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА
Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Греции, и вплоть до XVIII в. этот термин использовался как синоним государства. В период буржуазных революций стали различать понятия «гражданское общество» и «государство». В XVII в. проблема гражданства, гражданского общества занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX в. вопросами взаимосвязи государства и гражданского общества занимался Гегель, который понимал под гражданским обществом особую стадию в диалектическом развитии от семьи к государству в процессе исторической трансформации.
В современном аспекте под гражданским обществом понимается совокупность моральных, правовых, экономических и политических отношений в обществе. Эти общественные отношения представляют собой одновременное существование различных социальных сил, институтов, организаций.
В годы советской власти понятие «гражданское общество» практически не использовалось. Это было связано прежде всего с диктатурой государства во всех сферах общества.
Возрождение интереса к проблемам гражданского общества возникло в период перестройки в СССР. Большой интерес со стороны ученых появился к этому вопросу с крушением СССР и формированием самостоятельных государств на постсоветском пространстве.
Гражданское общество - это своеобразный необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.
Признаки гражданского общества:
реальная прямая (непосредственная) и представительная демократия;
общество социально-рыночного хозяйства;
общество, которое обеспечивает и защищает человека, а также создает условия для его достойной жизни;
общество, где на местном уровне главенствует принцип самоуправления.
36
Контрольные вопросы и задания
Понятие основ конституционного строя.
Основные черты и принципы основ конституционного строя Республики Беларусь.
Новые явления в развитии государства.
Понятие гражданского общества.
Признаки и важнейшие элементы гражданского общества.
Литература
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
2.0 политических партиях: Закон Респ. Беларусь от 05.10.1994 г. (ред. от 19.07.2005 г. № 35-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/444.
Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 04.10.1994 г. (ред. от 19.07.2005 г. № 36-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2001. № 2/443.
«О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (с изм. и доп.): Закон Респ. Беларусь от 20.02.1991 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/282.
Баялджиев, Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода / Д. Баялджиев // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. № 6. 1998. С. 76-92.
Белоусов, А.Л. Социальная функция государства и гражданское общество / А.Л. Белоусов // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междунар. конф. (26-27 окт. 2001 г., г. Гродно). Гродно, 2002. С. 90-91.
Василевич, Г.А. Проблемы формирования социального правового государства в переходный период/ Г.А. Василевич // Право и демократия: сб. науч. ст. Вып. 16 / отв. ред. В.Н. Бибило. Минск, 2005. С. 32-41.
Василевич, Г.А. К вопросу о форме правления в Беларуси / Г А. Василевич // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. № 2. 2006. С. 32-40.
История политических и правовых учений / под ред. B.C. Hep-сесянца. М., 1999.
37
38
Пляхимович, И.И. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь / И.И. Пляхимович // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. № 2. 2003. С. 44-49.
Чиркин, В.Е. Конституционные проблемы власти народа / В.Е. Чиркин // Государство и право. № 9. 2004. С. 5-12.
Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс: закрепление экономических отношений в основном законе / М.Ф. Чудаков // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. ст., посвящ. 80-летию проф. А.А. Головко. Минск, 2005. С. 57-70.
Шабайлов, В.И. Социальное государство / В.И. Шабайлов // Ча-лавек. Грамадства. Свет. 1998. № 4. С. 11-15.
Г л а в а 8. ПОНЯТИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА
Понятие суверенитета народа, нации, государства
Государственный суверенитет Республики Беларусь
8.1. ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА, НАЦИИ, ГОСУДАРСТВА
Суверенитет (от фр. souverainete - верховенство, независимость, самостоятельность) является неотъемлемой частью любого государства.
В науке конституционного права термин «суверенитет» употребляется в трех значениях: суверенитет государства; суверенитет народа; суверенитет нации. Единого подхода по вопросам сущности, соотношения видов суверенитета нет, выделение трех видов условно.
Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти при проведении внутренней и внешней политики. Верховенство и независимость как суверенные свойства государственной власти выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.
Верховенство состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций; наделять правами и обязанностями должностных лиц; обеспечивать права человека и гражданина. Верховенство предполагает самостоятельность государственной власти внутри страны и независимость от власти любого другого государства.
Под суверенитетом народа понимается верховенство народа при осуществлении внутренней политики и независимость народа при проведении политики на международной арене. Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции. Исторически она возникла в ходе демократических революций против феодального абсолютизма (XVII—XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монар-
39
хов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше.
Ст. 3 Конституции Республики Беларусь закрепляет положение о том, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
Под суверенитетом нации понимается верховенство и независимость нации при проведении внутренней и внешней политики.
Национальный суверенитет - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего, политическое самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
Полновластие нации проявляется в реальной возможности самостоятельно и суверенно решать вопросы, относящиеся к ее национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениям с другими нациями и народностями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, решать вопросы государственного строительства, формировать свою национальную правовую систему; она вправе войти в состав того или иного государства и объединиться с другими нациями в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства и образовать самостоятельное национальное государство. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свои язык, обычаи, традиции.
Под гарантиями суверенитета понимаются материальные, политические, и правовые условия, делающие реальностью независимость государства.
Виды гарантий:
материальные - наличие природных ресурсов, стабильной экономики, т.е. созданные экономические предпосылки;
политические- наличие в государстве эффективно функци-
- Глава 2. Понятие и сущность конституционно-правовых
- 1.5. Основы построения системы конституционного права
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- 2.3. Объекты конституционно-правовых отношений
- 2.4. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений
- Глава 3. Реализация норм
- 3.3. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 4. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- 4.2. Методологические основы исследования в науке конституционного права
- 4.3. Конституционное право как учебная дисциплина
- 5.2. Классификация конституций
- Глава 6. Конституционное
- 7.1. Понятие основ конституционного строя
- 7.2. Конституционные характеристики республики беларусь
- 8.2. Государственный суверенитет республики беларусь
- Глава 9. Правовые основы
- Глава 10. Формы политической власти
- 10.1. Конституционные основы
- 10.2. Понятие политической системы общества и характеристика ее элементов
- Глава 11. Конституционные
- Глава 12. Гражданство республики беларусь
- Глава 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 13.1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности
- 13.2. Классификация конституционных прав и свобод личности
- Глава 14. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь
- 14.2. Понятие «беженцы», их правовой статус в республике беларусь
- Глава 15. Административно-территориальное устройство республики беларусь
- 15.3. Компетенция государственных
- Глава 16. Избирательная система. Избирательное право
- 7. Мажоритарная избирательная система
- 2. Пропорциональная избирательная система
- 3. Смешанная избирательная система
- 16.2. Избирательная система республики беларусь
- Глава 17. Референдум
- Глава 18. Понятие и основные
- 18.2. Понятие принципа народного представительства
- 18.3. Реализация принципа разделения властей в деятельности государственных органов республики беларусь
- Глава 19. Конституционно-правовой статус президента республики беларусь
- 19.2. Место и роль президента республики беларусь в системе государственных органов
- 19.3. Функции и компетенция президента республики беларусь
- 19.4. Акты президента республики беларусь
- 19.5. Основания, порядок смещения
- 19.6. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства президента республики беларусь
- 20.1. Понятие, принципы, структура, компетенция парламента -национального собрания республики беларусь
- 20.2. Основные организационно-правовые формы работы парламента, его палат и комиссий
- 20.3. Основные гарантии депутатской деятельности депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- 20.4. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- Глава 21. Исполнительная власть в республике беларусь
- 21.1. Понятие, место и роль исполнительной власти
- 21.2. Совет министров республики беларусь
- 21.3. Республиканские органы
- 21.4. Администрация президента республики беларусь
- 21.5. Управление делами президента республики беларусь
- 22.1. Понятие, принципы организации и деятельности органов судебной власти
- Глава 23. Местное управление и самоуправление
- 23.2. Местные советы депутатов
- 23.3. Исполнительные комитеты (администрации)
- 23.4. Органы территориального
- Глава 24. Конституционные
- 24.1. Функции и задачи прокуратуры республики беларусь
- 24.2. Формы воздействия органов прокуратуры на субъектов, нарушающих законность
- Глава 25. Конституционные основы комитета государственного контроля республики беларусь
- 25.1. Порядок образования и подчиненность комитета государственного контроля
- Глава 26. Конституционные
- 26.1. Бюджетная система республики беларусь
- 26.2. Банковская система республики беларусь