Вопрос 40.1. О том, что подготовка проектной документации не требуется при индивидуальном жилищном строительстве
Этот вопрос стал предметом особого беспокойства профессионалов-проектировщиков. В частности, по этому поводу специалисты из Краснодарского края спрашивали:
"В соответствии с частью 3 статьи 48 ГрК РФ от 29.12.04 не требуется подготовка проектной документации при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе принимать решение об этом. Означает ли это, что проектную документацию на строительство индивидуального жилого дома застройщик может не разрабатывать для объекта до трех этажей включительно? Или застройщик должен иметь архитектурный проект, как это указано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"?"
Согласно ГрК РФ от 29.12.04 для индивидуального жилого дома до трех этажей включительно разработка проектной документации не является обязательной. Застройщик может пойти на это исключительно по собственной инициативе и исходя из собственных намерений и интересов. В ст. 2 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определяется, что архитектурный проект является частью проектной документации. Если ГрК РФ от 29.12.04 установлено, что проектная документация в рассматриваемом случае не является обязательной, то и архитектурный проект, как часть проектной документации, не может быть обязательным. Никакой коллизии между ГрК РФ от 29.12.04 и упомянутым Законом об архитектурной деятельности не существует, поскольку последний в силу нормы ст. 7 ФЗ-191 не применяется.
Другой вопрос теми же специалистами формулировался следующим образом: "При отсутствии проектной документации или архитектурного проекта каким образом следует выдавать разрешение на ввод индивидуального жилого дома в эксплуатацию и регистрировать право собственности на него?"
При ответе на этот вопрос выделим несколько позиций.
1. Начать следует с рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на строительство. В ч. 9 ст. 51 ГрК РФ от 29.12.04 сказано:
"В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство... орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства".
2. Теперь о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, выполненного без подготовки проектной документации, в соответствии с ч. 3 ст. 55 ГрК РФ от 29.12.04 застройщик будет прилагать к заявлению о выдаче объекта в эксплуатацию следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) схему, отображающую расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществившим строительство.
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство в рассматриваемом случае являются (см. ч. 6 ст. 55 ГрК РФ от 29.12.04):
1) отсутствие документов, указанных в ч. 3 ст. 55;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
3. Регистрация права собственности на построенный индивидуальный жилой дом производится в соответствии с законодательством. Согласно ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Согласно ст. 25.3 указанного Закона документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, являются разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и технический паспорт такого объекта. Фактом создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке является декларация о таком объекте недвижимого имущества, содержащая описание объекта, поскольку разрешения на строительство в данном случае не требуется.
Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (так называемый Закон о дачной амнистии) изменил ясную и четкую процедуру ввода в эксплуатацию индивидуальных жилых домов, предусмотрев переходный период до 1 января 2010 года.
В ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что "до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта".
А в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" внесена следующая норма, связанная с предыдущей: "До 1 января 2010 года технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания такого объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке и содержащим его описание".
Понятно, что законодатель с помощью этих норм стремился облегчить ввод в эксплуатацию ранее построенных с нарушением установленных процедур домов. Однако в течение 2007 - 2009 годов дома также будут строиться, и в этом случае строительство должно осуществляться на основании разрешения на строительство. Таким образом, налицо грубое (хотя и носящее временный характер) вмешательство в общее и системное правило ГрК РФ от 29.12.04 о том, что если требуется разрешение на строительство, то требуется и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Применительно к обсуждаемому вопросу весьма показательна до сих пор еще достаточно распространенная позиция, предъявленная одним из проектировщиков при обсуждении проекта правил землепользования и застройки в Нижнем Новгороде:
"В тексте проекта Правил не прописано, каким образом будет осуществляться контроль за индивидуальным жилищным строительством в случае, когда не будет требоваться разработка проекта. Это может привести к тому, что построенный объект невозможно будет принять в эксплуатацию из-за его несоответствия требованиям СНиП, а это приведет к неоправданным затратам по приведению здания в соответствие с нормами или к затяжным судебным разбирательствам. Фасады зданий, над которыми не работал профессионал-архитектор, будут немым укором всем нам".
Прежде всего напомним, что правила землепользования и застройки действуют в контексте норм федерального законодательства, в соответствии с которыми контроль за индивидуальным жилищным строительством осуществляется в следующем порядке:
1) предоставление градостроительного плана земельного участка с обозначением "пятна застройки", линий регулирования застройки, иных параметров и характеристик;
2) проверка на соответствие градостроительному плану земельного участка представленной застройщиком схемы планируемого размещения индивидуального жилого дома на земельном участке; выдача разрешения на строительство (при наличии такого соответствия);
3) проверка на соответствие градостроительному плану земельного участка построенного индивидуального жилого дома; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (при наличии такого соответствия).
Далее следует разобраться, о каких (чьих) "неоправданных затратах, затяжных судебных разбирательствах" говорит проектировщик.
Норма ч. 3 ст. 48 ГрК РФ от 29.12.04 относительно необязательности подготовки проектной документации при индивидуальном жилищном строительстве распространяется исключительно на физических лиц, которые строят жилые дома для себя, для проживания в них со своими семьями. Понятно, что в этом случае застройщиком может быть только физическое, но никак не юридическое лицо. Если застройщиком является бизнесмен-строитель, строящий и продающий дома для проживания отдельных семей ради получения прибыли, то на такого застройщика указанная норма не распространяется и проектная документация в подобных случаях является обязательной. Деятельность, осуществляемая бизнесменами-строителями, не подпадает под определение индивидуального жилищного строительства. "Индивидуальным жилищным" строительство является только в том случае, если, повторим, оно осуществляется физическим лицом для своего собственного проживания на земельном участке, предоставленном именно для этих и никаких иных целей и только единственный раз в жизни такого физического лица.
Вообще какова вероятность того, что для самого себя застройщик - физическое лицо построит плохой дом? Такая вероятность минимальна, поскольку для себя люди всегда и при любых обстоятельствах (с проектной документацией или без нее) строят и будут строить прочно и хорошо.
Но все-таки, справедливости ради, следует рассмотреть и прямо противоположную ситуацию, когда "человек с плохими намерениями" в качестве физического лица приобретает земельный участок, чтобы под видом строительства для себя построить без проекта, наспех, привлекательный внешне, но конструктивно некачественный жилой дом для проживания отдельной семьи, чтобы быстренько за хорошие деньги его продать.
Что можно сказать по этому поводу? "Человек с плохими намерениями", имеющий спекулятивные цели, все заранее просчитает. Он учтет, что потенциальный покупатель, прежде чем платить "хорошие деньги", всегда поинтересуется, а была ли проектная документация, подготовленная архитектором, и был ли профессиональный строитель. Потенциальный покупатель, готовый платить "хорошие деньги", - это умный покупатель. Он знает, что есть лица, несущие в полном объеме имущественную ответственность за качество и надежность дома, который он намерен купить, - это разработчик проектной документации и строитель (см. ч. ч. 2 и 3 ст. 60 ГрК РФ от 29.12.04). И он в любой момент может удостовериться в том, что такие лица имеются, поскольку подобная информация в обязательном порядке поступает в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Без предоставления застройщиком такой информации ему не дадут ни разрешения на строительство, ни разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а значит, не будет государственного учета, не будет государственной регистрации прав, не будет ни сделки, ни потенциального покупателя, ни "хороших денег". Если на плохой дом, построенный "человеком с плохими намерениями" (без проектной документации и без профессионального строителя), покупатель и найдется, то он предложит соответствующую цену - то есть невысокую. "Человеку с плохими намерениями" все эти риски известны, и они таковы, что делают бесполезной его спекулятивную затею. Другими словами, вероятность наступления негативных последствий того, что ГрК РФ от 29.12.04 дал послабление в части необязательности подготовки проектной документации в случае индивидуального жилищного строительства, практически равна нулю.
В заключение приведем проект статьи, в которой представлены все важные нормы, относящиеся к регулированию индивидуального жилищного строительства при отсутствии проектной документации, и которая могла бы быть включена в закон субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности или в муниципальный нормативный правовой акт:
Статья... Особенности выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты индивидуального жилищного строительства в случаях, когда их строительство осуществлялось без проектной документации.
1. Для ввода объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию застройщик, обеспечивший строительство такого объекта без проектной документации, обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
2. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, строительство которого было осуществлено без проектной документации, прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществившим строительство;
6) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта индивидуального жилищного строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
7) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта индивидуального жилищного строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществившим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора (исполнительная съемка).
3. Орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 2 настоящей статьи, осмотр объекта индивидуального жилищного строительства и принять решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин принятого решения.
4. Основанием для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 2 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
3) несоответствие объекта индивидуального жилищного строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство.
5. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию выдается застройщику в случае, если в орган, выдавший разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта индивидуального жилищного строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
- Институт экономики города
- Комментарий к градостроительному кодексу
- Российской федерации
- Э.К. Трутнев, л.Е. Бандорин
- Ответы на вопросы к главе 1 градостроительного кодекса российской федерации "общие положения"
- Вопрос 1.1. О том, как соотносятся компоненты градостроительной деятельности в определениях ГрК рф от 07.05.98 и ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 2.2. О последствиях неправильных ответов на вопрос, предметом ведения каких субъектов публичной власти является законодательство о градостроительной деятельности
- Вопрос 2.3. О примерах, иллюстрирующих противоречия между нормами регионального законодательства и нормами федерального законодательства
- Вопрос 3.1. О новом определении понятия "застройщик"
- Вопрос 3.2. О понятии "инвестор" и соотношении понятий "застройщик" и "инвестор"
- Вопрос 3.3. О понятии "заказчик"
- Вопрос 3.4. О понятии "подрядчик"
- Ответы на вопросы к главе 2 градостроительного кодекса
- Вопрос 4.1. О различных подходах к фиксации в федеральном законе полномочий органов публичной власти в области градостроительной деятельности
- Вопрос 4.2. О том, как следует определять весь набор полномочий органов публичной власти в ситуации, когда ГрК рф от 29.12.04 именует в главе 2 не все полномочия, а только часть
- Вопрос 5.1. О том, определял ли ГрК рф от 07.05.98 систему институтов, которую ликвидировал ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 5.2. О том, что такое система органов исполнительной власти в области градостроительной деятельности, в изложении ГрК рф от 07.05.98
- Вопрос 5.4. О том, как ГрК рф от 29.12.04 определяет процесс формирования системы органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности
- 9) Выдает разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в случаях, определенных пунктом 8 части 6 настоящей статьи;
- Вопрос 5.6. Об опасениях в части возможной ликвидации органов архитектуры и градостроительства на местах
- Вопрос 6.1. О правомочности установления Градостроительным кодексом рф обязательных квалификационных требований к должностным лицам
- Вопрос 6.3. Об установлении квалификационных требований к физическим и юридическим лицам посредством механизмов саморегулирования
- Ответы на вопросы к главе 3 градостроительного кодекса российской федерации "территориальное планирование"
- Вопрос 7.1. О заданных фактах, предопределяющих неизбежность выбора реальных, а не мнимых способов обеспечения комплексности территориального планирования
- Вопрос 7.2. О гипотетическом наличии двух подходов и реальности только одного подхода к обеспечению комплексности территориального планирования в условиях федеративного государства
- Вопрос 7.3. О концептуальном принципе ГрК рф от 29.12.04, согласно которому на локальных территориях одновременно могут осуществлять территориальное планирование органы власти трех уровней
- Вопрос 8.3. Об определении ГрК рф от 29.12.04 оснований для принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Вопрос 8.4. О дифференциации полномочий на две группы - полномочия, для реализации которых допускается принудительный выкуп недвижимости, и полномочия, для реализации которых он не допускается
- Вопрос 8.5. Об определении содержания объектов различного значения - федерального, регионального, местного
- Вопрос 9.1. О том, как заставить не делать то, что может дезорганизовать территориальное развитие
- Вопрос 9.2. О том, как побудить делать то, что обеспечит рациональную организацию территории и реализацию планов в приемлемые сроки
- Вопрос 9.3. О том, как в документах территориального планирования отображается с необходимой полнотой вся информация о развитии территории
- Вопрос 10.2. О составе документов территориального планирования
- Вопрос 10.3. О том, как в законе субъекта рф может определяться состав генерального плана поселения, городского округа
- 13. На схеме 7 - схеме развития объектов транспортной инфраструктуры:
- 2) Отображаются:
- 14. На схеме 8 - схеме развития иных объектов, включая объекты социального обслуживания:
- 2) Отображаются:
- 16. Каждая из схем генерального плана может быть представлена в виде:
- Вопрос 12.1. О том, почему в ГрК рф от 29.12.04 не содержатся имевшиеся в ГрК рф от 07.05.98 статьи об источниках финансирования градостроительной деятельности
- 2. План реализации генерального плана подготавливается на основании и с учетом:
- 3. В плане реализации генерального плана содержатся:
- 6. План реализации генерального плана утверждается на срок не менее чем два года, по истечении которого подготавливается новый план на следующий срок продолжительностью не менее двух лет.
- 7. На основании и с учетом плана реализации генерального плана может подготавливаться программа реализации генерального плана на срок не менее чем пять лет.
- Вопрос 12.3. О неправомерности введения института актуализации генерального плана
- Вопрос 13.1. О том, что такое государственная экспертиза, и о необходимости разделения экспертизы документов градостроительного проектирования и проектной документации
- Вопрос 13.2. О том, как решались вопросы государственной экспертизы документов градостроительного проектирования в ГрК рф от 07.05.98 и как они решаются ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 13.3. О содержании компромиссного решения о государственной экспертизе документов территориального планирования, закрепленного в ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 13.4. О проведении государственной экспертизы документов территориального планирования и документации по планировке территории на переходном этапе
- Вопрос 14.1. О положениях, позициях, которые согласно ГрК рф от 07.05.98 должны были входить в состав государственных градостроительных нормативов и правил
- Вопрос 14.2. О "внутренней" структуре государственных градостроительных нормативов и правил, их "внешнем" соответствии иным нормативам согласно ГрК рф от 07.05.98
- Вопрос 14.3. О формально-юридическом статусе государственных градостроительных нормативов и правил согласно ГрК рф от 07.05.98
- Вопрос 14.4. О содержании, статусе и составе региональных и местных нормативов градостроительного проектирования согласно ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 14.5. О технологии территориального планирования в части соблюдения требований безопасности в период отсутствия принятых посредством законов технических регламентов
- Часть 2 ст. 49 ГрК рф от 07.05.98:
- Часть 2 ст. 50 ГрК рф от 07.05.98:
- Вопрос 15.3. О том, что в ГрК рф от 29.12.04 якобы упущены вопросы установления, изменения границ населенных пунктов - границ "земель поселений"
- Вопрос 15.4. О принципе косвенного давления - через последствия - на публичную власть в целях принуждения к осуществлению градостроительной деятельности и поднятия ее статуса
- Вопрос 16.1. О том, как в законе субъекта рф могут детализироваться нормы ГрК рф от 29.12.04 об обязательной совместной подготовке документов территориального планирования
- Вопрос 16.2. О том, можно ли в целях совместной подготовки документов территориального планирования привлечь одного подрядчика для подготовки различных документов территориального планирования
- Ответы на вопросы к главе 4 градостроительного кодекса российской федерации "градостроительное зонирование"
- Вопрос 18.1. О том, в чем заключались новеллы ГрК рф от 07.05.98, связанные с введением института правового зонирования
- Вопрос 18.2. О том, что нового в развитие института градостроительного (правового) зонирования ввел Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года (под термином "зонирование территорий")
- Вопрос 19.1. Об исходном основании, общем для двух возможных подходов к пониманию содержания градостроительного зонирования
- Вопрос 19.2. О содержании правового подхода к пониманию и осуществлению градостроительного зонирования
- Вопрос 19.3. О содержании административно-технологического подхода к пониманию и осуществлению градостроительного зонирования
- Вопрос 19.4. О проявлениях административно-технологического подхода к пониманию градостроительного зонирования
- Вопрос 20.1. О преемственности норм ГрК рф от 07.05.98 и ГрК рф от 29.12.04 в части соотношения функционального и градостроительного зонирования
- Вопрос 20.2. О том, почему в генеральных планах поселений, городских округов выполняется функциональное зонирование, а в других документах территориального планирования - нет
- Вопрос 23.2. О последствиях установления ограничений использования недвижимости посредством санитарно-защитных и водоохранных зон
- Вопрос 24.1. О том, почему действие градостроительного регламента не распространяется на объекты культурного наследия
- Вопрос 24.2. О принципиальном отличии технологии установления зон охраны объектов культурного наследия от технологии установления санитарно-защитных и водоохранных зон
- Вопрос 24.4. О том, по каким организационным схемам должно происходить отражение зон ограничений в генеральных планах поселений, городских округов
- Вопрос 24.6. О том, как должны отражаться в правилах землепользования и застройки зоны ограничений и должны ли органы местного самоуправления утверждать зоны ограничений
- Вопрос 24.9. О некоторых противоречиях и пробелах законодательства об объектах культурного наследия
- Вопрос 25.1. О документах - основаниях для подготовки проекта правил землепользования и застройки
- Вопрос 25.2. О субъектах работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки
- Вопрос 25.3. О проверке подготовленного проекта, публичных слушаниях и утверждении правил землепользования и застройки
- Вопрос 26.2. Об основных типологических видах градостроительного зонирования и их обобщенных характеристиках
- Вопрос 26.3. О множественности путей введения градостроительного зонирования и его типологических особенностях, модифицированных применительно к российским условиям
- Ответы на вопросы к главе 5 градостроительного кодекса российской федерации "планировка территории"
- Вопрос 27.1. О видах документации по планировке территории
- Вопрос 27.2. Об особенностях подготовки документации по планировке территории различными органами публичной власти
- Вопрос 27.3. О том, как соотносится планировка территории с предшествующими действиями по территориальному планированию и градостроительному зонированию
- Вопрос 27.4. Об особенностях подготовки документации по планировке территории в переходный период и после его окончания
- Вопрос 27.5. О соотношении правил землепользования и застройки и документации по планировке территории
- Вопрос 27.6. О том, как соотносится планировка территории с последующими действиями по архитектурно-строительному проектированию и строительству
- Вопрос 27.7. О том, что действия по планировке территории осуществляются применительно ко всем территориям
- Вопрос 27.8. О том, когда не требуется подготовка документации по планировке территории
- Вопрос 28.1. О выделении элементов планировочной структуры
- Вопрос 28.2. Об установлении параметров планируемого развития элементов планировочной структуры и составе проектов планировки
- Вопрос 29.2. О "вхождении" на занятую правами третьих лиц застроенную территорию
- Вопрос 29.3. О "вхождении" на свободную, не обремененную правами третьих лиц, незастроенную и неразмежеванную территорию
- Вопрос 30.1. Об определении понятия "межевание"
- Вопрос 30.2. О составе проектов межевания
- Вопрос 31.1. О подготовке градостроительных планов земельных участков в виде отдельных документов
- Вопрос 31.2. О назначении градостроительных планов земельных участков и о содержащейся в них информации
- Вопрос 31.3. О форме градостроительного плана земельного участка
- Вопрос 31.4. О том, какие случаи должны быть отражены в форме градостроительного плана земельного участка при подготовке его в составе документации по планировке территории
- Вопрос 33.1. Относительно того, что в ГрК рф от 29.12.04 якобы не упоминается тема выделения земельных участков, необходимых для государственных или муниципальных нужд
- Вопрос 33.2. О том, что ГрК рф от 29.12.04 якобы должен предоставить субъектам Российской Федерации полномочия относительно резервирования земель, земельных участков
- Вопрос 34.1. О последовательных стадиях обеспечения застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры
- Вопрос 34.2. О неверном утверждении, согласно которому отсутствие проектов планировки не является препятствием для разработки проектов межевания и градостроительных планов земельных участков
- Вопрос 35.1. О действиях органов власти по упорядочению и развитию планировочной структуры города
- Вопрос 35.2. О контроле органов власти за деятельностью частных лиц при разделении, объединении, изменении границ земельных участков
- Вопрос 36.1. О градостроительной подготовке земельных участков из состава государственных или муниципальных земель
- Вопрос 36.2. О выделении публичных земель посредством градостроительной подготовки земельных участков
- Ответы на вопросы к главе 6 градостроительного кодекса
- Российской федерации "архитектурно-строительное
- Проектирование, строительство, реконструкция объектов
- Капитального строительства"
- Вопрос 37.1. О том, как ГрК рф от 29.12.04 определяет права
- Вопрос 37.2. О том, как некоторыми региональными актами неверно определяются права публичных и частных субъектов в отношении документов градостроительного проектирования и проектной документации
- Вопрос 37.3. О том, как нормы региональных актов демонстрируют экономические мотивации, оправдывающие необходимость региональной системы проектирования, противоречащей федеральному законодательству
- Вопрос 38.1. О том, во всех ли без исключения случаях государство должно проводить государственную экспертизу проектной документации
- Вопрос 38.2. О том, что изменил ГрК рф от 29.12.04 в отношении государственной экспертизы проектной документации и почему такие изменения неизбежно должны быть сделаны
- Вопрос 38.3. О том, как законодательно определен переход к новой системе организации государственной экспертизы проектной документации
- Вопрос 39.1. О правовом статусе и содержании разрешения на строительство
- Вопрос 39.2. О том, уполномоченные органы каких уровней власти, в каких случаях и на строительство каких объектов выдают разрешения
- Вопрос 39.3. Об особенностях выдачи разрешений на строительство органами местного самоуправления
- Вопрос 39.4. О сроке действия разрешения на строительство, его переоформлении и продлении
- Вопрос 39.5. О правовом статусе и содержании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
- Вопрос 40.1. О том, что подготовка проектной документации не требуется при индивидуальном жилищном строительстве
- Вопрос 40.2. О том, как должен осуществляться контроль за действиями в случаях, когда ГрК рф от 29.12.04 не предусмотрена выдача разрешений на строительство
- Вопрос 41.1. Об основных положениях применительно к техническим условиям и информации о плате за подключение
- Вопрос 41.2. О том, что такое заранее подготовленные содержательные основания для определения технических условий и информации о плате за подключение
- Ответы на вопросы к главе 7 градостроительного кодекса российской федерации "информационное обеспечение градостроительной деятельности"
- Вопрос 42.1. О соотношении положений ГрК рф от 29.12.04 и ГрК рф от 07.05.98 в части правовой логики построения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
- Вопрос 42.2. О мнимой утрате органами государственной власти инструментов и методов информационного обеспечения градостроительной деятельности в связи с новеллами ГрК рф от 29.12.04
- Вопрос 43.1. О том, почему ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности должно осуществляться именно на местном уровне
- Вопрос 43.2. Об отличии информационных систем обеспечения градостроительной деятельности от архивов документов в области градостроительной деятельности
- Вопрос 44.1. О том, включают ли информационные системы обеспечения градостроительной деятельности сведения о документах или копии самих документов
- Вопрос 45.1. О дежурных планах и картах
- Вопрос 45.2. О якобы негативных последствиях для субъектов Российской Федерации, возникающих вследствие упразднения государственного градостроительного кадастра
- Ответы на вопросы к главе 8 градостроительного кодекса российской федерации "ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности"
- Ответы на вопросы к главе 9 градостроительного кодекса
- Вопрос 47.1. Об оценке ситуации с позиции применения законодательных норм
- Вопрос 47.2. Об оценке ситуации с позиции содержания действующих законодательных норм
- Федеральный закон о введении в действие