По результатам комплексного психологического обследования
Пояснения к протоколу комплексного психологического обследования
1. Протокол комплексного психологического обследования представляет собой 4 (или более) страницы формата А4, распечатанные шрифтом Times № ew Roma№ , размер знаков – 13, через 1,5 интервала. Все листы должны быть сшиты и пронумерованы.
2. К протоколу прилагаются и подшиваются все первичные материалы обследования (заполненные бланки, распечатки тестов, записи, которые велись в ходе собеседования).
3. Первая страница протокола комплексного психологического обследования содержит общие сведения об обследуемом. Пункты с 1 по 10 заполняются обследуемым собственноручно.
4. Вторая страница протокола комплексного психологического обследования заполняется психологом после обследования. При ее оформлении психолог обязан отметить:
1. В разделе«Психологический анамнез жизни»:
пункт 1«Наследственность» – психические заболевания, суициды (суицидальные попытки), алкогольная зависимость или наркомания у близких родственников:
пункт 2«Перенесенные заболевания» – черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, психогении*(13), тяжело протекающие соматические заболевания:
пункт 3«Обучение» – низкая успеваемость в период учебы в высших учебных заведениях, факты отчисления;
пункт 4«Трудовая деятельность, профессиональные, служебные маршруты» – наличие конфликтов на предыдущих местах работы, немотивированная или частая смена рода занятий и работы, внешне обвинительные мотивировки этой трудовой миграции;
пункт 5«Семейные взаимоотношения» – напряженные взаимоотношения с женой (мужем) и детьми, наличие разводов;
пункт 6«Употребление алкоголя и психоактивных веществ» злоупотребление алкоголем (подчеркнуть периодичность употребления), табакокурением, факты употребления психоактивных веществ;
В разделе«Характеристики, выявленные в ходе обследования»:
пункт 1«Внешний вид, манера поведения, речь» – неопрятность, вычурность в одежде, прическе, характерные шрамы, наличие татуировок, другие изменения кожных покровов, гипергидроз*(14)ладоней, тремор век, щек, пальцев рук, неадекватная мимика;
избыточные эмоции, грубость, озлобленность, пререкания с психологом или чрезмерная угодливость, слащавость, позерство, стремление обратить на себя внимание, развязность или робость, податливость, пугливость, скованность;
изменения в фонации или артикуляции речи, использование ненормативной лексики, криминального жаргона, объем словарного запаса;
пункт 2«Интеллектуальная сфера» – отсутствие системности в изложении, примитивность суждений и выводов, противоречивость в высказываниях, категоричность суждений, неспособность понять переносный смысл метафор, тугоподвижное, инертное, прямолинейное, нестандартное или вычурное мышление;
пункт 3«Эмоционально-волевая сфера» – сниженный фон, колебания настроения, угнетенность, безразличие, эмоциональная холодность, черствость, неуравновешенность, вспыльчивость, эйфоричность;
нерешительность, несамостоятельность, ненастойчивость, безинициативность, повышенная внушаемость, зависимость, подчиняемость;
пункт 4«Дополнительные исследования и их результаты» – названия дополнительных методов и методик с включением в протокол комплексного психологического обследования их результатов;
пункт 5«Признаки нервно-психической неустойчивости» – наличие или отсутствие нервно-психической неустойчивости (дезадаптации) и черты характера (тип личности, акцентуации).
Протокол завершается выводом, где формулируются качества личности, которые могут оказать потенциально негативное, или, напротив, позитивное влияние на дальнейшую профессиональную деятельность обследуемого в качестве судьи.
Третья страница протокола комплексного психологического обследования представляет собой заключение (психологическую характеристику), включая отдельные психофизиологические показатели. В заключении фиксируются наиболее яркие характерологические свойства испытуемого, особенности мышления, интеллектуального уровня, личностные черты, коммуникативные качества, организаторские способности и др., отмечаются предполагаемые сильные и слабые стороны обследованного как будущего судьи. Отсутствие или слабое развитие у кандидата определенных свойств не всегда является противопоказанием к работе судьей (если только речь идет не о морально-нравственных качествах). Заключение должно содержать развернутую психологическую характеристику кандидата и не должно содержать выводы о «пригодности», «соответствии» и т.п. Обязательными для описания являются:
Внимание – способность к концентрации внимания (очень низкая, неудовлетворительная, умеренная, в пределах нормы, хорошая, отличная, превосходная) и причины низких показателей (истощаемость, низкая помехоустойчивость).
Память – вид исследованной памяти (кратковременная (оперативная) или долго временная память), способ запоминания (механическое запоминание, смысловая память, ассоциативная память, зрительная память) и уровень (очень низкий, низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, очень высокий).
Уровень и особенности интеллекта – уровень средний (высокий, низкий); имеет аналитический ум, обладает средней (высокой, низкой) способностью логически мыслить, средняя (высокая, низкая) способность к освоению новых знаний, стиль обработки информации, соответствует (не соответствует) полученному образованию и жизненному опыту. Другие особенности интеллектуальной сферы.
Эмоциональная сфера – изменение продуктивности нервно-психических процессов в условиях эмоционального напряжения (в условиях эмоционального напряжения способен к мобилизации, эмоционально устойчив, эмоциональная устойчивость снижена, эмоционально неустойчив).
Самооценка – адекватная, неадекватно завышенная (явно переоценивает свои возможности, недостаточно критичен в оценке собственных возможностей), неадекватно заниженная, повышенно критичен (некритичен) в оценке собственных возможностей, склонен к самоуничижению.
Мотивация к замещению должности судьи – утилитарно-корыстные цели (преобладающее желание улучшить свое материальное положение и т.п.), желание самоутверждения, получение властных полномочий и т.д.
Коммуникативные качества – общителен (замкнут), предпочитает групповую (индивидуальную) деятельность, легко (трудно) устанавливает контакты, в общении активен (пассивен), вежлив (груб), знает (не знает) и соблюдает (не соблюдает) правила общения.
Эмоционально-волевые качества – настроение ровное (неадекватно приподнятое, приподнятое, свойственна смена настроения, настроение угнетенное, сменяющееся безразличием); незначительные неприятности сильно огорчают, легко раздражается по любому поводу, склонен к фиксации внимания на малозначимых проблемах; склонен к сопереживанию (эмоционально холоден).
Самообладание развито (в сложных ситуациях легко владеет собой, внешнее спокойствие в сложных ситуациях требует усилий, не всегда контролирует свое поведение, совершает поступки, о которых потом жалеет, с трудом подавляет вспышки гнева, не владеет собой).
Целеустремленность (устойчиво придерживается принятого решения), часто изменяет принятые решения, не целеустремлен (не ставит определенных целей).
Настойчивость (способен преодолевать препятствия и трудности в достижении цели), не настойчив (пасует перед трудностями в достижении цели).
Решительность (решение принимает сразу, без сомнений), долго сомневается в правильности принятых решений, не решителен (избегает принятия решений).
Самостоятельность (умеет без посторонней помощи провести анализ ситуации, выделить проблему, найти пути ее решения и осуществить их), не самостоятелен (нуждается в посторонней помощи при решении проблем).
Другие личностные качества – особенности личности, не вошедшие в другие разделы, например, система интерперсональных отношений, поведенческие реакции в различных ситуациях.
Направленность личности – социальные и поведенческие установки (придерживается общепринятых норм поведения, склонен к асоциальному (антисоциальному) поведению, контакты с асоциальной средой); ведущие ценностные ориентации и установки (например, наличие экстремистских, националистических или ярко выраженных, в особенности нестандартных, религиозных убеждений).
Дополнительно описываются выявленные при обследовании негативные данные (психопатологическая наследственность, перенесенные суицидальные попытки, неадекватные поведенческие реакции, склонность к алкоголизации, факты употребления психоактивных веществ), а также другая информация, оказавшая негативное влияние на вывод психолога о профессионально-психологической подготовленности кандидата.
В выводах должны быть отчетливо, ясным и понятным для неспециалиста языком сформулированы качества личности, которые могут оказать потенциально негативное, или, напротив, позитивное влияние на дальнейшую профессиональную деятельность кандидата на должность судьи. Необходимо избегать употребления терминов, требующих специального психологического образования.
Копия заключения (психологической характеристики) кандидата на должность судьи представляется в квалификационную коллегию судей субъекта РФ в виде заключения, озаглавленного «Результаты психологического обследования».
Приложение 4. Перечень обязательных и дополнительных методов для выполнения психологического обследования кандидатов на должность судьи
Обязательные для использования методики:
тест «Стандартизованный метод исследования личности» (СМИЛ), адаптированный Л.Н. Собчик; «Методика многостороннего исследования личности» (ММИЛ), адаптированная Ф.Б. Березиным;
тест Векслера;
8-цветовой тест М. Люшера, ИТО, ЦТО, цветовые метафоры;
методика 10 слов, таблицы Шульте
Дополнительными методикамислужат: тест Розенцвейга; тест межличностных отношений Лири; тест Гилфорда; кольца Ландольта
Примечание: для проведения психологического обследования председателей судов и заместителей председателей судов рекомендуется использовать 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF).
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология