Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
Исследуемое качество | Характеристика качества | Основные методы |
Память | Оперативная память Ассоциативная память Смысловая память | Память на числа Слова-ассоциации Воспроизведение текста, устной речи |
Внимание | Устойчивость и концентрация внимания | Корректурная проба Тест на избирательность внимания Мюнстерберга |
Эмоциональная устойчивость | Продуктивность в состоянии эмоционального стресса | Повторные тесты на внимание при отсчете времени |
Познавательные процессы | Интеллектуальная продуктивность, особенности мышления | Тест структуры интеллекта Амтхауэра Классификация предметов Исключение предметов Объяснение пословиц и метафор |
Индивидуально-личностные особенности | Личностные характеристики, особенности психической адаптации | Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), Калифорнийский личностный опросник (CPI, CPI-R)*, Восьмицветовой тест Люшера или ЦТО, Рисунок несуществующего животного |
* В случае недостоверного профиля СМИЛ, или при многократном заполнении СМИЛ кандидатом в прошлом.
*(2) Нарушение приспособления организма человека к изменениям окружающей среды, проявляющееся в неадекватных психических, физиологических реакциях.
*(3) Вещества, вызывающие привыкание и зависимость при систематическом приеме (алкоголь, наркотические средства, отдельные лекарственные средства и др.).
*(4) Психологическая коррекция – активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
*(5) Терпеливость, отсутствие тяжелых переживаний и резких реакций, несмотря на наличие эмоционально негативного фактора, вызывающего стресс.
*(6) Постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.
*(7) Процесс взаимодействия людей, с использованием речи, а также общение без использования речи, в котором участвующие лица своим внешним обликом и поведением (жестами, мимикой и т.д.) оказывают более или менее сильное влияние на мысли, состояния и чувства друг друга.
*(8) Поведение в сфере общения, способствующее успешности человека в разнообразных областях деятельности.
*(9) Способность к выработке эффективной стратегии общения.
*(10) Совокупность сведений о человеке, отражающих особенности психического и личностного развития, получаемых с помощью расспроса самого человека, окружающих его лиц или из иных источников.
*(11) Первичными материалами психологического обследования являются заполненные бланки тестов, компьютерные распечатки результатов тестов, записи и заметки, сделанные в ходе собеседования, а также иные материалы, которые были использованы в ходе подготовки психологической характеристики (заключения).
*(12)Пункты 1-10заполняются кандидатом на должность судьи самостоятельно.
*(13) Расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм.
*(14) Повышенное потоотделение.
Учебное издание
Иванова Лидия Николаевна
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология