4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
Процессуальная самостоятельность предполагает высокий уровень ответственности. Требуется высокий уровень профессиональной адаптации, личностной интеграции, наличие следующих качеств:
социальной зрелости;
нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости;
смелости, решительности, уверенности в себе, способности брать ответственность за выносимые судебные решения, настойчивость при высоком уровне самокритичности;
адекватной самооценки;
устойчивой мотивации на достижение успеха.
Приведенные психологические особенности профессиональной деятельности судьи являются самыми общими, базовыми, определяя усредненный портрет успешного судьи.
К основным подструктурам судебной деятельности относятся:
когнитивная (познавательно-прогностическая);
коммуникативная (общительность);
организационно-управленческая;
воспитательная.
1. Познавательно-прогностическая подструктура.
Судебное разбирательство, в ходе которого изучаются материалы уголовного, гражданского дела, административного правонарушения, представляет собой разновидность общего процесса познания. Особенностями познавательных процессов, имеющих место в деятельности судьи и требующих от них определенных личностных качеств, являются:
строгая правовая регламентация процесса познания;
ретроспективный характер процесса познания, объектом которого становятся события не только настоящего, но и прошлого;
эмоционально-негативный характер объектов восприятия (обстоятельства преступных деяний);
мысленное моделирование событий прошлого, последовательности осуществления процесса познания;
доказательно-удостоверительный характер процесса познания с фиксацией результатов познания с опорой на доказательства;
дефицит, неупорядоченность, разнообразие информации (дезинформации);
противодействие заинтересованных лиц процессу установления истины;
эмоционально-волевой фон, сопутствующий процессу, воздействие стресс-факторов, нередко имеющих избыточную эмоционально-психическую напряженность;
давление общественного мнения, способного исказить процесс познания.
2. Коммуникативная подструктура.
Деятельность судьи осуществляется в форме процессуального либо непроцессуального общения. Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, судья осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психологическое состояние и поведение участников процесса.
Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения – коммуникативная компетентность, предполагает следующие качества личности:
способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения;
проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности;
доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать, эмпатийность*(6);
свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения*(7);
умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения*(8), менять в зависимости от ситуации стиль общения;
способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений;
развитый самоконтроль над эмоциями, настроением, стеничный тип реагирования в экстремальных условиях;
чувство юмора.
3. Организационно-управленческая подструктура.
Умение работать с людьми – одно из важнейших качеств, которыми должен обладать судья. Необходимыми организаторскими качествами становятся:
активность, инициативность, находчивость, распорядительность;
смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность;
самостоятельность;
чувство ответственности за свои действия и поступки;
организованность, аккуратность и собранность в работе.
Важную роль имеют и качества, отмеченные выше:
коммуникативная компетентность*(9);
нервно-психическая устойчивость;
адекватная самооценка;
высокая мотивация к достижению успеха.
4. Воспитательная подструктура.
Воспитательная функция в деятельности судьи определяется прежде всего целями и задачами правосудия, что предполагает наличие у судьи высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Судья должен обладать навыками выступления перед аудиторией, свободно владеть приемами вербального и невербального общения.
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология