logo
Pavlodskiy_E_A_Levshina_T_L_Dogovory_v_predprinimatelskoy_deyatelnosti

§ 1. Понятие и признаки договоров,

направленных на внедрение инноваций

Как указывалось выше, основным содержанием инновационной деятельности является использование готовых научно-технических достижений для создания инноваций и внедрение инноваций на рынок и в практическую деятельность. При этом субъекты предпринимательской деятельности могут либо самостоятельно разработать и внедрить новые виды продукции или оборудования, либо привлечь для разработки и внедрения инноваций иных лиц, обладающих необходимой квалификацией и опытом. Соответствующие отношения с третьими лицами оформляются самыми разными гражданско-правовыми договорами, конечной экономической целью которых является внедрение инноваций и получение максимальной прибыли от реализации инновационной продукции, работ или услуг. При этом юридическая цель (causa) этих договоров может быть совершенно разная. Это могут быть договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на доведение научно-технических достижений до стадии практического применения; договоры на приобретение исключительных прав на использование новых технологий, а также лицензионные договоры; договоры подряда на изготовление опытных образцов изделий; договоры поставки и наладки новейшего оборудования, с помощью которого будет произведена инновационная продукция; договоры оказания услуг по обучению персонала правилам работы с новым оборудованием; договоры на оказание маркетинговых услуг по изучению рынка сбыта новой продукции; договоры на оказание рекламных услуг; организационные договоры об исключительной продаже и организации сбыта инновационной продукции и т.д.

Очень часто соответствующие договоры являются смешанными, т.е. содержат элементы разных по юридической природе договоров, поименованных в ГК РФ (п. 3 ст. 421). Например, договор о поставке нового высокотехнологичного оборудования может содержать элементы договора подряда (например, условие об обязанности поставщика своими силами произвести монтаж оборудования и пусконаладочные работы), договора на оказание услуг (например, условие об обучении персонала покупателя навыкам работы с новым оборудованием), договора о передаче ноу-хау (например, одновременно с оборудованием передаются чертежи и технологии, охраняемые в режиме коммерческой тайны).

Среди договоров на внедрение инноваций встречаются так называемые непоименованные договоры, т.е. не предусмотренные законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ) <1>. Например, непоименованным является договор об исключительной продаже инновационной продукции, заключаемый производителями с торговыми сетями (ритейлерами).

--------------------------------

<1> О непоименованных и смешанных договорах см.: Брагинский М. Непоименованные (безымянные) и смешанные договоры // Хозяйство и право. 2007. N 9. С. 36 - 49; N 10.

Таким образом, договоры, направленные на внедрение инноваций, могут иметь совершенно разную юридическую природу, т.е. относятся к самым разным договорным типам, как поименованным, так и не поименованным в действующем законодательстве, в том числе к смешанным договорам. Общей для них является экономическая цель договора: внедрение инноваций и получение за счет этого максимальной прибыли.

Ввиду многообразия договоров, направленных на внедрение инноваций, невозможно выделить в них общую и единую для всех юридическую направленность на достижение определенного типового правового результата. Эти договоры могут быть направлены как на передачу имущества (причем как вещей, так и имущественных, в том числе исключительных, прав), так и на выполнение работ и оказание услуг. Их невозможно объединить по какой-либо единой типовой юридической цели (causa) и дать общие юридические признаки. Поэтому рассмотрение юридических признаков договоров целесообразно проводить лишь применительно к тем видам договоров, направленных на внедрение инноваций, которые соответствуют определенному договорному типу, как предусмотренному, так и не предусмотренному ГК РФ (в том числе в отношении смешанных договоров).

Нельзя выделить рассматриваемые договоры и по каким-либо иным юридически значимым системным признакам классификации договоров: по субъектным особенностям, по предмету договора, по возмездности (безвозмездности) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М.: Юристъ, 2001. С. 83 - 256.

У договоров, направленных на внедрение инноваций, отсутствует общий субъектный признак, поскольку применительно к разным договорным типам, к которым могут относиться соответствующие договоры, закон предъявляет разные требования к субъектному составу участников. Например, субъектами договора поставки новейшего технологического оборудования, договора коммерческой концессии могут быть только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (ст. 506, ч. 1 ст. 1027 ГК РФ). Однако в подавляющем большинстве случаев в законодательстве не содержится императивное требование о том, что сторонами соответствующих договоров должны быть только определенные участники гражданских правоотношений.

Предметом договоров, направленных на внедрение инноваций, могут быть самые разные объекты гражданских прав (товары, имущественные права, работы, услуги) <1>.

--------------------------------

<1> О неоднозначности понятия "предмет договора" см., например: Зезекало А.Ю. Заблуждение в тождестве предмета и в природе сделки: теория и практика // Вестник ВАС РФ. 2007. N 9. С. 63 - 69.

Возмездность тоже не может являться классифицирующим признаком договоров, направленных на внедрение инноваций, поскольку они могут быть как возмездными (например, договор поставки нового оборудования), так и безвозмездными (организационный договор об исключительной продаже инновационного продукта).

В то же время нельзя не отметить некие общие признаки, присущие рассматриваемым договорам <1> и позволяющие их так или иначе выделять среди других гражданско-правовых договоров.

--------------------------------

<1> Исключительно для удобства изложения предлагаем называть их "инновационными договорами", не претендуя на придание этому понятию значения нового типа договора в традиционном юридическом смысле.

Во-первых, в предмете таких договоров всегда присутствует инновационная составляющая, т.е. элемент новизны. Каким бы ни было имущественное благо, по поводу которого складываются правоотношения (товар, имущественное право, работа, услуга), оно или само должно быть инновационным, или должно быть непосредственно связано с приобретением, использованием, реализацией инновационных продуктов (товаров, работ, услуг). Важно отметить, что новизна не обязательно должна быть абсолютной, т.е. впервые внедряемой на рынок. Главное, чтобы новизна касалась непосредственно той организации, которая внедряет инновацию. Как указывается в разъяснениях Федеральной службы государственной статистики, "инновации должны быть новыми для Вашей организации. Они не обязательно должны быть новыми для рынка. Не имеет значения, были разработаны инновационные продукты Вашей организацией или другими организациями" <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. п. 6, 7, 11 Общих положений Постановления Федеральной службы государственной статистики от 20 ноября 2006 г. N 68.

Во-вторых, соответствующие договоры должны быть направлены на внедрение инноваций, т.е. на их коммерциализацию и практическое применение. В зависимости от степени готовности инновационного продукта и наличия его у лица, внедряющего инновации, к инновационным договорам можно относить договоры на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на доведение научно-технических результатов до стадии практического применения; договоры о приобретении исключительных прав на использование уже готовых результатов НИОКР при создании инновационного продукта; договоры о приобретении новейшего технологического оборудования, позволяющего производить инновационную продукцию; договоры о приобретении секретов производства (ноу-хау) и опытных образцов инновационных изделий; договоры оказания маркетинговых услуг, по которым проводятся маркетинговые исследования перспектив реализации инновационной продукции; договоры на рекламу инновационной продукции; договоры, направленные на организацию сбыта инновационной продукции.

В-третьих, конечной экономической целью соответствующих договоров является получение конкурентных преимуществ и извлечение максимальной прибыли от внедрения инноваций. То есть по своей сути инновационные договоры заключаются в процессе осуществления предпринимательской деятельности и прямо или косвенно направлены на извлечение прибыли. Следует, однако, отметить, что большинство инновационных договоров, взятых по отдельности, в отрыве от всей цепочки создания и внедрения инноваций, не только являются бесприбыльными, но, более того, влекут дополнительные затраты для организации, внедряющей инновации (например, организация несет дополнительные затраты на лицензионные платежи за право пользования новыми технологиями, на оплату услуг по установке и монтажу нового оборудования, на оплату маркетинговых, рекламных услуг и т.д.). Несмотря на это, в случае успешного завершения данного цикла организация, безусловно, рассчитывает получить максимальную сверхприбыль от коммерциализации инноваций, и именно в этом смысле можно говорить о предпринимательском характере всех инновационных договоров.

Таким образом, договоры, направленные на внедрение инноваций, - это гражданско-правовые договоры, имеющие разную юридическую цель (каузу) и относящиеся к разным договорным типам, но имеющие следующие общие признаки:

1) наличие инновационной составляющей в предмете договора;

2) направленность договора на внедрение (практическое применение);

3) конечной экономической целью договора является получение конкурентных преимуществ и извлечение максимальной прибыли.

Таким образом, инновационные договоры можно охарактеризовать как особую группу разных по своей юридической природе гражданско-правовых договоров, объединенных в связи с наличием у них указанных выше признаков. Учитывая, что все приведенные признаки носят по большей части экономический характер, инновационные договоры необходимо рассматривать в первую очередь как экономическую категорию.