logo
ГрК_комм_Трутнев_2010

Вопрос 45.2. О якобы негативных последствиях для субъектов Российской Федерации, возникающих вследствие упразднения государственного градостроительного кадастра

Этот вопрос необходимо обсудить, поскольку специалисты выражают беспокойство по поводу того, что субъекты Российской Федерации якобы оказались не у дел в связи с упразднением государственного градостроительного кадастра и заменой его на формируемые муниципальные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности. На самом же деле ресурсы муниципальных информационных систем предоставляют субъектам РФ больше возможностей для воздействия на процессы регулирования градостроительной деятельности в регионах.

Для полноты картины зафиксируем уже доказанные выше положения, а затем продолжим список действий, которые в соответствии с ГрК РФ от 29.12.04 и в развитие его норм могут осуществлять субъекты Российской Федерации в сфере управления регионами, включая воздействие на развитие муниципалитетов.

1. ГрК РФ от 29.12.04, в силу объективной необходимости, упразднил государственный градостроительный кадастр и создал правовые условия для формирования муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

2. В соответствии с законодательством, а также нормами ГрК РФ от 29.12.04 об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъекты РФ:

а) размещают в государственных архивах документы, подготовку, принятие и реализацию которых они обеспечивают сами в соответствии с предоставленными полномочиями;

б) в обязательном порядке направляют эти документы в соответствующие муниципальные информационные системы;

в) безвозмездно пользуются всеми ресурсами муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

г) могут обеспечивать подготовку и размещение в муниципальных информационных системах вторичных документов и материалов: дежурных карт различной тематической направленности, информационно-аналитических материалов, в том числе отражающих динамику выполнения планов (программ) по реализации документов территориального планирования субъектов РФ, органов местного самоуправления.

3. В соответствии с законодательством, а также нормами ГрК РФ от 29.12.04 о территориальном планировании и реализации документов территориального планирования субъекты РФ, используя информационные ресурсы своих собственных архивов, муниципальных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иные информационные ресурсы:

а) на стадии, предшествующей началу работ по подготовке проектов документов территориального планирования различных уровней, могут:

- на основе соответствующих аналитических проработок и исследований подготавливать предложения (например, в форме концепций территориальной организации регионов), адресуемые в том числе органам местного самоуправления в качестве рекомендаций по подготовке схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов;

- направлять предложения органам местного самоуправления о совместной подготовке документов территориального планирования (в том числе по реализации предложений, концепций территориальной организации регионов, относящихся также к территориальной организации муниципальных образований). Подобные предложения могут направляться и соседним субъектам РФ;

б) на стадии подготовки и согласования проектов документов территориального планирования различных уровней могут:

- непосредственно осуществлять координацию работ органов местного самоуправления - в случаях совместной подготовки документов территориального планирования субъектами РФ и органами местного самоуправления;

- косвенно осуществлять координацию работ органов местного самоуправления путем согласования подготовленных ими проектов документов территориального планирования в части поддержания и развития "регионального планировочного каркаса" (оценки правомерности и целесообразности реализации предложений об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель сельскохозяйственного назначения, муниципальных образований и населенных пунктов, зафиксированных в документах территориального планирования субъектов РФ зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения);

в) на стадии подготовки проектов планов (программ) реализации документов территориального планирования различных уровней, а также в процессе реализации утвержденных планов (программ) могут:

- подготавливать предложения о совместной реализации документов территориального планирования в части выбора последовательности реализации приоритетных проектов (например, в части освоения новых территорий для жилищного и иных видов строительства), методической, кадровой, организационной, финансовой поддержки работ по подготовке проектов правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий;

- на основе соответствующих аналитических проработок и исследований, основанных в том числе на использовании первичных документов и вторичных документов и материалов (включая дежурные планы различной тематической направленности, связанные с отслеживанием процессов изменений и реализации утвержденных документов), подготавливать предложения о внесении изменений в планы (программы) реализации документов территориального планирования, а также о внесении изменений в документы территориального планирования;

- непосредственно участвовать в выполнении планов (программ) реализации документов территориального планирования путем подготовки или участия в подготовке последующих документов по планировке территории, проектной документации на строительство первоочередных объектов, обеспечения строительства.

4. В развитие норм ГрК РФ от 29.12.04 об информационном обеспечении градостроительной деятельности в региональных законах о градостроительной деятельности субъекты РФ:

а) могут устанавливать перечни, конкретизирующие нормы ГрК РФ от 29.12.04 об "иных документах и материалах", которые могут содержаться в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, с поименованием, в частности:

- копий дежурных планов, характеризующих различные аспекты состояния территории и застройки на дату утверждения дежурных планов (копии дежурных планов сетей инженерного обеспечения различных видов, копии дежурных планов результатов инженерных изысканий, копии дежурных планов расположения объектов капитального строительства различных видов, копии иных дежурных планов);

- информационных и аналитических материалов, характеризующих состояние, проблемы и перспективы развития соответствующих территорий;

б) могут устанавливать нормы о ежегодном (или с иной периодичностью) предоставлении органам, утверждающим документы градостроительного проектирования, докладов об оценке выполнения планов (программ) реализации документов территориального планирования, а также об оценке уровня и качества информационного обеспечения процессов подготовки и реализации документов в области градостроительной деятельности с соответствующими предложениями.

В качестве примера информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительного регулирования приведена схема 1.

Далее, также в качестве примера, приводится вариант текста двух статей для проекта закона субъекта Российской Федерации в части детализации состава информационных систем, содержания и порядка деятельности по информационному обеспечению процессов подготовки и реализации документов в области градостроительной деятельности.

Схема 1

Источники - документы Муниципальные Информационная база для

информационные системы регулирования субъектом РФ

обеспечения градостроительной

градостроительной деятельности

деятельности (ИСОГД)

┌────────────┐ ┌────────────────────────>┌─────────────────────┐

┌>│Документы РФ├───────┼─┐ ┌──────────────────┐ │Первичные документы, │

│ └────────────┘ │ └─┼─>┌────────────┐ │ │содержащиеся в архиве├──┐

│ ┌────────────────────┴┐ │ │ Первичные │ │ │ субъекта РФ │ │

├>│Документы субъекта РФ├──┼─>│ документы ├┐ │ ├─────────────────────┤ │

│ └─────────────────────┘┌┬┼─>└────────────┘│ │ ├─────────────────────┤ │

│ ┌────────────────┐ │││ V │ │Документы, получаемые│ │

├>│ Документы │ │││┌────────────────┐├─>│ из ИСОГД ├─>│

│ │органов местного├─────┘│││ Вторичные ││ ├─────────┬───────────┤ │

│ │ самоуправления │ │││ документы: ││ │ V │ │

│ └────────────────┘ │││- дежурные планы││ ├─────────────────────┤ │

│ ┌───────────────┐ │││- аналитические ││ │Вторичные документы: │ │

│ │ Документы, │ │││материалы ││ │- дежурные планы по │ │

│ │предоставляемые├───────┘││и предложения ││ │состоянию объектов │ │

│ │ частным лицам │ │└────────────────┘│ │регионального значе- │<─┘

│ └───────────────┘ └──────────────────┘ │ния │

│ / \ │- аналитические мате-│

│ │ │риалы и предложения │

│ │ └─────────┬───────────┘

└───────────────────────────────────┴──────────────────────┘

Статья... Состав информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в ____________ (наименование субъекта Российской Федерации) в части, определенной пунктом 3 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации как иные документы и материалы.

1. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности в части, определенной пунктом 3 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации как иные документы и материалы, включают:

1) копии документов:

а) кадастрового деления территорий поселений, городских округов с обозначением расположения земельных участков в пределах кадастровых кварталов с обозначением границ земельных участков и указанием их кадастровых номеров;

б) массовой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости в целях налогообложения;

в) планов (программ) реализации документов территориального планирования муниципальных районов, поселений и городских округов;

г) региональных и местных нормативов градостроительного проектирования;

2) копии документов, утвержденных органами местного самоуправления и подготовленных на основании использования копий документов, определенных пунктами 1 и 2 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и копий документов, определенных пунктом 1 части 1 настоящей статьи:

а) копии дежурных планов, характеризующих различные аспекты состояния территории и застройки на дату утверждения дежурных планов:

- копии дежурных планов сетей инженерного обеспечения различных видов;

- копии дежурных планов результатов инженерных изысканий;

- копии дежурных планов расположения объектов капитального строительства различных видов:

- копии иных дежурных планов;

б) копии иных документов, необходимых для принятия и реализации решений в области градостроительной деятельности.

2. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности в части, определенной пунктом 3 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации как иные документы и материалы, могут включать:

1) информационные и аналитические материалы, характеризующие состояние, проблемы и перспективы развития соответствующей территории;

2) иные материалы.

Статья... Содержание и порядок деятельности по информационному обеспечению процессов подготовки и реализации документов в области градостроительной деятельности.

1. Деятельность по информационному обеспечению процессов подготовки и реализации документов в области градостроительной деятельности осуществляется исполнительным органом государственной власти _________ , уполномоченным в области градостроительной деятельности, органами местного самоуправления в _______ , уполномоченными в области градостроительной деятельности.

2. Деятельность по информационному обеспечению процессов подготовки и реализации документов в области градостроительной деятельности включает:

1) обеспечение подготовки проектов документов, указанных в пункте 2 части 1 статьи... настоящего Закона, предложений по изменениям таких документов, а также обеспечение их утверждения, обеспечение размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

2) обеспечение подготовки материалов, указанных в части 2 статьи... настоящего Закона с размещением или без размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

3) подготовку предложений в отношении:

а) информационного, картографического и иного обеспечения работ по подготовке документов градостроительного проектирования;

б) разработки документов градостроительного проектирования и внесения в них изменений;

в) разработки планов и программ реализации документов территориального планирования, иных документов в области градостроительной деятельности, внесения изменений в такие планы и программы.

3. Результаты деятельности по информационному обеспечению процессов подготовки и реализации документов в области градостроительной деятельности ежегодно предоставляются в форме докладов органам, утверждающим документы градостроительного проектирования.