Э.К. Трутнев, л.Е. Бандорин
ПРЕДИСЛОВИЕ
В России нужно много строить. Так было всегда, так будет и впредь. Но если раньше строило преимущественно государство, то ныне это прерогатива в основном частных лиц - строительных фирм и граждан. А частным лицам помимо денег для строительства нужна возможность приобрести земельный участок и построить то, что хочется, заведомо зная, что это уже разрешено публичной властью. Данные возможности определяются в значительной мере законодательством о градостроительной деятельности, прежде всего Градостроительным кодексом Российской Федерации, который введен в действие 29 декабря 2004 года.
Однако не все так просто.
Во-первых, если речь идет, например, о жилищном строительстве, жилье можно строить в основном только в пределах черты населенных пунктов, где в значительной части земельные ресурсы уже исчерпаны, а то, что осталось, до недавнего времени "уходило" по закрытым процедурам предварительного согласования мест размещения объектов строительства, когда индивидуальными административными решениями определялось, кому и что можно строить, а кому - нельзя. Естественно, практика подобных "индивидуальных процедур" не побуждала публичную власть готовить документы, которые бы определяли юридически значимые правила для застройщиков. "Индивидуальные процедуры" - это особая индустрия производства исходно-разрешительной документации, в которую были вовлечены и чиновники, и планировщики, и застройщики, которым дозволено пользоваться земельным ресурсом. Созданная таким образом "индустрия дефицита" не заинтересована в дополнительном фронте работ в виде освоения новых массивов земельных участков, на которые придут новые застройщики, что неизбежно приведет к конкуренции и относительному снижению цены построенного жилья.
Во-вторых, чтобы использовать возможности свободно строить в рамках заранее известных правил и ограничений, нужно реализовывать Градостроительный кодекс Российской Федерации на практике: подготавливать и принимать соответствующие законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления - правила землепользования и застройки, иные документы. Этот процесс только начинается, и можно надеяться, что его активизации будет способствовать распространение данной книги.
Чтобы в России много строили, профессионалы градостроительного проектирования должны занимать активную позицию, основанную на четком понимании того, что сегодня, в условиях рынка недвижимости, необходимо реализовывать новые подходы и механизмы регулирования, в том числе для реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Убежден, что формированию такого понимания и такой позиции будет способствовать данная книга, которая подготовлена высокопрофессиональными специалистами Института экономики города, которые приняли непосредственное участие в подготовке Градостроительного кодекса Российской Федерации и сегодня вовлечены в процесс его реализации в городах России.
Руководитель Федерального агентства
по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству
С.И. Круглик
К читателю
В последнее время законодательство о градостроительной деятельности, и в особенности Градостроительный кодекс Российской Федерации, находится в центре внимания профессиональной общественности. На то есть свои причины. Выделим две, наиболее важные.
Первая причина - практическая, суть которой в том, что Градостроительный кодекс Российской Федерации в значительной мере определяет условия для решения проблемы увеличения объемов строительства жилья. Сегодня в России сложилась ситуация, когда спрос на жилье существенно превышает предложение. Результат - высокие цены, недоступность жилья для основной массы населения. Одним из ключевых факторов, определяющих недостаточность предложения, является нехватка обустроенных коммунальной инфраструктурой территорий и земельных участков для строительства. Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс, иные федеральные законы определяют необходимые нормы, реализация которых позволяет решать эту проблему. На это направлен также приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализуемый в том числе в рамках Федеральной целевой программы "Жилище".
Вторая причина - законодательная. Недостаток предложения жилья обусловлен, помимо прочего, высокими административными барьерами, когда на общение с чиновниками застройщики вынуждены тратить немало времени и средств. Понятно, что это время и эти средства расходуются нерационально. Градостроительный кодекс Российской Федерации уже содержит нормы по устранению значительной части таких административных барьеров, потребуется также внести дополнительные изменения в большое число федеральных законов.
Специалисты Института экономики города уже более десяти лет участвуют в работах по совершенствованию российского законодательства о градостроительной деятельности. С их участием готовился первый Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г., а также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., местные нормативные правовые акты - Правила землепользования и застройки, принятые в различных городах страны: Великом Новгороде (1997), Самаре (1999), Казани (1999), Хабаровске (2001), Чебоксарах (2004), Нижнем Новгороде (2005). Экспертами института подготовлены проекты законов субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности для Республики Татарстан, Самарской области. Соответствующие модельные акты, а также аналитические записки по различным вопросам регулирования градостроительной деятельности регулярно размещаются на сайте института и открыты для профессиональной общественности.
Предлагаемая книга рассчитана на практическое использование, а кроме того, она может внести существенный вклад в формирование нового поколения специалистов, поскольку убедительно доказывает, что Градостроительным кодексом Российской Федерации определена устойчивая, способная к дальнейшему развитию система регулирования градостроительной деятельности.
Президент фонда
"Институт экономики города"
Н.Б. Косарева
От авторов
Уже в процессе подготовки Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 29 декабря 2004 г., велась оживленная дискуссия среди профессионалов градостроительного проектирования о концептуальных позициях и содержании норм нового кодекса, путях дальнейшего развития градостроительного законодательства, а также о других отраслях законодательства, сопряженных с регулированием этой комплексной деятельности, возможностях и проблемах практического применения норм кодекса, последствиях их применения или, напротив, неприменения. Эта дискуссия не утихла и сегодня, по истечении продолжительного времени после введения Кодекса в действие.
Опубликованы первые комментарии к Градостроительному кодексу Российской Федерации <1>. Однако, как показывает практика, традиционные комментарии формально-юридического характера, как правило, редко удовлетворяют профессионалов градостроительного проектирования. Многие их вопросы остаются без ответа, поскольку выходят далеко за формально-юридические рамки, предлагаемые специалистами в области права.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (под ред. С.А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2009 (3-е издание, переработанное и дополненное).
<1> См.: Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: ТК Велби; Проспект, 2005; Градостроительный кодекс Российской Федерации: Постатейный науч.-практ. коммент. А.П. Анисимова, Д.Г. Донцова, Н.Г. Юшковой. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2005.
Применительно к осмыслению содержания Градостроительного кодекса Российской Федерации не решены пока должным образом две задачи:
1) не подготовлен развернутый формально-юридический комментарий с позиции понимания комплексности законодательства о градостроительной деятельности, неизбежно затрагивающего и побуждающего к реформированию и совершенствованию иные сферы законодательства, которые в силу традиционных представлений считаются самодостаточными до тех пор, пока не появляется внешний импульс для их развития в контексте сопряжения частных задач "ведомственного регулирования";
2) не обсуждена без умолчаний и недомолвок, до предельного содержательного завершения собственно градостроительная деятельность (что было ранее, что предложено и закреплено Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г., что еще предстоит сделать).
Авторы считают данную книгу своим посильным вкладом в решение второй задачи и просят читателей иметь в виду два обстоятельства.
Во-первых, авторы не имели намерения навязать читателям свои субъективные суждения и готовые решения обсуждаемых проблем. Целью данной работы было побудить читательскую аудиторию к размышлению и анализу, помочь ей понять тот смысл, который объективно заложен в системе градорегулирования и потому утверждает себя вне зависимости от позиции авторов либо их оппонентов.
Во-вторых, авторы попытались честно показать коллизию современного этапа развития отечественного законодательства о градостроительной деятельности. Поскольку эта коллизия носит объективный характер, она неизбежно должна была проявиться с болезненной остротой во время подготовки и принятия Градостроительного кодекса, проявляется она и сегодня - на начальном этапе его реализации. Кодекс неизбежно должен был зафиксировать разрыв между двумя системами - системой прошлого, которая еще продолжает существовать по инерции, и системой будущего, формирование которой неизбежно в силу объективных причин, но которой в данный момент пока нет. Суть и причины этого разрыва должны быть поняты, а сам он должен быть преодолен посредством целенаправленных и последовательных действий в направлении, определенном Градостроительным кодексом.
Специалисты градостроительного проектирования уже имели возможность познакомиться с рядом вошедших в книгу материалов - они размещались в электронном виде на сайте Института экономики города <1> и были подготовлены по итогам обсуждений на конференциях, семинарах, круглых столах, лекциях, а также при непосредственном общении авторов в разных городах страны с многочисленными коллегами. Всем им авторы выражают глубокую благодарность и надеются, что предлагаемая книга будет способствовать преодолению наметившегося среди профессионалов градостроительного проектирования "идейного раскола" и консолидации их позиций во имя общего дела.
--------------------------------
<1> Это, например, следующие аналитические записки: "Обсуждение проблемных вопросов градостроительной деятельности в связи с введением в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"; "Модель закона субъекта Российской Федерации "О градостроительной деятельности"; "Рекомендации по подготовке правил землепользования и застройки" (подготовлены Институтом экономики города совместно с фондом "Градостроительные реформы"); "Рекомендации по решению вопросов правового характера при межевании застроенных территорий жилого назначения"; "Правовые аспекты градостроительной подготовки территорий для их комплексного освоения в целях жилищного строительства"; "Институт инвестиционных контрактов и правовые процедуры преобразования застроенных территорий"; "Продолжения к новой редакции постановления Правительства Российской Федерации об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
- Институт экономики города
- Комментарий к градостроительному кодексу
- Российской федерации
- Э.К. Трутнев, л.Е. Бандорин
- Ответы на вопросы к главе 1 градостроительного кодекса российской федерации "общие положения"
- Вопрос 1.1. О том, как соотносятся компоненты градостроительной деятельности в определениях ГрК рф от 07.05.98 и ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 2.2. О последствиях неправильных ответов на вопрос, предметом ведения каких субъектов публичной власти является законодательство о градостроительной деятельности
- Вопрос 2.3. О примерах, иллюстрирующих противоречия между нормами регионального законодательства и нормами федерального законодательства
- Вопрос 3.1. О новом определении понятия "застройщик"
- Вопрос 3.2. О понятии "инвестор" и соотношении понятий "застройщик" и "инвестор"
- Вопрос 3.3. О понятии "заказчик"
- Вопрос 3.4. О понятии "подрядчик"
- Ответы на вопросы к главе 2 градостроительного кодекса
- Вопрос 4.1. О различных подходах к фиксации в федеральном законе полномочий органов публичной власти в области градостроительной деятельности
- Вопрос 4.2. О том, как следует определять весь набор полномочий органов публичной власти в ситуации, когда ГрК рф от 29.12.04 именует в главе 2 не все полномочия, а только часть
- Вопрос 5.1. О том, определял ли ГрК рф от 07.05.98 систему институтов, которую ликвидировал ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 5.2. О том, что такое система органов исполнительной власти в области градостроительной деятельности, в изложении ГрК рф от 07.05.98
- Вопрос 5.4. О том, как ГрК рф от 29.12.04 определяет процесс формирования системы органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности
- 9) Выдает разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в случаях, определенных пунктом 8 части 6 настоящей статьи;
- Вопрос 5.6. Об опасениях в части возможной ликвидации органов архитектуры и градостроительства на местах
- Вопрос 6.1. О правомочности установления Градостроительным кодексом рф обязательных квалификационных требований к должностным лицам
- Вопрос 6.3. Об установлении квалификационных требований к физическим и юридическим лицам посредством механизмов саморегулирования
- Ответы на вопросы к главе 3 градостроительного кодекса российской федерации "территориальное планирование"
- Вопрос 7.1. О заданных фактах, предопределяющих неизбежность выбора реальных, а не мнимых способов обеспечения комплексности территориального планирования
- Вопрос 7.2. О гипотетическом наличии двух подходов и реальности только одного подхода к обеспечению комплексности территориального планирования в условиях федеративного государства
- Вопрос 7.3. О концептуальном принципе ГрК рф от 29.12.04, согласно которому на локальных территориях одновременно могут осуществлять территориальное планирование органы власти трех уровней
- Вопрос 8.3. Об определении ГрК рф от 29.12.04 оснований для принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Вопрос 8.4. О дифференциации полномочий на две группы - полномочия, для реализации которых допускается принудительный выкуп недвижимости, и полномочия, для реализации которых он не допускается
- Вопрос 8.5. Об определении содержания объектов различного значения - федерального, регионального, местного
- Вопрос 9.1. О том, как заставить не делать то, что может дезорганизовать территориальное развитие
- Вопрос 9.2. О том, как побудить делать то, что обеспечит рациональную организацию территории и реализацию планов в приемлемые сроки
- Вопрос 9.3. О том, как в документах территориального планирования отображается с необходимой полнотой вся информация о развитии территории
- Вопрос 10.2. О составе документов территориального планирования
- Вопрос 10.3. О том, как в законе субъекта рф может определяться состав генерального плана поселения, городского округа
- 13. На схеме 7 - схеме развития объектов транспортной инфраструктуры:
- 2) Отображаются:
- 14. На схеме 8 - схеме развития иных объектов, включая объекты социального обслуживания:
- 2) Отображаются:
- 16. Каждая из схем генерального плана может быть представлена в виде:
- Вопрос 12.1. О том, почему в ГрК рф от 29.12.04 не содержатся имевшиеся в ГрК рф от 07.05.98 статьи об источниках финансирования градостроительной деятельности
- 2. План реализации генерального плана подготавливается на основании и с учетом:
- 3. В плане реализации генерального плана содержатся:
- 6. План реализации генерального плана утверждается на срок не менее чем два года, по истечении которого подготавливается новый план на следующий срок продолжительностью не менее двух лет.
- 7. На основании и с учетом плана реализации генерального плана может подготавливаться программа реализации генерального плана на срок не менее чем пять лет.
- Вопрос 12.3. О неправомерности введения института актуализации генерального плана
- Вопрос 13.1. О том, что такое государственная экспертиза, и о необходимости разделения экспертизы документов градостроительного проектирования и проектной документации
- Вопрос 13.2. О том, как решались вопросы государственной экспертизы документов градостроительного проектирования в ГрК рф от 07.05.98 и как они решаются ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 13.3. О содержании компромиссного решения о государственной экспертизе документов территориального планирования, закрепленного в ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 13.4. О проведении государственной экспертизы документов территориального планирования и документации по планировке территории на переходном этапе
- Вопрос 14.1. О положениях, позициях, которые согласно ГрК рф от 07.05.98 должны были входить в состав государственных градостроительных нормативов и правил
- Вопрос 14.2. О "внутренней" структуре государственных градостроительных нормативов и правил, их "внешнем" соответствии иным нормативам согласно ГрК рф от 07.05.98
- Вопрос 14.3. О формально-юридическом статусе государственных градостроительных нормативов и правил согласно ГрК рф от 07.05.98
- Вопрос 14.4. О содержании, статусе и составе региональных и местных нормативов градостроительного проектирования согласно ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 14.5. О технологии территориального планирования в части соблюдения требований безопасности в период отсутствия принятых посредством законов технических регламентов
- Часть 2 ст. 49 ГрК рф от 07.05.98:
- Часть 2 ст. 50 ГрК рф от 07.05.98:
- Вопрос 15.3. О том, что в ГрК рф от 29.12.04 якобы упущены вопросы установления, изменения границ населенных пунктов - границ "земель поселений"
- Вопрос 15.4. О принципе косвенного давления - через последствия - на публичную власть в целях принуждения к осуществлению градостроительной деятельности и поднятия ее статуса
- Вопрос 16.1. О том, как в законе субъекта рф могут детализироваться нормы ГрК рф от 29.12.04 об обязательной совместной подготовке документов территориального планирования
- Вопрос 16.2. О том, можно ли в целях совместной подготовки документов территориального планирования привлечь одного подрядчика для подготовки различных документов территориального планирования
- Ответы на вопросы к главе 4 градостроительного кодекса российской федерации "градостроительное зонирование"
- Вопрос 18.1. О том, в чем заключались новеллы ГрК рф от 07.05.98, связанные с введением института правового зонирования
- Вопрос 18.2. О том, что нового в развитие института градостроительного (правового) зонирования ввел Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года (под термином "зонирование территорий")
- Вопрос 19.1. Об исходном основании, общем для двух возможных подходов к пониманию содержания градостроительного зонирования
- Вопрос 19.2. О содержании правового подхода к пониманию и осуществлению градостроительного зонирования
- Вопрос 19.3. О содержании административно-технологического подхода к пониманию и осуществлению градостроительного зонирования
- Вопрос 19.4. О проявлениях административно-технологического подхода к пониманию градостроительного зонирования
- Вопрос 20.1. О преемственности норм ГрК рф от 07.05.98 и ГрК рф от 29.12.04 в части соотношения функционального и градостроительного зонирования
- Вопрос 20.2. О том, почему в генеральных планах поселений, городских округов выполняется функциональное зонирование, а в других документах территориального планирования - нет
- Вопрос 23.2. О последствиях установления ограничений использования недвижимости посредством санитарно-защитных и водоохранных зон
- Вопрос 24.1. О том, почему действие градостроительного регламента не распространяется на объекты культурного наследия
- Вопрос 24.2. О принципиальном отличии технологии установления зон охраны объектов культурного наследия от технологии установления санитарно-защитных и водоохранных зон
- Вопрос 24.4. О том, по каким организационным схемам должно происходить отражение зон ограничений в генеральных планах поселений, городских округов
- Вопрос 24.6. О том, как должны отражаться в правилах землепользования и застройки зоны ограничений и должны ли органы местного самоуправления утверждать зоны ограничений
- Вопрос 24.9. О некоторых противоречиях и пробелах законодательства об объектах культурного наследия
- Вопрос 25.1. О документах - основаниях для подготовки проекта правил землепользования и застройки
- Вопрос 25.2. О субъектах работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки
- Вопрос 25.3. О проверке подготовленного проекта, публичных слушаниях и утверждении правил землепользования и застройки
- Вопрос 26.2. Об основных типологических видах градостроительного зонирования и их обобщенных характеристиках
- Вопрос 26.3. О множественности путей введения градостроительного зонирования и его типологических особенностях, модифицированных применительно к российским условиям
- Ответы на вопросы к главе 5 градостроительного кодекса российской федерации "планировка территории"
- Вопрос 27.1. О видах документации по планировке территории
- Вопрос 27.2. Об особенностях подготовки документации по планировке территории различными органами публичной власти
- Вопрос 27.3. О том, как соотносится планировка территории с предшествующими действиями по территориальному планированию и градостроительному зонированию
- Вопрос 27.4. Об особенностях подготовки документации по планировке территории в переходный период и после его окончания
- Вопрос 27.5. О соотношении правил землепользования и застройки и документации по планировке территории
- Вопрос 27.6. О том, как соотносится планировка территории с последующими действиями по архитектурно-строительному проектированию и строительству
- Вопрос 27.7. О том, что действия по планировке территории осуществляются применительно ко всем территориям
- Вопрос 27.8. О том, когда не требуется подготовка документации по планировке территории
- Вопрос 28.1. О выделении элементов планировочной структуры
- Вопрос 28.2. Об установлении параметров планируемого развития элементов планировочной структуры и составе проектов планировки
- Вопрос 29.2. О "вхождении" на занятую правами третьих лиц застроенную территорию
- Вопрос 29.3. О "вхождении" на свободную, не обремененную правами третьих лиц, незастроенную и неразмежеванную территорию
- Вопрос 30.1. Об определении понятия "межевание"
- Вопрос 30.2. О составе проектов межевания
- Вопрос 31.1. О подготовке градостроительных планов земельных участков в виде отдельных документов
- Вопрос 31.2. О назначении градостроительных планов земельных участков и о содержащейся в них информации
- Вопрос 31.3. О форме градостроительного плана земельного участка
- Вопрос 31.4. О том, какие случаи должны быть отражены в форме градостроительного плана земельного участка при подготовке его в составе документации по планировке территории
- Вопрос 33.1. Относительно того, что в ГрК рф от 29.12.04 якобы не упоминается тема выделения земельных участков, необходимых для государственных или муниципальных нужд
- Вопрос 33.2. О том, что ГрК рф от 29.12.04 якобы должен предоставить субъектам Российской Федерации полномочия относительно резервирования земель, земельных участков
- Вопрос 34.1. О последовательных стадиях обеспечения застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры
- Вопрос 34.2. О неверном утверждении, согласно которому отсутствие проектов планировки не является препятствием для разработки проектов межевания и градостроительных планов земельных участков
- Вопрос 35.1. О действиях органов власти по упорядочению и развитию планировочной структуры города
- Вопрос 35.2. О контроле органов власти за деятельностью частных лиц при разделении, объединении, изменении границ земельных участков
- Вопрос 36.1. О градостроительной подготовке земельных участков из состава государственных или муниципальных земель
- Вопрос 36.2. О выделении публичных земель посредством градостроительной подготовки земельных участков
- Ответы на вопросы к главе 6 градостроительного кодекса
- Российской федерации "архитектурно-строительное
- Проектирование, строительство, реконструкция объектов
- Капитального строительства"
- Вопрос 37.1. О том, как ГрК рф от 29.12.04 определяет права
- Вопрос 37.2. О том, как некоторыми региональными актами неверно определяются права публичных и частных субъектов в отношении документов градостроительного проектирования и проектной документации
- Вопрос 37.3. О том, как нормы региональных актов демонстрируют экономические мотивации, оправдывающие необходимость региональной системы проектирования, противоречащей федеральному законодательству
- Вопрос 38.1. О том, во всех ли без исключения случаях государство должно проводить государственную экспертизу проектной документации
- Вопрос 38.2. О том, что изменил ГрК рф от 29.12.04 в отношении государственной экспертизы проектной документации и почему такие изменения неизбежно должны быть сделаны
- Вопрос 38.3. О том, как законодательно определен переход к новой системе организации государственной экспертизы проектной документации
- Вопрос 39.1. О правовом статусе и содержании разрешения на строительство
- Вопрос 39.2. О том, уполномоченные органы каких уровней власти, в каких случаях и на строительство каких объектов выдают разрешения
- Вопрос 39.3. Об особенностях выдачи разрешений на строительство органами местного самоуправления
- Вопрос 39.4. О сроке действия разрешения на строительство, его переоформлении и продлении
- Вопрос 39.5. О правовом статусе и содержании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
- Вопрос 40.1. О том, что подготовка проектной документации не требуется при индивидуальном жилищном строительстве
- Вопрос 40.2. О том, как должен осуществляться контроль за действиями в случаях, когда ГрК рф от 29.12.04 не предусмотрена выдача разрешений на строительство
- Вопрос 41.1. Об основных положениях применительно к техническим условиям и информации о плате за подключение
- Вопрос 41.2. О том, что такое заранее подготовленные содержательные основания для определения технических условий и информации о плате за подключение
- Ответы на вопросы к главе 7 градостроительного кодекса российской федерации "информационное обеспечение градостроительной деятельности"
- Вопрос 42.1. О соотношении положений ГрК рф от 29.12.04 и ГрК рф от 07.05.98 в части правовой логики построения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
- Вопрос 42.2. О мнимой утрате органами государственной власти инструментов и методов информационного обеспечения градостроительной деятельности в связи с новеллами ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 43.1. О том, почему ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности должно осуществляться именно на местном уровне
- Вопрос 43.2. Об отличии информационных систем обеспечения градостроительной деятельности от архивов документов в области градостроительной деятельности
- Вопрос 44.1. О том, включают ли информационные системы обеспечения градостроительной деятельности сведения о документах или копии самих документов
- Вопрос 45.1. О дежурных планах и картах
- Вопрос 45.2. О якобы негативных последствиях для субъектов Российской Федерации, возникающих вследствие упразднения государственного градостроительного кадастра
- Ответы на вопросы к главе 8 градостроительного кодекса российской федерации "ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности"
- Ответы на вопросы к главе 9 градостроительного кодекса
- Вопрос 47.1. Об оценке ситуации с позиции применения законодательных норм
- Вопрос 47.2. Об оценке ситуации с позиции содержания действующих законодательных норм
- Федеральный закон о введении в действие