§ 5. Права и обязанности сторон по договору
перевозки грузов
Статья 791 Гражданского кодекса устанавливает, что перевозчик обязан подать грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
В целях выполнения указанной обязанности перевозчик должен содержать транспортные средства в технически надлежащем состоянии и перед подачей под погрузку проверить их пригодность для перевозки данного груза. Зная из заявки грузоотправителя, какой груз предполагается погрузить в транспортное средство, перевозчик имеет возможность и должен определить, обеспечит ли подаваемое транспортное средство его сохранность при перевозках. Наряду с возложением на перевозчика обязанности подавать транспортные средства, пригодные для перевозки данного груза <1>, транспортное законодательство устанавливает, что пригодность транспортных средств (вагонов, контейнеров) для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем единолично, либо грузоотправителем и перевозчиком <2>, либо самим перевозчиком <3>.
--------------------------------
<1> См.: ст. 20 УЖТ, ст. 71 КВВТ, ст. 124 КТМ, ст. 44 УАТ.
<2> См.: п. 5 ст. 8 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР; § 7 Правил приема груза к перевозке на речном транспорте.
<3> См.: ст. 124 КТМ. В статье говорится об обязанности перевозчика привести суд, но заблаговременно, до начала рейса в мореходное состояние, т.е. состояние, обеспечивающее сохранность данного конкретного груза.
Грузоотправитель, отправляя продукцию, обязан принимать все зависящие от него меры, обеспечивающие ее сохранность при перевозке. Он не вправе грузить продукцию в любое транспортное средство (если погрузка осуществляется им), не заботясь о сохранности груза в пути. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, не пригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается неподанным в счет суточной нормы. Нарушение перевозчиком и грузоотправителем указанных выше обязанностей обычно приводит к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем.
Статья 20 Устава железнодорожного транспорта устанавливает, что пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретных грузов, а также отсутствие внутри их постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, влияющих на состояние грузов при погрузке, выгрузке и в пути следования, особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров) для перевозки конкретных грузов определяется в отношении:
- вагонов - грузоотправителями, если погрузка осуществляется ими, или железной дорогой, если погрузка осуществляется ею;
- контейнеров - во всех случаях грузоотправителями.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" в п. 13 разъяснил, что, если утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли из-за технической неисправности вагона, контейнера, ответственность должен нести перевозчик. Он может быть освобожден от ответственности, если докажет, что утрата, недостача, повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, а также в случае представления доказательств, подтверждающих, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя. И даже если грузоотправитель осуществит погрузку груза в неисправный в техническом отношении вагон, зная об этом, то данное обстоятельство не освобождает перевозчика от ответственности за несохранность груза.
Грузоотправитель может быть освобожден от ответственности за недостачу, повреждение груза, погруженного в непригодное в коммерческом отношении транспортное средство, если докажет вину перевозчика в недостаче, повреждении, порче груза.
Несколько иной порядок действует при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении.
Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении предусматривают, что транспортные средства, подаваемые под погрузку, должны быть исправными в техническом отношении (§ 41).
Транспортные уставы и кодексы в разделах, посвященных перевозкам грузов в прямом смешанном сообщении, этому вопросу внимания не уделяют.
В развитие Правил перевозок грузов Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа в п. 95 предусматривают, что подаваемые в порт вагоны должны быть чистыми и исправными в техническом и коммерческом отношении, т.е. Общие правила морской перевозки несколько шире, чем Правила перевозки грузов, рассматривают вопрос о пригодности транспортных средств, отмечая, что помимо пригодности транспортных средств в техническом отношении существует еще пригодность транспортных средств в коммерческом отношении.
Например, поданный в порт вагон может быть исправным в техническом отношении (исправные двери, люки, крыша и т.д.) и неисправным в коммерческом отношении (в вагоне сохранился устойчивый неприятный запах, в то время как в него предполагалась загрузка пищевых продуктов). При этом возникает вопрос: кто должен определять пригодность транспортных средств в техническом и коммерческом отношении при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении? Если этот вопрос решен при взаимоотношениях перевозчиков с грузоотправителем и регулируется транспортными уставами, то при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении он фактически не урегулирован.
Представляется, что ответственность за пригодность транспортных средств в техническом отношении должен нести перевозчик, который их подает: транспортные средства принадлежат ему, и он должен отвечать за их состояние. Определять же пригодность транспортного средства в коммерческом отношении должен грузоотправитель, который загружает в него груз. Погрузив груз в транспортное средство, непригодное в коммерческом отношении, данный грузоотправитель берет на себя всю ответственность, связанную с его сохранностью.
Поданное под погрузку транспортное средство в соответствии с нормами транспортного законодательства должно быть загружено до полной вместимости. Загрузка транспортного средства до полной вместимости и правильное определение веса имеют большое значение как для перевозчиков, так и для грузоотправителей, поскольку оценка деятельности транспортных предприятий осуществляется по количеству перевезенного груза, а размер провозной платы, которую вносит грузоотправитель, зависит не только от расстояния, но и от веса груза. Вес груза на различных видах транспорта определяется по-разному. На железнодорожном транспорте если погрузка груза производится в местах общего пользования, то его вес определяется перевозчиком; в тех же случаях, когда погрузка осуществляется в местах необщего пользования, вес груза определяется грузоотправителем.
Причем согласно ст. 26 УЖТ основной формой определения веса груза, отправляемого железнодорожным транспортом, является взвешивание на вагонных весах. Взвешиванию подлежат грузы, перевозимые навалом и насыпью. И лишь вес грузов, перевозимых наливом, в соответствии с действующими Правилами, определяется грузоотправителем расчетным путем. В тех случаях, когда у отправителей грузов отсутствуют вагонные весы, взвешивание грузов осуществляется перевозчиком за плату в соответствии с договором.
Особо надо отметить, что не допускается определение массы груза расчетным путем, посредством обмера грузов, если их погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагонов, контейнеров. На морском транспорте при погрузке груза портами на своих причалах и своей рабочей силой определение веса производится пароходством на весах порта. При погрузке грузов в портах клиентуры или у принадлежащих ей причалов определение веса грузов производится грузоотправителями. Определение веса груза расчетным путем, по обмеру или условно производится во всех случаях грузоотправителем (п. 31 Общих правил морской перевозки грузов). На речном транспорте вес груза, отправляемого с причалов, складов и погрузочных пунктов необщего пользования, а также общего пользования, но не находящегося в ведении пароходства, определяется грузоотправителем. Определение веса груза расчетным путем, по обмеру или условно во всех случаях производится грузоотправителем (ст. 70 КВВТ).
На воздушном транспорте при сдаче груза к перевозке отправитель-предприниматель обязан указать в грузовой накладной точное наименование груза, его вес (массу), число мест, размер или объем. На автомобильном транспорте определение веса груза осуществляется в основном грузоотправителем. Запись в товарно-транспортной накладной о весе груза с указанием способа его определения производится грузоотправителем (ст. ст. 62 и 63 УАТ). Таким образом, транспортное законодательство устанавливает четкий порядок определения веса груза, который принимается к перевозке.
Внесение провозной платы в любых договорах перевозки является одной из важнейших обязанностей грузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если плата (фрахт) за перевозку не внесена в установленные сроки (ст. 30 УЖТ, ст. 75 КВВТ), либо отказаться от исполнения договора перевозки (ст. 154 КТМ). При этом вагоны, контейнеры будут, в соответствии со ст. 30 Устава железнодорожного транспорта, находиться на ответственном простое грузоотправителя. В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузку прекращается. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителя или грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченного платежа в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда в своем Постановлении N 30 (п. 20) уточнил это положение. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя), с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст. 395 ГК РФ. Кроме того, в указанном случае до внесения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей в соответствии с ч. 5 ст. 30 Устава железнодорожного транспорта не выданные грузополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответственном простое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.
Более того, в соответствии со ст. 35 Устава железнодорожного транспорта в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей, причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом, перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализовать удерживаемый груз. При этом закон предусматривает определенные исключения. Не могут быть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами, а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено; специальные, в том числе воинские, грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд.
Без внесения провозной платы не принимаются к перевозке грузы также на автомобильном транспорте. В случаях несвоевременного внесения провозной платы с грузоотправителя (с грузополучателя) взыскивается дополнительно к провозной плате 0,5% суммы платежей за каждый день просрочки внесения провозной платы (ст. 103 УАТ).
Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь одним из условий надлежащего исполнения обязательства по перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.
Следует иметь в виду, что сроки доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта данного вида. На железнодорожном транспорте сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются Министерством транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики (ст. 33 УЖТ). Грузоотправители и перевозчики в договорах могут предусмотреть иной срок доставки грузов. В настоящее время утверждены в установленном порядке и зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации (23 июня 2003 г. N 4816) Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. В соответствии с указанными Правилами исчисление срока доставки груза начинается с 0 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля" в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Грузы считаются доставленными в срок, если на железнодорожной станции назначения они выгружены перевозчиком или если вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям до истечения установленного срока доставки. На речном транспорте действуют почти такие же правила, как и на железной дороге (ст. 76 КВВТ). На автомобильном транспорте (ст. 69 УАТ) действующие правила устанавливают сроки доставки грузов только для междугородных перевозок, а в остальных случаях они могут быть оговорены в договоре.
На морском транспорте перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, которые установлены соглашением сторон; при отсутствии соглашения - в срок, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств, и обычным маршрутом (ст. 152 КТМ).
Грузоотправители могут предъявлять подготовленные к перевозкам грузы с объявлением их ценности. За объявленную ценность грузов взимаются сборы (дополнительная плата), указанные в тарифном руководстве либо договором.
Транспортное законодательство (за исключением УЖТ) предусматривает возможность объявления ценности груза исходя из ст. 796 ГК, в которой предусмотрено, что в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявленной ценностью, перевозчик несет ответственность в размере объявленной стоимости груза или багажа. Это положение нашло свое отражение во всех транспортных кодексах (ст. 119 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК, ст. 135 УАТ). Статья 16 УЖТ устанавливает, что грузоотправители могут предъявлять грузы для перевозок с объявленной ценностью. Особо подчеркивается, что перевозка грузов с объявлением их ценности осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. В Правилах установлено, что объявление грузоотправителем ценности грузов обязательно при предъявлении для перевозки следующих грузов: драгоценных металлов, камней и изделий из них; музейных и антикварных ценностей, предметов искусства и иных художественных изделий; грузов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Статья 16 УЖТ предусматривает, что за перевозки грузов с объявленной ценностью взимаются сборы, ставки которых устанавливаются тарифным руководством.
Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, утвердивший эти Правила, пытается подправить федеральный закон (каковым является Устав железнодорожного транспорта), внеся в Правила следующие положения: если перевозчик докажет, что объявленная ценность груза превышает действительную его стоимость, то перевозчик возмещает грузоотправителю именно действительную его стоимость в случае причинения грузу с объявленной ценностью ущерба при его транспортировке. Подобная статья была когда-то включена в Устав железных дорог 1964 г. (ст. 43), и редакция ее была более конкретной и четкой. В статье было установлено, что в случае разногласий между грузоотправителем и станцией отправления стоимость груза определяется экспертизой, о чем составляется акт. В ныне действующем Уставе подобной оговорки нет. Нет ее и в Правилах, и поэтому непонятно, каким образом перевозчик будет определять действительную стоимость груза. Полагаем, что действующая редакция Правил противоречит федеральному закону.
С этой точкой зрения не согласен Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. В п. 38 Постановления Пленума от 6 октября 2005 г. N 30 он разъяснил, что при обнаружении явного несоответствия объявленной грузоотправителем стоимости груза его действительной стоимости арбитражный суд может рассмотреть вопрос о возможности квалификации действий грузоотправителя по предъявлению перевозчику требования, основанного на объявленной стоимости груза, как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
По общему правилу грузы, нуждающиеся в затаривании, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, обеспечивающей безопасность движения, сохранность грузов, транспортных средств (ст. 18 УЖТ, ст. 139 КТМ, ст. 69 КВВТ, ст. 52 УАТ). Требования к таре и упаковке грузов, качеству продукции должны предусматриваться стандартами, техническими условиями. Перевозчики освобождаются от ответственности за утрату груза вследствие дефектов тары, только доказав, что они не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке.
Перевозка грузов на железнодорожном транспорте оформляется накладной и квитанцией о приеме груза, которые являются основными транспортными документами (ст. 25 УЖТ). Накладная содержит все необходимые сведения о перевозимом грузе, степени использования грузоподъемности вагона (контейнера), скорости перевозки, времени принятия груза к перевозке и т.д. Отсутствие накладной свидетельствует об отсутствии договора перевозки, поскольку договор перевозки относится к числу формальных сделок и его наличие и содержание могут быть подтверждены только письменными документами. Статья 25 УЖТ подчеркивает, что железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Перевозчику предоставлено право проверять правильность сведений, указанных грузоотправителем в накладной. Что касается проверки веса груза, сдаваемого к перевозке, то перевозчику, в соответствии со ст. 27 Устава железнодорожного транспорта, предоставлено право проверять вес грузов путем выборочного взвешивания. Составляется также дорожная ведомость, которая вместе с накладной следует с грузом на станцию назначения и остается там. Корешок дорожной ведомости остается на станции отправления. По сути дела, это контрольные документы, по которым можно проследить движение груза от станции отправления до станции назначения. В тех случаях, когда груз перевозится в контейнере, составляются такие же документы, однако применяется специальная форма накладной, которая заполняется с учетом особенностей перевозок грузов в таком специальном транспортном средстве, каким является контейнер.
На морском транспорте система накладных применяется при прямых смешанных перевозках и перевозках нефтеналивных грузов в Каспийском бассейне. Во всех остальных случаях оформление договора морской перевозки грузов в основном осуществляется с помощью чартера и коносамента (ст. ст. 117 и 142 КТМ). Коносамент выполняет три функции: а) доказательства наличия договора морской перевозки грузов и его содержания; б) расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком; в) товарораспределительного документа на груз, обеспечивающего распоряжение самим грузом. Коносамент составляется по определенной форме, является товарной ценной бумагой и может быть именным, ордерным или на предъявителя. Именные коносаменты составляются на имя определенного получателя; ордерные коносаменты - это выданные "приказу отправителя" либо содержащие наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя". В каботажных перевозках используются только именные коносаменты. Коносамент на предъявителя может передаваться посредством простого вручения.
В соответствии со ст. 144 КТМ в коносамент должны быть включены следующие данные:
1) наименование перевозчика и место его нахождения;
2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;
3) наименование отправителя и место его нахождения;
4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;
5) наименование получателя, если он указан отправителем;
6) внешнее состояние груза и его упаковка;
7) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;
8) время и место выдачи коносамента;
9) число оригиналов коносамента, если их больше, чем один;
10) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.
По соглашению сторон в коносамент могут быть внесены иные данные и оговорки.
Наличие и содержание договора морской перевозки могут подтверждаться чартером. Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть внесены иные условия и оговорки.
Конкретные договоры чартера, как правило, заключаются на основе типовых форм, которые разрабатываются организациями судовладельцев исходя из сложившихся в течение длительного времени морских торговых обычаев. Таковы, например, Зерновой рейсовый чартер 1966 г., пересмотренный в 1971 г. (кодовое название "Грейнвой"), Всеобщий универсальный чартер Балтийского и международного морского совета (пересмотренный в 1922, 1976 и 1994 гг.) под кодовым названием "Дженкон" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Залесский В.В. Транспортные договоры. М., 2001. С. 18.
На речном транспорте составляются такие же документы, что и на железнодорожном транспорте. Это предусмотрено ст. 67 КВВТ.
При приемке груза к перевозке на воздушном транспорте составляется грузовая накладная (ст. 105 ВК), причем ей предшествует составление отправителем накладной отправителя. На основании накладной отправителя перевозчик заполняет грузовую накладную, которая остается в пункте назначения, а грузополучателю выдается накладная отправителя <1>. На автомобильном транспорте при перевозке грузов товарного характера составляется товарно-транспортная накладная (ст. 47 УАТ). Таким образом, в настоящее время прием грузов к перевозке оформляется накладной (на железнодорожном, речном, воздушном, автомобильном и в отдельных случаях на морском транспорте) и коносаментом (на морском транспорте).
--------------------------------
<1> См.: п. 5.4.1 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР.
В целях обеспечения сохранности грузов, находящихся в процессе перевозки, двери вагонов, контейнеров, трюмов судов (грузовые помещения) должны быть опломбированы. Опломбирование вагонов, контейнеров, трюмов судов (грузовых помещений) осуществляется либо перевозчиком, либо грузоотправителем, указанным в перевозочных документах, в зависимости от того, кем производится погрузка. Исключение составляют вагоны, контейнеры с грузами для личных (бытовых) нужд, после погрузки которых их опломбирование осуществляется по усмотрению и за счет отправителей таких грузов либо перевозчиком, либо выступающей от имени отправителя транспортно-экспедиционной организацией.
Необходимость опломбирования вагонов, контейнеров, грузовых помещений судов возникает и в пути следования. Если обнаружено отсутствие запорно-пломбировочных устройств на вагонах, контейнерах, грузовых помещениях судов, они пломбируются в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на различных видах транспорта.
Опломбирование вскрывающихся для таможенного досмотра вагонов, контейнеров, грузовых помещений судов осуществляется таможенными органами, которые составляют в этих случаях акт досмотра и прикладывают его к перевозочным документам. В тех случаях, если груз прибыл с исправными таможенными пломбами и при исправной перевозке, перевозчики освобождаются от выдачи груза и не могут нести ответственность за его несохранность.
Объективным доказательством отсутствия доступа к грузу при его перевозке является сочетание исправности транспортного средства с исправностью запорно-пломбировочного устройства на прибывшем транспортном средстве. Тем не менее при прибытии грузов в транспортном средстве с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными самими перевозчиками, данные перевозчики обязаны проверить состояние и массу груза.
- Раздел I. Предпринимательский договор как институт гражданского права
- Глава 1. Общие вопросы предпринимательского договора
- § 1. Понятие предпринимательского договора
- § 2. Применение принципа свободы договора
- § 3. Особенности заключения предпринимательских договоров
- 1. Документы, оформляющие договорные отношения
- 2. Согласование договорных условий
- 3. Момент заключения договора
- 4. Особенности заключения предпринимательских договоров
- 5. Форма договора в предпринимательской деятельности
- 6. Подписание договора уполномоченным лицом
- § 4. Особенности ответственности за нарушение
- 1. Особенности условий ответственности
- 2. Объем ответственности за нарушение
- 3. Виды ответственности за нарушение
- Раздел II. Договоры о передаче имущества
- Глава 2. Договор поставки
- § 1. Понятие договора поставки
- § 2. Особенности заключения договора поставки
- § 3. Содержание договора. Права и обязанности сторон
- § 4. Условия договора поставки при возложении
- § 5. Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения
- § 6. Основания и порядок изменения и расторжения
- Глава 3. Договор энергоснабжения
- § 1. Сфера применения договора энергоснабжения
- § 2. Понятие и признаки договора энергоснабжения
- § 3. Субъекты договора энергоснабжения
- § 4. Заключение договора энергоснабжения
- § 5. Существенные условия договора энергоснабжения
- § 6. Ответственность по договору энергоснабжения
- § 7. Расторжение и изменение договора энергоснабжения
- § 8. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение
- § 9. Применение правил о договоре энергоснабжения
- § 10. Договор энергоснабжения в сфере электроэнергетики
- Глава 4. Договор купли-продажи предприятия
- § 1. Понятие и предмет договора продажи предприятия
- § 2. Преддоговорные отношения сторон
- § 3. Заключение договора продажи предприятия
- 1. Форма договора продажи предприятия
- 2. Существенные условия договора продажи предприятия
- 3. Государственная регистрация договора продажи предприятия
- § 4. Права и обязанности сторон по договору
- § 5. Изменение, расторжение и признание недействительным
- § 6. Особенности продажи предприятия в ходе приватизации
- Глава 5. Договор лизинга как один из видов инвестиционных договоров
- § 1. Значение лизинга для осуществления
- § 2. Становление лизинга. Зарубежный и российский опыт
- § 3. Понятие лизинга (лизинговой деятельности)
- § 4. Виды лизинга
- § 5. Источники правового регулирования
- § 6. Понятие и правовая природа договора лизинга
- § 7. Участники лизингового правоотношения
- § 8. Предмет договора лизинга
- § 9. Содержание договора
- § 10. Форма договора лизинга
- § 11. Изменение и расторжение договора лизинга
- § 12. Лизинговые платежи
- § 13. Страхование предмета лизинга
- § 14. Налогообложение договора лизинга
- Раздел III. Договоры в сфере транспорта
- Глава 6. Договор перевозки грузов
- § 1. Понятие и виды договоров перевозки
- § 2. Основания для заключения договора перевозки
- § 3. Договор перевозки грузов
- § 4. Субъекты обязательства по перевозке и его объект
- § 5. Права и обязанности сторон по договору
- § 6. Основания прекращения договора перевозки
- Глава 7. Договор буксировки
- § 1. Понятие договора буксировки
- § 2. Виды договоров буксировки
- § 3. Форма договора буксировки и его условия
- § 4. Права и обязанности сторон
- § 5. Ответственность сторон при буксировке
- Глава 8. Претензии и иски, связанные с перевозкой грузов и буксировкой
- § 1. Претензии
- § 2. Исковая давность по требованиям,
- Раздел IV. Договоры об оказании услуг
- Глава 9. Договор об оказании информационных услуг, заключаемый между кредитной организацией и бюро кредитных историй
- § 1. Понятие договора
- § 2. Форма и содержание договора
- § 3. Стороны договора
- § 4. Права и обязанности сторон договора
- 1. Обязанности кредитной организации
- 2. Обязанности бюро кредитных историй
- § 5. Ответственность сторон договора
- § 6. Изменение и расторжение договора
- Глава 10. Договор финансирования под уступку денежного требования
- § 1. Понятие договора
- § 2. Виды договора финансирования под уступку
- § 3. Характеристика договора финансирования под уступку
- § 4. Существенные условия договора финансирования
- § 5. Стороны договора
- § 6. Права и обязанности сторон в договоре финансирования
- § 7. Права и обязанности должника
- § 8. Ответственность участников договора финансирования
- § 9. Изменение и расторжение договора финансирования
- Глава 11. Договор хранения на товарном складе
- § 1. Понятие договора хранения на товарном складе
- § 2. Заключение договора хранения на товарном складе
- § 3. Права и обязанности сторон договора хранения
- § 4. Прекращение договора хранения на товарном складе
- § 5. Ответственность сторон за нарушение обязательств
- Глава 12. Страхование - защита интересов предпринимателя и вид предпринимательской деятельности
- § 1. Интерес и риск. Страховая защита интересов
- 1. Понятие интереса и риска
- 2. Частные и публичные интересы в страховании
- 3. Свойства страховых интересов и страховых рисков
- 4. Интересы и риски предпринимателя
- § 2. Квалификация страховых отношений.
- 1. Признаки, квалифицирующие страховые отношения
- 2. Отграничение страхования от схожих отношений
- 3. Понятия, связанные с квалифицирующими
- 4. Виды страхования
- 5. Формы страхования
- § 3. Договор страхования
- 1. Заключение договора страхования,
- 2. Существенные условия договора страхования
- 3. Правила страхования
- 4. Обязанности страховщика по договору страхования
- 5. Обязанности страхователя. Суброгация
- 6. Договоры страхования с участием третьих лиц
- 7. Договоры перестрахования
- § 4. Рынок страховых услуг и его участники.
- 1. Рынок страховых услуг и особенности его функционирования
- 2. Участники страховых отношений и субъекты страхового дела
- 3. Страховая организация и общество взаимного страхования
- 4. Финансовая устойчивость страховых организаций
- 5. Страховые посредники.
- § 5. Государственный страховой надзор
- 1. Государственный страховой надзор, его цели и принципы.
- 2. Процедуры надзора
- Глава 13. Договоры о посредничестве
- § 1. Договор поручения
- § 2. Договор комиссии
- § 3. Агентский договор
- Глава 14. Договор коммерческой концессии
- § 1. Понятие и значение договора
- § 2. Предмет договора коммерческой концессии
- § 3. Оформление договора коммерческой концессии
- § 4. Права и обязанности сторон
- § 5. Коммерческая субконцессия
- § 6. Взаимная ответственность сторон за нарушение договора
- § 7. Изменение договорных обязательств
- § 8. Прекращение договорных отношений
- Раздел V. Договоры, направленные на внедрение инноваций
- Глава 15. Понятие инновационной деятельности,
- Инноваций, их виды
- § 1. Понятие инновационной деятельности и инноваций
- § 2. Виды инновационной деятельности
- Глава 16. Договоры, направленные на внедрение инноваций
- § 1. Понятие и признаки договоров,
- § 2. Отдельные виды инновационных договоров
- Раздел VI. Договоры, заключаемые на срочном биржевом рынке
- Глава 17. Срочные договоры как разновидность биржевых сделок
- § 1. Понятие "биржевая сделка"
- § 2. Срочные сделки
- Глава 18. Фьючерсный договор
- § 1. Понятие "фьючерсный договор"
- § 2. Офсетная сделка
- Глава 19. Расчетный форвардный контракт
- § 1. Понятие "форвардный договор"
- § 2. Особенности "сделок на разницу"
- § 3. Причины отказа от судебной защиты сделок
- § 4. Основания отграничения срочных договоров
- Глава 20. Опционный договор
- § 1. Понятие. Законодательство. Характерные черты
- § 2. Виды опционов
- § 3. Спецификация