Требования к освоению содержания дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны:
знать:
юридико-психологическую характеристику личности с учетом возраста;
основы психологического подхода к изучению личности, группы людей, деятельности;
условия и психологические факторы формирования личности преступника и мотивации криминального поведения,
основания назначения судебно-психологической экспертизы по уголовным делам и гражданско-правовым спорам;
психологические основы установления психологического контакта и доверительных отношений, предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юриста;
психологические особенности профессиональной деятельности юристов, психологические условия формирования профессионального мастерства и профессиональной деформации личности юриста, пути преодоления профессионально-нравственной деформации;
уметь:
соотносить психологические особенности личности и нормы отдельных статей ГК РФ, СК РФ, УК РФ, касающиеся прав и обязанностей личности с учетом возраста;
применять методики психологического изучения личности и группы (коллектива);
устанавливать психологический контакт с гражданами в ходе профессионального общения, анализировать межличностные конфликты;
применять психологические методы анализа противоправной деятельности и психологические приемы раскрытия преступлений;
оценивать научную обоснованность выводов судебного психолога-эксперта и психолога-специалиста в тексте экспертного заключения;
владеть:
навыками наблюдения и приемами диагностики психологических особенностей собеседника в ходе профессионального общения;
навыками профессионального общения с целью оказания консультационной юридической помощи;
навыками анализа конфликтных ситуаций профессионального общения с целью их разрешения и осуществления посредничества;
приемами обеспечения личной безопасности в экстремальных ситуациях;
навыками саморегулирования образа жизни с учетом требований норм этики и закона;
навыками предупреждения развития негативных психических состояний и профессиональных деформаций личности.
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в правоприменительной деятельности:
способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
в экспертно-консультационной деятельности:
способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Учебная дисциплина «Юридическая психология» относится к циклу профессиональных дисциплин (вариативная часть) подготовки бакалавров. Она имеет междисциплинарные связи со следующими учебными дисциплинами: по темам 2, 3, 4 – с философией, по теме 3 – философией, гражданским, семейным и уголовным правом, по теме 5 – политологией, теме 6 – криминалистикой, по теме 7 – основами судебно-экспертной деятельности, уголовным и гражданским правом, по теме 8 – профессиональной этикой, основами медиации.
Дисциплина изучается в одном семестре и завершается зачетом. Перечень вопросов для подготовки к зачету содержится в настоящем УМК.
В качестве основных учебных пособийдля изучения курса рекомендуются:
*Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.– М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
Хамидова И.В. Юридическая психология: Учебное пособие.– М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. (электронный ресурс http://znanium.com).
Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
*Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.– Н. Новгород, 2009.
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология