logo
Pavlodskiy_E_A_Levshina_T_L_Dogovory_v_predprinimatelskoy_deyatelnosti

§ 5. Источники правового регулирования

лизинговых правоотношений

Правовое регулирование лизинговой деятельности характеризуется наличием как национальных, так и международных актов.

Среди первых необходимо назвать Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", а также иные законы и подзаконные акты.

Ко второй группе источников необходимо отнести Конвенцию УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.).

Основополагающим законодательным актом в сфере правового регулирования лизинговых правоотношений является часть вторая Гражданского кодекса РФ. Параграфом 6 гл. 34 ГК РФ, носящим название "Финансовая аренда (лизинг)", определены основные требования к лизинговым сделкам, начиная с их оформления (договор финансовой аренды) и заканчивая регулированием отношений между участниками сделок (арендодателем, арендатором и продавцом).

Несмотря на небольшое число норм, регулирующих непосредственно договор финансовой аренды (лизинга), Гражданский кодекс Российской Федерации, как мы уже говорили, не предусматривает принятия каких-либо федеральных законов или иных правовых актов о договоре финансовой аренды (лизинга).

Однако, несмотря на это, такой закон все же был принят. Это Федеральный закон "О лизинге".

Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" определяет правовые и организационно-экономические особенности лизинга. При этом лизинг (лизинговая деятельность) рассматривается авторами Закона как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем (ст. 2).

8 февраля 1998 г. был принят Федеральный закон N 16-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге" <1>. Правила Конвенции применяются к таким договорам финансовой аренды, стороны которых имеют места своей деятельности в разных государствах, а сама сделка связана со странами-участницами хотя бы по одному из двух следующих признаков (п. 1 ст. 3):

--------------------------------

<1> См.: Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. М., 2004. С. 362; Шмиттгофф К.М. Экспорт: право и практика международной торговли / Пер. с англ. М., 1993. С. 237.

а) местом деятельности сторон договора лизинга или продавца соответствующего оборудования являются участники Конвенции;

б) договоры лизинга и поставки подчиняются праву государства, подписавшего Конвенцию.

Конвенция определяет международный финансовый лизинг как сделку, где арендодатель (lessor) по спецификации арендатора заключает договор поставки с третьей стороной (продавцом), в соответствии с которым арендодатель приобретает комплексное оборудование, средства производства или иное оборудование на условиях, одобренных арендатором (lessee) в той мере, в какой они затрагивают его интересы, и заключает договор с арендатором, предоставляя ему право использовать оборудование за периодические платежи (подп. "а" и "б" п. 1 ст. 1). Арендодатель при этом обязан уведомить продавца о том, что приобретаемое у него оборудование предназначается для предоставления в лизинг.

По Конвенции последующий переход права собственности на лизинговое имущество к арендатору не является обязательной характеристикой лизинга. Обязанности поставщика по договору купли-продажи оборудования распространяются на арендатора, как если бы он был стороной этой сделки (ст. 10). Арендатор в случае нарушения арендодателем условий договора вправе отказаться от оборудования или расторгнуть договор. Если же он сам нарушил свои обязательства, то может быть принужден контрагентом возместить убытки сверх арендных платежей, а когда нарушения признаются существенными - то и к досрочной выплате суммы будущих периодических платежей (ст. 13).

Арендодатель может передать свои права на лизинговое имущество третьим лицам при условии, что это не освобождает его от выполнения обязательств перед лизингополучателем. Арендатор в свою очередь вправе передавать права пользования имуществом другим лицам только с согласия арендодателя (ст. 14).

Поскольку законодатель при определении лизинга исходил из того, что лизинг (лизинговая деятельность) - это вид инвестиционной деятельности, помимо названных нормативных актов необходимо обратить внимание также и на нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность. Здесь можно назвать Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <1>, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" <2> и Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096.

<2> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.

<3> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1005.

Названные законы определяют инвестиционную деятельность как вложение инвестиций или инвестирование, а также устанавливают основные формы реализации инвестиций.

Так, например, понятие лизинга мы встречаем в Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Данным Законом сужается понятие лизинга, так как на стороне арендодателя может выступать только иностранный инвестор, а предметом лизинга может быть только оборудование, поименованное в разд. XVI и XVII ТН ВЭД СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб. (абз. 4 ст. 2).

Кроме того, среди источников правового регулирования лизинговой деятельности необходимо также назвать и Налоговый кодекс Российской Федерации, и Таможенный кодекс Российской Федерации, устанавливающие особенности налогообложения лизинговой деятельности. На них мы подробнее остановимся ниже.