Глава 9. Правовые основы
И ПРИНЦИПЫ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
Республика Беларусь - субъект Содружества Независимых Государств
Союз Беларуси и России
9.1. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ - СУБЪЕКТ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Республика Беларусь является субъектом Содружества Независимых Государств (СНГ). Правовой базой для образования СНГ явилось Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств», подписанное 8 декабря 1991 г. руководителями Беларуси, России и Украины. 10 декабря 1991 г. расторгли Договор 1922 г. об образовании Союза Советских Социалистических Республик, это был факт констатации, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование.
Дальнейшее расширение СНГ произошло после принятия 21 декабря 1991 г. Алма-Атинской Декларации. В настоящее время в СНГ входят 12 из 15 республик бывшего СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Целью СНГ является развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
Советом глав государств 22 января 1993 г. принят Устав Содружества Независимых Государств.
Республика Беларусь действует в рамках СНГ как равноправный его член. Она сохраняет государственный суверенитет, тер-
43
риториальную целостность, независимость, свою Конституцию, национальные (государственные) символы.
В рамках Содружества Независимых Государств действуют следующие органы, осуществляющие исключительно консультативные и координационные функции:
Совет глав государств;
Межпарламентская ассамблея;
Совет глав правительств;
Координационно-консультативный комитет;
Межгосударственный экономический комитет (МЭК) Экономического союза;
Экономический суд;
Комиссия по правам человека.
Созданы такие органы отраслевого сотрудничества:
Совет министров иностранных дел;
Совет министров обороны;
Штаб по координации военного сотрудничества;
Совет командующих пограничными войсками;
Совет министров внутренних дел;
Межгосударственный банк;
Статистический комитет;
Совет руководителей государственных информационных агентств;
Совет по культурному сотрудничеству;
10) Конференция конституционных судов стран молодой демократии.
9.2. СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ
2 апреля 1997 г. в Москве был заключен Договор о Союзе Беларуси и России. 23 мая 1997 г. подписан Устав Союза Беларуси и России. В соответствии с Договором два государства на добровольной основе образовали Сообщество Беларуси и России. Были признаны следующие цели Сообщества: объединение материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики; создание равных условий для повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.
Позже Сообщество Беларуси и России было преобразовано в Союз с наделением его полномочиями согласно Уставу Союза. При этом каждое государство-участник Союза сохранило
44
государственный суверенитет, независимость, территориальную целостность, Конституцию, государственные флаг, герб, гимн и другие атрибуты государственности.
В соответствии с Уставом установлено гражданство Союза: каждый гражданин Республики Беларусь и каждый гражданин Российской Федерации является одновременно гражданином Союза.
25 декабря 1998 г. в г. Москве был заключен Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан.
8 декабря 1999 г. был подписан Договор о создании Союзного государства. Прекратили свое действие договоры об образовании Сообщества Беларуси и России и о Союзе Беларуси и России. Ранее принятые акты в рамках Сообщества и Союза продолжают действовать только в части, не противоречащей Договору о создании Союзного государства.
Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства.
В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.
Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если государства-участники не договорились об ином.
Акты Высшего Государственного Совета принимаются на основе единогласия государств-участников.
Парламент Союзного государства является представительным, законодательным органом Союзного государства. Он состоит из двух палат - Палаты Союза и Палаты представителей.
Палата Союза состоит из 36 членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей, делегированных палатами Национального собрания Республики Беларусь, и 36 членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, делегированных палатами Федерального собрания Российской Федерации. Члены Палаты Союза работают на непостоянной основе и получают вознаграждение за свой труд по месту постоянной работы.
Палата представителей состоит из 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от Российской Федерации, избираемых на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании.
45
Палата представителей избирается, а Палата Союза формируется сроком на 4 года.
Исполнительным органом Союзного государства является Совет Министров.
В Совет Министров входят: Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.
Председатель Совета Министров назначается Высшим Государственным Советом. Им может быть глава Правительства одного из государств-участников на ротационной основе.
Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.
Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции.
Совет Министров формирует Постоянный Комитет, руководимый Государственным секретарем.
Постоянный Комитет является ответственным за подготовку заседаний Высшего Государственного Совета и Совета Министров и наделен иными полномочиями.
Согласно Договору должен быть создан Суд Союзного государства, состоящий из 9 судей.
Высший Государственный Совет утверждает Устав и Регламент Суда.
Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов.
Контрольные вопросы и задания
Республика Беларусь - субъект Содружества Независимых Государств (СНГ).
Органы СНГ.
Союз Беларуси и России.
Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г.
Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. Принципы и перспективы развития Союза.
46
Договор об образовании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.
Международная правосубъектность и задачи Союза.
Гражданство Союза.
Органы Союза: Высший Государственный Совет, Парламентское Собрание Союза. Исполнительный Комитет Союза. Бюджет и финансы Союза.
Литература
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
О ратификации протокола о продлении договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.: Закон Республики Беларусь от 17 мая 2000 г. № 370-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.Минск, 2000. № 2/165.
О ратификации договора о экономическом союзе и едином экономическом пространстве: Закон Республики Беларусь от
9 ноября 1999 г. № 303-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 1999. № 2/78.
О ратификации договора о создании Сообщества Беларуси и России: Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 4 мая 1996 г. № 244-XIII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь.Минск, 2001. №4/2266.
О ратификации договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России: Закон Республики Беларусь от
10 июня 1997 г. № 41-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/585.
О ратификации договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан: Закон Республики Беларусь от 17 февраля 1999 г. № 244-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 1999. №2/18.
О ратификации договора о создании Союзного государства: Закон Республики Беларусь от 24 декабря 1999 г. № 343-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 1999. № 2/1.
Михалева, Н.А. Конституционное законодательство стран СНГ на современном этапе (динамика развития) / Н.А. Михалева // Государство и право. 2004. № 9. С. 73-80.
Михалева, Н.А. Правовые проблемы создания Союзного государства России и Беларуси / Н.А. Михалева // Государство и право. 2002.№ 6. С. 14-22.
47
48
Саматов, О.Ж. Международно-правовые основы создания коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества государств - членов СНГ / О.Ж. Саматов // Государство и право. 2005. № 2. С. 84-91.
Сильченко, Н.В. Теоретические проблемы интеграции правовой системы Беларуси и правовой системы Российской Федерации / Н.В. Сильченко // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. ст., посвящ. 80-летию проф. А.А. Головко. Минск, 2005. С. 114-119.
- Глава 2. Понятие и сущность конституционно-правовых
- 1.5. Основы построения системы конституционного права
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- 2.3. Объекты конституционно-правовых отношений
- 2.4. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений
- Глава 3. Реализация норм
- 3.3. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 4. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- 4.2. Методологические основы исследования в науке конституционного права
- 4.3. Конституционное право как учебная дисциплина
- 5.2. Классификация конституций
- Глава 6. Конституционное
- 7.1. Понятие основ конституционного строя
- 7.2. Конституционные характеристики республики беларусь
- 8.2. Государственный суверенитет республики беларусь
- Глава 9. Правовые основы
- Глава 10. Формы политической власти
- 10.1. Конституционные основы
- 10.2. Понятие политической системы общества и характеристика ее элементов
- Глава 11. Конституционные
- Глава 12. Гражданство республики беларусь
- Глава 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 13.1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности
- 13.2. Классификация конституционных прав и свобод личности
- Глава 14. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь
- 14.2. Понятие «беженцы», их правовой статус в республике беларусь
- Глава 15. Административно-территориальное устройство республики беларусь
- 15.3. Компетенция государственных
- Глава 16. Избирательная система. Избирательное право
- 7. Мажоритарная избирательная система
- 2. Пропорциональная избирательная система
- 3. Смешанная избирательная система
- 16.2. Избирательная система республики беларусь
- Глава 17. Референдум
- Глава 18. Понятие и основные
- 18.2. Понятие принципа народного представительства
- 18.3. Реализация принципа разделения властей в деятельности государственных органов республики беларусь
- Глава 19. Конституционно-правовой статус президента республики беларусь
- 19.2. Место и роль президента республики беларусь в системе государственных органов
- 19.3. Функции и компетенция президента республики беларусь
- 19.4. Акты президента республики беларусь
- 19.5. Основания, порядок смещения
- 19.6. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства президента республики беларусь
- 20.1. Понятие, принципы, структура, компетенция парламента -национального собрания республики беларусь
- 20.2. Основные организационно-правовые формы работы парламента, его палат и комиссий
- 20.3. Основные гарантии депутатской деятельности депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- 20.4. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- Глава 21. Исполнительная власть в республике беларусь
- 21.1. Понятие, место и роль исполнительной власти
- 21.2. Совет министров республики беларусь
- 21.3. Республиканские органы
- 21.4. Администрация президента республики беларусь
- 21.5. Управление делами президента республики беларусь
- 22.1. Понятие, принципы организации и деятельности органов судебной власти
- Глава 23. Местное управление и самоуправление
- 23.2. Местные советы депутатов
- 23.3. Исполнительные комитеты (администрации)
- 23.4. Органы территориального
- Глава 24. Конституционные
- 24.1. Функции и задачи прокуратуры республики беларусь
- 24.2. Формы воздействия органов прокуратуры на субъектов, нарушающих законность
- Глава 25. Конституционные основы комитета государственного контроля республики беларусь
- 25.1. Порядок образования и подчиненность комитета государственного контроля
- Глава 26. Конституционные
- 26.1. Бюджетная система республики беларусь
- 26.2. Банковская система республики беларусь