logo
ГрК_комм_Трутнев_2010

Вопрос 16.2. О том, можно ли в целях совместной подготовки документов территориального планирования привлечь одного подрядчика для подготовки различных документов территориального планирования

Анализ ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" дает основание для положительного ответа на этот вопрос, который нередко задают заинтересованные специалисты градостроительного проектирования. Организационно-технологическая схема совместной подготовки различными органами публичной власти при одном подрядчике - исполнителе работ, например, схемы территориального планирования субъекта РФ и генерального плана (генеральных планов) городского округа (городских округов) или поселения (поселений) может быть следующей:

1) заключается соглашение между двумя или более потенциальными заказчиками - уполномоченными органами в области градостроительной деятельности субъекта РФ и органом местного самоуправления (органами местного самоуправления). Содержание соглашения - передача органу субъекта РФ, уполномоченному в области градостроительной деятельности, полномочий на проведение торгов на подготовку проекта генерального плана (проектов генеральных планов) городского округа или поселения (городских округов или поселений);

2) на торги одновременно выставляется заключение контрактов на поставку научно-технической продукции для государственных или муниципальных нужд в виде проектов схемы территориального планирования субъекта РФ (возможно, не на всю территорию субъекта РФ, а применительно к соответствующей территории) и проекта генерального плана (проектов генеральных планов) городского округа или поселения (городских округов или поселений);

3) с победителем торгов заключаются контракты на поставку научно-технической продукции: заказчик в лице уполномоченного органа субъекта РФ заключает контракт на подготовку проекта схемы территориального планирования субъекта РФ, заказчики в лице уполномоченных органов местного самоуправления - контракты на подготовку проектов генеральных планов;

4) все контракты до проведения торгов должны быть скоординированы по срокам выполнения и по содержанию;

5) параллельно с организацией и проведением торгов образуется комиссия по совместной подготовке документов территориального планирования, с которой взаимодействует победитель торгов в процессе выполнения контрактов.

Однако работы не всегда могут выполняться одним подрядчиком, что обусловлено необходимостью обеспечить конкуренцию между претендентами на заключение соответствующих контрактов.

Вопрос (17) о неверном утверждении, согласно которому

территориальное планирование, определенное ГрК РФ

от 29.12.04, якобы блокирует возможность

осуществления регионального планирования

Речь идет о том, что якобы в ГрК РФ от 29.12.04 территориальное планирование замещает собой региональное планирование - более широкую область деятельности, осуществляемую посредством подготовки концепций пространственного развития, стратегических планов, программ социально-экономического развития регионов, иных подобных документов. При этом признается, что территориальное планирование в трактовке Кодекса является важным элементом социально-экономического планирования, который, однако, не может заменить регионального планирования.

По существу, утверждается, что в ГрК РФ от 29.12.04 часть заместила и вытеснила целое. На самом деле это совершенно не так.

Во-первых, ГрК РФ от 29.12.04 не только не отождествляет региональное и территориальное планирование, но и четко их разграничивает. Результат территориального планирования - это закон для конкретных территорий и проживающих на них граждан, то есть окончательное закрепление конкретных юридически значимых решений, влекущих за собой последствия за неисполнение принятых решений. Результатом регионального планирования может быть не "закон", а только "декларация о намерениях" публичной власти (в виде, например, концепций, программ). Декларации важны и могут быть признаны необходимыми, а провозглашаемые ими намерения могут быть реализованы как с помощью документов территориального планирования, так и многими другими способами.

Во-вторых, предметом ГрК РФ от 29.12.04 как федерального закона может быть только регламентирование юридически значимых действий. Кодекс не может и не должен регламентировать действия по подготовке "деклараций о намерениях" публичной власти. При этом ГрК РФ от 29.12.04, как и любой другой федеральный закон, не препятствует осуществлению действий, которые органы власти посчитают необходимым осуществлять, в том числе и в целях последующей подготовки юридически значимых документов, например документов территориального планирования. Более того, ГрК РФ от 29.12.04 предполагает возможность таких действий. В ч. 1 ст. 9 записано: "Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований". Это означает возможность использования и учета при подготовке документов территориального планирования также "деклараций о намерениях" - концепций, стратегических планов, программ социально-экономического развития, подготовленных в рамках действий по региональному планированию.

В-третьих, те, кто критикует в данном отношении ГрК РФ от 29.12.04, методологически ошибочно отождествляют региональное и территориальное планирование. Надо ли говорить, что это самым деструктивным образом может сказаться на развитии самой системы регионального планирования? ГрК РФ от 29.12.04 открывает широкие возможности для создания рациональной технологии регионального планирования и ее эффективной реализации, в том числе посредством юридически значимых и обязательных документов территориального планирования, а проанализированная нами ошибочная позиция мешает этими возможностями воспользоваться.