logo
ГрК_комм_Трутнев_2010

Вопрос 19.1. Об исходном основании, общем для двух возможных подходов к пониманию содержания градостроительного зонирования

Это общее исходное основание предопределено невозможностью продолжать игнорировать самоочевидный факт развития рыночных отношений в экономике страны и неизбежным признанием представителями публичной власти следующих взаимосвязанных положений объективного характера:

1) публичная власть уже не может, как прежде, и не должна отвечать "за все" - она отвечает только за некоторую часть того, что может или должно происходить на территории в сфере градостроительной деятельности (эта "некоторая часть" определяется полномочиями публичной власти, обеспеченными бюджетным финансированием);

2) имеются частные субъекты градостроительной деятельности (и их количество возрастает), которые будут осуществлять эту деятельность в той части, которую публичная власть не может и не должна осуществлять непосредственно (не может и не должна расходовать бюджетные средства);

3) публичная власть заинтересована в том, чтобы инициировать градостроительную деятельность частных субъектов, поскольку сама она не должна стремиться "сделать все за всех", а кроме того, заинтересована в привлечении инвестиций.

В этом как раз и состоит кардинальное отличие системы регулирования градостроительной деятельности, которая с большими усилиями, через непонимание и противодействие еще только формируется в нашей стране, от прежней системы, когда государство отвечало "за все" и когда система градостроительства выстраивалась без оглядки на то, как в этой системе будет осуществляться деятельность частных субъектов и будет ли она осуществляться вообще.

Поэтому, когда говорится о двух подходах к пониманию содержания градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, по существу, речь идет о двух кардинально различных способах построения отношений публичной власти с частными субъектами градостроительной деятельности.

Таких подходов, как уже отмечалось, может быть только два. Первый подход - правовой, когда публичная власть "не претендует на все", а только устанавливает рамки для свободной деятельности частных лиц, используя в качестве таких рамок градостроительные регламенты. Второй подход - административно-технологический, когда представители публичной власти "хотят все делать сами", а частным лицам в административном порядке предписывают, что конкретно они могут делать в конкретном месте, в худшем случае не оставляя им свободы выбора, а в лучшем - ограничивая ее дополнительными неформализуемыми административными указаниями субъективного характера.

Рассмотрим более подробно, на каких принципах строятся и как осуществляются эти два подхода.