К теме 7
Задание. Изучите заключение судебного психолога-эксперта по результатам экспериментально-психологического исследования. Приведите вопросы, отвечая на которые эксперт-психолог, проводит исследование. Сформулируйте их отличие от вопросов, на которые дает ответ эксперт-психиатр.
Заключение 1.
Используемые методики: исследование памяти – «10 слов», «Пиктограмма»; исследование внимания – «Отсчитывания от 200 по 13»; исследование мышления – «Исключение предметов», «Сравнение понятий», «Понимание переносного смысла пословиц и поговорок»; исследование личности – «Опросник MMPI», «Опросник Кеттелла».
Подэкспертный охотно вступает в беседу. В разговоре с психологом откровенен, на вопросы отвечает в плане заданного по существу, обстоятелен. Цель экспертизы понимает правильно, говорит, что находится в Центре им. В.П. Сербского, с целью разрешить взаимные притязания подэкспертного и его бывшей жены относительно дальнейшего проживания их несовершеннолетнего ребенка. Себя подэкспертный характеризует как человека строгого, требовательного, ответственного, но не живущего одной работой. Свой стиль воспитания оценивает как «строго демократический». Фон настроения в ходе обследования ровный, эмоциональные проявления адекватны ситуации обследования.
Подэкспертному доступны для понимания инструкции, предлагаемые психологом к методическому материалу. Однако, из-за трудности сосредоточения (отмечается повышенная откликаемость на индивидуально-значимые темы), сужения объема внимания (в методике «отсчитывания от 200 по 13», отмечаются трудности перехода через десяток), истощаемости и повышенного колебания внимания, подэкспертный не всегда способен удержать инструкцию при выполнении экспериментальных заданий. Также, отмечается незначительное снижение темпа психической деятельности. При выполнении патопсихологических методик подэкспертный стремиться показать максимально хороший результат.
При исследовании памяти нарушений мнестической деятельности у подэкспертного выявлено не было. Так при выполнении методики «10 слов» кривая запоминания составила: 8, 8, 10, 10 и 8 слов при отсроченном (65 минут) воспроизведении. При исследовании опосредованного запоминания подэкспертный также показал высокий результат, после интерферирующей паузы смог правильно воспроизвести 9 понятий из предложенных экспериментатором 10, и одно понятие близко по смыслу. При выполнении методики «пиктограмма» подэкспертный, в качестве опосредующего звена, использует, в основном, конкретные сценоподобны образы. Вместе с тем, подэкспертному доступны символические и метафорические образы.
При исследовании мышления у подэкспертного на первый план выходит снижение уровня обобщения (отмечается наличие конкретно-ситуативных решений с опорой на практически значимые признаки предметов) при сохранной способности к обобщению на высоком категориальном уровне. Так, при выполнении методики «исключение предметов» подэкспертный исключает мяч, объединяя конькобежца, лыжи и коньки в группу «зимние виды спорта», а в единичных случаях, вообще не способен к анализу и синтезу, так, рассматривая карточку на которой изображены стол, птица, очки и молоток заявляет, что здесь вообще ничего исключить и объединить нельзя, т.к. все предметы «разные по значению». При выполнении методики «сравнение понятий» находит сходство между луной и солнцем в том, что «оба светят», а отличие, что их можно увидеть в разное время суток. В целом, переносный смысл пословиц и поговорок доступен подэкспертному, однако в ряде случаев, подэкспертный дает конкретные, примитивные пояснения без адекватного понимания смысла пословицы в целом.
Основываясь на результатах опросников MMPI и 16 PF у подэкспертного отмечаются следующие индивидуально-психологические особенности: ситуационно обусловленная демонстрация своей просоциальной направленности, стремление определять свое поведение в зависимости от социального одобрения и мнения референтной группы, а также, выраженная озабоченность своим социальным статусом. Кроме того, у подэкспертного отмечается повышенная чувствительность к оттенкам эмоций, что определяет богатство и яркость переживаний. Вместе с тем, подэкспертный обнаруживает заниженную самооценку и интрапунитивность, что сочетаясь с повышенным вниманием к отрицательным стимулам и тенденцией к застреванию на них, приводит к повышению внутренней напряженности и тревоги. В межличностных контактах направлен на сотрудничество, и не склонен к конкуренции и доминированию. Целенаправленный анализ детско-родительских отношений между В. и несовершеннолетней В. позволяет сделать следующий вывод, что взаимоотношения между отцом и ребенком носят симбиотический характер (подэкспертный склонен рассматривать ребенка как неотъемлемую часть самого себя), при этом подэкспертный склонен воспринимать ребенка более инфантильным, чем он есть на самом деле, а также приписывать ему личностную и социальную незрелость. Всё вышесказанное оказывает влияние на стиль воспитания подэкспертного, который проявляется в виде того, родитель уделяет воспитанию ребенка много времени, сил и внимания, сочетающейся с требованиями, предъявляемыми ребенку со стороны родителя.
Таким образом, у подэкспертного отмечается снижение уровня обобщения (наличие конкретно-ситуативных решений), при сохранной способности к абстрагированию. Уровень интеллекта соответствует полученному образованию и образу жизни. Кроме того, у подэкспертного отмечаются трудности сосредоточения, истощаемость, сужение объема и колебания внимания. Также, отмечается незначительное снижение темпа психической деятельности. Нарушений памяти выявлено не было.
В личности подэкспертного отмечаются следующие индивидуально-психологические особенности: ситуационно обусловленная демонстрация своей просоциальной направленности, стремление определять свое поведение в зависимости от социального одобрения и мнения референтной группы, а также, выраженная озабоченность своим социальным статусом. Кроме того, у подэкспертного отмечается повышенная чувствительность к оттенкам эмоций, что определяет богатство и яркость переживаний. Вместе с тем подэкспертный обнаруживает заниженную самооценку и интрапунитивность, что сочетаясь с повышенным вниманием к отрицательным стимулам и тенденцией застревать на них, приводит к повышению внутренней напряженности и тревоги. В межличностных контактах направлен на сотрудничество, не склонен к конкуренции и доминированию.
Целенаправленный анализ детско-родительских отношений между В. и несовершеннолетней В. позволяет сделать следующий вывод, что взаимоотношения между отцом и ребенком носят симбиотический характер (подэкспертный склонен рассматривать ребенка как неотъемлемую часть самого себя), при этом подэкспертный склонен воспринимать ребенка более инфантильным, чем он есть на самом деле, а также приписывать ему личностную и социальную незрелость. Всё вышесказанное оказывает влияние на стиль воспитания подэкспертного, который проявляется в виде того, что родитель уделяет воспитанию ребенка много времени, сил и внимания, сочетающейся с требованиями, предъявляемыми ребенку со стороны родителя.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
В. обнаруживает следующие индивидуально-психологические особенности: ситуационно обусловленная демонстрация своей просоциальной направленности, стремление определять свое поведение в зависимости от социального одобрения и мнения референтной группы, а также, выраженная озабоченность своим социальным статусом. Кроме того, у подэкспертного отмечается повышенная чувствительность к оттенкам эмоций, что определяет богатство и яркость переживаний. Вместе с тем подэкспертный обнаруживает заниженную самооценку и интрапунитивность, что сочетаясь с повышенным вниманием к отрицательным стимулам и тенденцией застревать на них, приводит к повышению внутренней напряженности и тревоги. В межличностных контактах направлен на сотрудничество, не склонен к конкуренции и доминированию (ответ на вопрос 1.4, 2.2).
Взаимоотношения между отцом и ребенком носят симбиотический характер (подэкспертный склонен рассматривать ребенка как неотъемлемую часть самого себя), при этом подэкспертный воспринимает ребенка более инфантильным, чем он есть на самом деле, а также приписывает ему личностную и социальную незрелость. Вместе с тем взаимоотношения между В. и несовершеннолетней В. носят характер позитивного взаимосотрудничества (ответы на вопросы 1.2, 2.2).
Анализ детско-родительских отношений между В. и несовершеннолетней В. позволяет сделать следующий вывод, что стиль воспитания подэкспертного, заключается в виде того, что родитель стремится уделять воспитанию ребенка много времени, сил и внимания, но, вместе с тем, предъявляет ребенку определенные требования и запреты (ответ на вопрос 2.17).
Индивидуально-психологические особенности В. и его стиль воспитания, с учетом индивидуально-психологических особенностей дочери и уровня ее психического развития, не могут оказать негативного влияния на ее психическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие и препятствовать полноценному общению В. с дочерью (ответ на вопросы 1.4, 2.3, 2.12, 2.13).
Ответы на вопросы 1.6, 2.4, 2.10, 2.15, 2.16, 2.18 не входят в компетенцию психолога.
Заключение 2.
Использованные методы: «10 слов», «Пиктограмма», «Исключение предметов», «Исключение понятий», «Сравнение понятий», «Толкование переносного смысла пословиц и метафор», опросник MMPI, тест Кеттелла, «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок человека».
В беседу вступает с осторожностью, держится напряженно, скованно, особенно в начале разговора. На вопросы отвечает в плане заданного, по существу. В беседе обстоятелен, старается изложить всё максимально подробно, детализировано. Испытывает трудности при необходимости описания своих внутренних переживаний и черт своего характера. Часто не способен четко сформулировать свою мысль, отчего использует для объяснения расплывчатые формулировки. Старается произвести благоприятное впечатление, ведет себя подчеркнуто вежливо. Себя характеризует как «честного, порядочного, спокойного, умеренного» человека, подчеркивает свою привязанность к семье, с удовольствием рассказывает про своего сына. Отмечает, что больше всего в людях он не любит «необязательность, неисполнительность», при этом характеризует себя, как «ответственного человека» Цель экспертизы понимает верно. Себя считает психически здоровым, однако отмечает, что в момент преступления находился в «ненормальном» состоянии, «не мог себя контролировать». Фиксирован на судебной ситуации, подчеркивает в разговоре, насколько для него важно решение этой экспертизы, просит психолога побеседовать с ним подольше. Свое состояние на данный момент описывает, как «подавленность, волнение», беспокоится по поводу исхода дела. Очень переживает о случившемся, повторяет, что «не понимает, как такое могло с ним произойти».
Подэкспертный правильно усваивает инструкции к заданиям и адекватно применяет их в ходе работы. При выполнении заданий старателен, интересуется результатами обследования. Отмечается склонность к предельной конкретизации любого задания, предполагающего использование абстрактного решения: подэкспертный пытается выяснить массу деталей, предлагает множество вариантов ответа в зависимости от ситуации. Особая тревожность отмечается при выполнении проективных методик. Выраженных колебаний внимания и работоспособности не выявляется.
Мнестические функции в пределах нормы. Кривая непосредственного запоминания составила 5, 7, 9, 10, 10 слов, отсрочено – 8 слов. При исследовании опосредованного запоминания подэкспертный из 12 предложенных понятий правильно воспроизводит 11 и 1 – близко по смыслу. В качестве опосредующих звеньев использованы в основном адекватные, конкретные и конкретно-ситуативные образы, эмоционально окрашенные, личностно значимые. Отмечается склонность к подробной детализации рисунков.
При исследовании мышления на фоне сохранной способности к абстрагированию и установлению логических связей выявляется в целом невысокий уровень обобщения. Наиболее ярко это проявляется при выполнении методики «Сравнение понятий». Сравнивая пары слов, подэкспертный затрудняется выделить существенный признак и на основании данного признака сравнить понятия, в следствие чего предлагает много вариантов, путается в них, затрудняется выделить основной критерий для сравнения. Так, при сравнении автобуса и трамвая подэкспертный говорит: «трамвай на электричестве работает, а автобус – на бензине. Еще автобус побольше людей перевозит, хотя, смотря какой автобус. Еще автобус один едет, а у трамвая два вагона. Трамвай ездит по рельсам, с железными колесами, а автобус сам, и колеса у него резиновые». При просьбе психолога выделить все же самое основное отличие, подэкспертный задумывается, после чего называет то, что «трамвай ездит по рельсам, с железными колесами, а автобус сам, и колеса у него резиновые». При выполнении методики «Исключение предметов» подэкспертный из набора мяч, коньки, лыжи, конькобежец исключает мяч, объясняя при этом, что «это всё зимние принадлежности», тут же добавляет, что «хотя и мячиком можно зимой играть», задумывается. При предложении психолога попробовать исключить конькобежца соглашается и правильно объединяет оставшееся в группу спортивный инвентарь. Переносный смысл пословиц и метафор понимает верно.
Личность подэкспертного характеризуется следующими индивидуально-психологическими особенностями: высокий уровень тревожности, недостаточная способность к вытеснению психотравмирующих факторов в силу повышенной чувствительности к отрицательным сигналам, которая в фрустрирующих ситуациях может перерастать в мнительность, а также внутренняя напряженность, осторожность, нерешительность, сильная обеспокоенность по поводу возможных последствий своих действий, ведущая к педантичности, склонности к многократной перепроверке правильности своих решений, наряду с этим повышенная ответственность, обязательность, пунктуальность. При этом отмечаются такие черты, как стремление предстать в социально одобряемом свете, следовать общепринятым социально одобряемым нормам, высокий самоконтроль, а также некоторый консерватизм, ригидность установок. В фрустрирующих ситуациях для подэкспертного характерно стремление к преодолению препятствий при сниженной способности к выработке самостоятельного конструктивного решения, в следствие чего решение проблемы реализуется за счет участия других лиц либо пускается на самотек. Для подэкспертного в конфликтных ситуациях наиболее характерна реакция избегания, возникновение эмоциональной напряженности в ситуациях неопределенности.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, при исследовании познавательных процессов на первый план выходит невысокий уровень обобщения при сохранной способности к абстрагированию и установлению логических связей. Отмечается достаточно выраженная обстоятельность мышления, склонность к излишней детализации. Мнестические функции в норме. Выраженных нарушений умственной работоспособности не выявлено.
Личность подэкспертного характеризуется следующими индивидуально-психологическими особенностями: высокий уровень тревожности, недостаточная способность к вытеснению психотравмирующих факторов в силу повышенной чувствительности к отрицательным сигналам, которая в фрустрирующих ситуациях может перерастать в мнительность, а также внутренняя напряженность, осторожность, нерешительность, сильная обеспокоенность по поводу возможных последствий своих действий, ведущая к педантичности, склонности к многократной перепроверке правильности своих решений, наряду с этим повышенная ответственность, обязательность, пунктуальность. При этом отмечаются такие черты, как стремление предстать в социально одобряемом свете, следовать общепринятым социально одобряемым нормам, высокий самоконтроль, а также некоторый консерватизм, ригидность установок. В фрустрирующих ситуациях для подэкспертного характерно стремление к преодолению препятствий при сниженной способности к выработке самостоятельного конструктивного решения, в следствие чего решение проблемы реализуется за счет участия других лиц либо пускается на самотек. Для подэкспертного в конфликтных ситуациях наиболее характерна реакция избегания, возникновение эмоциональной напряженности в ситуациях неопределенности.
Ответы на другие вопросы:
Поскольку судебно-психиатрические эксперты определили неспособность Г. на момент инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими вследствие временного психического расстройства (…), ответить на вопрос о том, находился ли подэкспертный в состоянии физиологического аффекта в юридически значимый период, а также о влиянии личностных особенностей на его способность в полной мере осуществлять осознанную регуляцию своих действий не представляется возможным, так как поведение подэкспертного определялось не психологическими, а психопатологическими механизмами.
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология