3. Рефлексивное управление
Инструкция: Проанализируйте рефлексивные рассуждения следователя. Сформулируйте найденный следователем принцип рефлексивного управления. Определите тип ситуаций, в которых эффективно использование этого принципа.
Ситуация: За короткое время в Москве, Киеве и Харькове группа неизвестных преступников, выдававших себя за работников милиции, под видом обыска похитила у ряда граждан крупные ценности. В число подозреваемых попал житель Днепропетровска К., который в это время куда-то выезжал на своей машине. Следователь не располагал достаточными данными о совершении преступления К.
Задача: Как провести допрос?
Рассуждение следователя: Очевидно, потерпевшие запомнили признаки внешности преступников. Итак, проведем опознание. А если К. не причастен к преступлению? Можно его спросить, где он находился в период совершения преступления. Если он – преступник, то будет отрицать, что был в указанных городах. Более того, как показывает практика, организованные группы заранее разрабатывают способы сокрытия преступлений, продумывают алиби. Следовательно, вопрос “в лоб” принесет больше вреда, чем пользы.
Стоп. Давайте сейчас рассмотрим все наши допущения и попытаемся выделить главное. Какую цель мы преследуем? Установить причастность К. к преступлению. Исходя из этого, предположим, что потерпевшие опознают К., но это не во всех случаях может привести к быстрому и полному раскрытию преступления, так как соучастники могут скрыться от следствия и т. д.
А может быть, определить промежуточную цель, которая нейтральна по отношению и к заинтересованному, и к незаинтересованному лицу? Такая цель – выяснение мест, где мог находиться К. в указанный период. Но установление этого должно быть продуманным, чтобы не насторожить преступника и не обидеть невиновного. Как это сделать?
Машина К.! Ее видели, нет... Допустим, есть свидетели, которые ее видели, но не в городах, где совершилось преступление, а в других. Связать это с будто бы имевшим место дорожно-транспортным происшествием? Допрос провести в отделении ГАИ. Отрицая, К. вынужден будет назвать те пункты, в которых он был.
Может допрашиваемый сообщить ложные сведения? Незаинтересованному лицу незачем лгать, а преступник не пойдет на это, потому что его показания легко проверить.
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология