К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
Инструкция. Вопросы касаются вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» и «неправильных» ответов здесь нет и не может быть, поэтому не старайтесь долго обдумывать вопросы. Отвечайте только «да» (+) или «нет» (-).
Текст опросника
Бывает, что я сержусь.
Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.
Сейчас я примерно так же работоспособен, как и всегда.
Судьба определенно несправедлива ко мне.
Запоры у меня бывают очень редко.
Временами мне очень хочется покинуть свой дом.
Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
Мне кажется, что меня никто не понимает.
Считаю, что если кто-то причинил мне зло, то я должен ответить ему тем же.
Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
У меня бывают очень странные и необычные переживания.
У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.
В детстве я одно время совершал мелкие кражи.
Бывает, что у меня появляется желание ломать и крушить все вокруг.
Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
Сон у меня прерывистый и беспокойный.
Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.
Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
Голова у меня болит очень часто.
Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.
Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).
Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.
Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.
Я человек общительный.
Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.
Большую часть времени настроение у меня подавленное.
Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
У меня мало уверенности в себе.
Иногда я говорю неправду.
Обычно я считаю, что жизнь – стоящая штука.
Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.
Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
Я ссорюсь с членами семьи очень редко.
Иногда я испытываю сильное желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.
Самая трудная борьба для меня – это борьба с самим собой.
Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).
Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.
Часто у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже что-то плохое.
Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.
Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.
Моя речь сейчас такая же, как всегда (ни быстрее, ни медленнее, нет ни хрипоты, ни невнятности).
Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как у большинства моих знакомых.
Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.
Иногда у меня бывает желание, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.
Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.
В детстве у меня была компания, где все старались стоять друг за друга.
Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.
Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
Обычно я засыпаю спокойно, и меня не тревожат никакие мысли.
Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.
У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
Сейчас мой вес постоянен (я не худею и не полнею).
Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.
Я легко плачу.
Я мало устаю.
Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
С моим рассудком творится что-то неладное.
Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.
Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).
Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.
Когда я пытаюсь что-то сделать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.
Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.
Большую часть времени я испытываю общую слабость.
Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это раздражает.
Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
Думаю, что я человек обреченный.
Бывали случаи, что мне было трудно удержаться, чтобы что-нибудь не стащить у кого-нибудь или где-нибудь, например, в магазине.
Я злоупотреблял спиртными напитками.
Я часто о чем-нибудь тревожусь.
Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.
Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.
Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.
Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.
Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.
У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.
Зачастую мои поступки неправильно истолковывались.
Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.
Кто-то управляет моими мыслями.
Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.
Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.
В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
Я вполне уверен в себе.
Никому не доверять – самое безопасное.
Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.
Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.
Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда я это делаю ради забавы.
В игре я предпочитаю выигрывать.
Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.
Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
Я ежедневно выпиваю много воды.
Счастливее всего я бываю, когда один.
Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-то причине остался безнаказанным.
В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.
Я редко заговариваю с людьми первым.
У меня никогда не было столкновений с законом.
Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей – это как бы придает мне вес в собственных глазах.
Иногда без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычайной веселости.
Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.
В школе мне было очень трудно говорить перед классом.
Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.
Мне кажется, что я завожу людей с той же легкостью, как и другие.
Мне неприятно, когда вокруг меня люди.
Как правило, мне не везет.
Меня легко привести в замешательство.
Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.
Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания или начать новое дело.
Если бы люди не были настроены против меня, я в жизни достиг бы гораздо большего.
Мне кажется, что меня никто не понимает.
Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
Я легко теряю терпение с людьми.
Часто в новой обстановке я испытываю чувство тревоги.
Часто мне хочется умереть.
Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.
Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.
Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что я не справлюсь с ним.
Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
Я убежден, что существует лишь одно единственно правильное понимание смысла жизни.
В гостях я чаще сижу в стороне и разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.
Мне часто говорят, что я вспыльчив.
Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.
Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.
Я часто обращаюсь к людям за советом.
Часто, даже тогда, когда для меня все складывается хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
Меня довольно трудно вывести из себя.
Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.
Обычно я спокоен и меня нелегко вывести из душевного равновесия.
Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, что я не могу заставить себя не думать о них.
Временами мне кажется, что я ни к чему не пригоден.
Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.
Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.
Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
Я думаю, что можно, не нарушая закон, попытаться найти в нем лазейку.
Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.
У меня бывают периоды, когда я из-за волнения теряю сон.
Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет побывать среди людей.
Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными.
У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.
Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
Бывает, что неприличная и даже непристойная шутка у меня вызывает смех.
Если дело у меня идет плохо, мне сразу хочется все бросить.
Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других.
Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, я мало стараюсь скрыть это от него.
Я человек нервный и легко возбудимый.
Все у меня получается плохо, не так, как надо.
Будущее кажется мне безнадежным.
Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне окончательным.
Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.
Чаще всего я чувствую себя усталым.
Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.
Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу деньги.
Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений.
Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут.
Мне безразлично, что обо мне думают другие.
Обработка и интерпретация результатов теста:
достоверность (ответы «нет»): 1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148;
«адаптивные способности» (АС). «Да»-ответы: 4, 6–9, 11, 12, 14–18, 20–22, 24, 27, 28-30, 33, 36, 37, 39–43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71-73, 75, 77, 79-84, 86, 88–91, 93-96, 98, 99, 102–104, 106, 108-115, 117-126, 129, 131, 133, 135-139, 141–143, 145, 146, 149–158, 161, 162, 164, 165. «Нет»-ответы: 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52-55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163.
Стены 1–2: группа низкой адаптации. Лица данной группы обладают признаками явных акцентуаций характера и даже некоторыми признаками психопатий, их психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица данной группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.
Стены 3–5: группа удовлетворительной адаптации. Лица этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы, могут проявляться лишь при смене деятельности. Успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Лица данной группы, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. При неблагоприятных условиях процесс социализации осложнен, возможны асоциальные срывы, появление агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может быть снижено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.
Стены 6–10: хорошие адаптационные способности. Лица данной группы легко адаптируется к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, легко и адекватно ориентируются в ситуации, успешно вырабатывают стратегию нового поведения и социализации. Как правило, неконфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется;
«поведенческая регуляция» (ПР). «Да»-ответы: 4, 6–8, 11, 12, 15–18, 20, 21, 28–30, 37, 39–41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82–84, 86, 89, 94–96, 98, 102, 103, 108–113, 115, 117–120, 122–124, 129, 131, 135–137, 139, 143, 146, 149, 153–158, 161, 162. «Нет»-ответы: 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52–55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140.
Стены 1–3: низкий уровень ПР, склонность к нервно-психическим срывам, неадекватные самооценка и восприятие действительности. Стены 4–6: средние значения. Стены 7–10: высокий уровень нервно-психической устойчивости и ПР, адекватные самооценка и восприятие действительности;
4) «коммуникативные особенности» (КО). «Да»-ответы: 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152. «Нет»-ответы: 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159.
Стены 1–3: низкий уровень коммуникативных способностей, затруднения в контактах, повышенная агрессивность, конфликтность. Стены 4–6: средние значения. Стены 7–10: высокий уровень коммуникативных способностей, человек легко устанавливает контакты с окружающими, не конфликтен;
5) «моральная нормативность» (МН). «Да»-ответы: 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165. «Нет»-ответы: 13, 76, 97, 100, 160, 163.
Стены 1–3: низкий уровень социализации. Человек не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. Стены 4–6: средние значения. Стены 7–10: высокий уровень социализации. Испытуемый адекватно оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.
Перевод сырых баллов в стены
Стены | Шкалы1 | Шкалы2 | |||||||
АС | ПР | КО | МН | АС | ПР | КО | МН | ||
1 | 61 и > | 46 > | 27-31 | 18 > | 103 и > | 67 и > | 25 и > | 21 и > | |
2 | 51-61 | 38-45 | 22-26 | 15-17 | 81-102 | 53-66 | 22-24 | 19-20 | |
3 | 40-50 | 30-37 | 17-21 | 12-14 | 73-80 | 43-52 | 20-21 | 17-18 | |
4 | 33-39 | 22-29 | 13-16 | 10-11 | 60-72 | 33-42 | 18-19 | 15-16 | |
5 | 28-32 | 16-21 | 10-12 | 7-9 | 51-59 | 26-32 | 16-17 | 13-14 | |
6 | 22-27 | 13-15 | 7-9 | 5-6 | 45-50 | 21-25 | 13-15 | 11-12 | |
7 | 16-21 | 9-12 | 5-6 | 3-4 | 36-44 | 15-20 | 11-12 | 9-10 | |
8 | 11-15 | 6-8 | 3-4 | 2 | 31-35 | 12-14 | 9-10 | 7-8 | |
9 | 6-10 | 4-5 | 1-2 | 1 | 23-30 | 8-11 | 7-8 | 5-6 | |
10 | 1-5 | 0-3 | 0 | 0 | 0-22 | 0-7 | 0-6 | 0-4 |
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология