Глава 17. Референдум
(НАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ)
Понятие и назначение референдума
Организация и проведение референдумов в Республике Беларусь
17.1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
Референдум - (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - голосование избирателей, посредством которого принимаются важные государственные или самоуправленческие решения. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Если соблюдены установленные Конституцией и законодательством условия, то принятое путем референдума решение считается решением народа, и его юридическая сила, как показывает мировая практика, выше юридической силы законов, принятых Парламентом.
Решение на референдуме может приниматься посредством утвердительного или отрицательного ответа избирателей на поставленный вопрос либо посредством выбора между различными вариантами предлагаемого решения (народный выбор в мировой практике встречается очень редко).
Голосование избирателей часто называют плебисцитом (от лат. plebiscitum - решение народа). С юридической точки зрения, разницы между референдумом и плебисцитом нет. Как правило, в мировой практике плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны судьбоносное значение (например, плебисцит о государственной принадлежности и спорной территории, о форме правления и т.д.).
Референдум является основной формой непосредственной (прямой) демократии и может быть использован как противовес представительной, как средство обойти Парламент и принять государственное решение вопреки ему.
Референдумы делятся на обязательные и консультативные (рекомендательные, факультативные), республиканские (государственные) и местные.
97
Право участия в референдуме
Как принято в мировой практике, в референдуме имеют право принимать участие все лица, обладающие активным избирательным правом. Но если условия получения активного избирательного права различны при выборах в палаты Парламента, то участие в референдуме обусловливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату, избираемую наиболее широким кругом лиц. Этот принцип действует и при проведении местных референдумов. Голосование на референдуме равное, т.е. каждый избиратель имеет такое же число голосов, как и любой другой. Причем вес каждого голоса одинаковый.
Избиратели на референдуме голосуют непосредственно «за» или «против» предлагаемого решения. Сам же процесс голосования такой же, как и на выборах.
Предмет референдума
Предмет референдума - это вопрос, подлежащий рассмотрению посредством народного голосования.
Консультативный референдум может проводиться и не проводиться. Его назначают в зависимости от рассмотрения органа, компетентного назначать референдум либо по инициативе группы граждан какой-либо административно-территориальной единицы. Предметом этого референдума может стать любой вопрос, за исключением вопросов или проектов, вынесение которых на голосование запрещено Конституцией или законами.
Обязательный референдум проводится в случаях, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято. Референдумы, посредством которых решаются вопросы о принятии или изменении Конституции, называются конституционными.
Как правило, не могут выноситься на местные референдумы вопросы о бюджете, налогах, кадровых вопросах, отнесенных к ведению представительных органов.
Инициатива назначения референдума
Как свидетельствует мировая практика, право назначать общенациональный референдум принадлежит обычно Главе государства или Парламенту (а иногда им обоим) либо по инициативе
98
групп избирателей, Правительства, групп депутатов Парламента, региональных органов власти.
Государственные органы инициируют проведение референдумов, как правило, для решения следующих задач: для разрешения конфликта между ними; принятия государственного решения, требующего обязательности референдума; придания особого авторитета своим решениям.
Право инициативы референдума, предоставляемой группам избирателей, дает им возможность реализовывать свой политический интерес, иногда вопреки выраженному или молчаливому сопротивлению государственных органов, придав ему силу общенационального интереса. В мировой практике референдум, проводимый по инициативе избирателей, называется петиционным, ибо группа избирателей должна подписать петицию с требованием провести референдум по определенному вопросу.
Организация референдума
Этот процесс в целом похож на избирательный процесс: составляются списки избирателей; образуются участки и округа для голосования, которые в отличие от избирательных округов имеют значение, призванное облегчить подсчет голосов комиссий или других органов по проведению референдумов; проводятся также агитация и разъяснительная кампания, процедура голосования, подсчет голосов, определение итогов референдума и их обнародование.
Голосование осуществляется официальными бюллетенями, обжалование и опротестование, как правило, регулируются законами с отсылками к процедурам, предусмотренным избирательным законом. Существует определенный порядок опротестования.
17.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
РЕФЕРЕНДУМОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Вопросы организации и проведения референдумов в нашем государстве регламентируются положениями Конституции и Избирательного кодекса Республики Беларусь.
Согласно ст. 73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.
99
Республиканские референдумы могут назначаться Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, либо по предложению палат Национального собрания, принимаемому на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, либо по предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска (ч. 1 ст. 74 Конституции).
Процедура сбора подписей гражданами подробно регламентируется Избирательным кодексом Республики Беларусь (ст. 114-116).
Президент после внесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений палат Парламента либо граждан о проведении референдума назначает в двухмесячный срок республиканский референдум (ст. 117 Избирательного кодекса). Назначение республиканского референдума оформляется Указом Президента. В Указе Президента о назначении референдума содержатся: дата проведения референдума; юридическая сила решения референдума; формулировка (формулировки) вынесенного на референдум вопроса. В Указе Президента могут быть отражены и иные организационные моменты по проведению референдума.
Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания Указа Президента о назначении референдума.
Конституция Республики Беларусь не содержит конкретного перечня вопросов государственной жизни, которые могут быть предметом республиканского референдума.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 140 изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.
Избирательный кодекс (ч. 3 ст. 112) содержит положение о том, что на республиканский референдум не выносятся следующие вопросы: которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь; связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением должностных лиц, отнесенных к компетенции Пре-
100
зидента Республики Беларусь и Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и изменении бюджета; установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии и помиловании.
Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение инициатора о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь. Решение Президента Республики Беларусь об отклонении референдума также оформляется указом.
Согласно ч. 4 ст. 74 Конституции решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 75 Конституции местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.
Все процедурные вопросы по проведению местных референдумов осуществляются в соответствии с нормами законодательства, регламентирующего проведение республиканского референдума.
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, которые не подлежат вынесению на республиканский референдум, имеющие значение для республики в целом, связанные с назначением на должность и освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительно-распорядительного органа государства.
Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением-соответствующим городским Советом депутатов.
Решения, принятые в ходе проведения местного референдума, подписываются руководителем местного исполнительно-распорядительного органа.
В Республике Беларусь было проведено четыре республиканских референдума (первый референдум 17 марта 1991 г. был проведен в рамках союзного референдума).
101
Контрольные вопросы и задания
Понятие и назначение референдума как важнейшей формы непосредственной демократии.
Виды референдумов. Принципы организации и проведения республиканского и местного референдумов.
Предмет референдума.
Право инициативы в проведении республиканского и местного референдумов. Голосование и подведение итогов референдума.
Юридическая сила актов республиканских референдумов. Юридическая сила актов местных референдумов.
Литература
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). Минск, 2006.
Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 г.. № 370-3 (ред. от 05.10.2006 г. № 166-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2000. № 2/145.
О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995 г. № 3602 - XII (ред. от 09.10.2000 г. № 52-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/478.
О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь (с изменениями и дополнениями): Закон Респ. Беларусь от 20.02.1991г. №617-XII (ред. от 01.11.2004 г. №340-3)// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/282.
О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов: Закон Респ. Беларусь от 30.04.1998 г. № 373-3 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. Минск, 2001. № 2/669.
О членах Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов с правом совещательного голоса при проведении выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь второго созыва- Декрет Президента Респ. Беларусь от 11 09 2000 г. № 18 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь Минск, 2000. № 1/1611
102
О полномочиях членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов: Указ Президента Республики Беларусь от 10.12.1996 г. № 530 // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Респ. Беларусь. 1996. № 35. Ст. 927.
Василевич, ГА. Конституционное право Республики Беларусь / Г.А. Василевич. Минск, 2003.
- Глава 2. Понятие и сущность конституционно-правовых
- 1.5. Основы построения системы конституционного права
- 2.2. Субъекты конституционно-правовых отношений
- 2.3. Объекты конституционно-правовых отношений
- 2.4. Основания возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений
- Глава 3. Реализация норм
- 3.3. Ответственность за несоблюдение конституционно-правовых норм
- Глава 4. Конституционное право как наука и учебная дисциплина
- 4.2. Методологические основы исследования в науке конституционного права
- 4.3. Конституционное право как учебная дисциплина
- 5.2. Классификация конституций
- Глава 6. Конституционное
- 7.1. Понятие основ конституционного строя
- 7.2. Конституционные характеристики республики беларусь
- 8.2. Государственный суверенитет республики беларусь
- Глава 9. Правовые основы
- Глава 10. Формы политической власти
- 10.1. Конституционные основы
- 10.2. Понятие политической системы общества и характеристика ее элементов
- Глава 11. Конституционные
- Глава 12. Гражданство республики беларусь
- Глава 13. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 13.1. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности
- 13.2. Классификация конституционных прав и свобод личности
- Глава 14. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в республике беларусь
- 14.2. Понятие «беженцы», их правовой статус в республике беларусь
- Глава 15. Административно-территориальное устройство республики беларусь
- 15.3. Компетенция государственных
- Глава 16. Избирательная система. Избирательное право
- 7. Мажоритарная избирательная система
- 2. Пропорциональная избирательная система
- 3. Смешанная избирательная система
- 16.2. Избирательная система республики беларусь
- Глава 17. Референдум
- Глава 18. Понятие и основные
- 18.2. Понятие принципа народного представительства
- 18.3. Реализация принципа разделения властей в деятельности государственных органов республики беларусь
- Глава 19. Конституционно-правовой статус президента республики беларусь
- 19.2. Место и роль президента республики беларусь в системе государственных органов
- 19.3. Функции и компетенция президента республики беларусь
- 19.4. Акты президента республики беларусь
- 19.5. Основания, порядок смещения
- 19.6. Защита законом неприкосновенности, чести и достоинства президента республики беларусь
- 20.1. Понятие, принципы, структура, компетенция парламента -национального собрания республики беларусь
- 20.2. Основные организационно-правовые формы работы парламента, его палат и комиссий
- 20.3. Основные гарантии депутатской деятельности депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- 20.4. Основания досрочного прекращения полномочий и порядок отзыва депутатов палаты представителей и членов совета республики национального собрания республики беларусь
- Глава 21. Исполнительная власть в республике беларусь
- 21.1. Понятие, место и роль исполнительной власти
- 21.2. Совет министров республики беларусь
- 21.3. Республиканские органы
- 21.4. Администрация президента республики беларусь
- 21.5. Управление делами президента республики беларусь
- 22.1. Понятие, принципы организации и деятельности органов судебной власти
- Глава 23. Местное управление и самоуправление
- 23.2. Местные советы депутатов
- 23.3. Исполнительные комитеты (администрации)
- 23.4. Органы территориального
- Глава 24. Конституционные
- 24.1. Функции и задачи прокуратуры республики беларусь
- 24.2. Формы воздействия органов прокуратуры на субъектов, нарушающих законность
- Глава 25. Конституционные основы комитета государственного контроля республики беларусь
- 25.1. Порядок образования и подчиненность комитета государственного контроля
- Глава 26. Конституционные
- 26.1. Бюджетная система республики беларусь
- 26.2. Банковская система республики беларусь