К теме 4
Задание. Ответьте на вопросы опросника «Психологические защиты личности». Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Какие ошибки в оценке ситуаций и других людей вы чаще допускаете (по результатам теста)?
Диагностика психологических защит личности
Инструкция. Прочитайте утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и характера. Решите, верны ли они по отношению к Вам. Не тратьте времени на раздумье, используйте тот ответ, который первым пришел в голову. Если Вы решили, что утверждение верно, поставьте знак «+». Если утверждение по отношению к Вам неверно – «-». Утверждение, которое Вы не можете оценить по отношению к себе как верное, следует признать неверным.
Текст опросника
Я человек, с которым легко поладить.
Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.
Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.
Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.
Мне противны непристойные кинофильмы.
Я редко помню свои сны.
Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.
Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.
Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.
В своих фантазиях я всегда главный герой.
У меня не очень хорошая память на лица.
Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.
Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.
Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.
Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я испытываю желание ответить тем же.
Многое во мне восхищает людей.
Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.
Иногда, без всякой причины, на меня нападает упрямство.
Друзья почти никогда не подводят меня.
Мне случалось думать о самоубийстве.
Меня оскорбляют непристойные шутки.
Я всегда вижу светлые стороны вещей.
Я ненавижу недоброжелательных людей.
Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-либо сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.
Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.
Я склонен к излишней импульсивности.
Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.
Я ни к кому не отношусь с предубеждением.
Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.
Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.
Иногда мне хочется увидеть конец света.
Порнография отвратительна.
Когда я чем-нибудь расстроен, я много ем.
У меня нет врагов.
Я не очень хорошо помню свое детство.
Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.
В своих фантазиях я совершаю великие поступки.
В большинстве своем люди раздражают меня, так как они слишком эгоистичны.
Прикосновение к чему-то склизкому вызывает у меня отвращение.
У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.
Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.
Мне требуется много времени, чтобы разглядеть плохие качества в людях.
Когда читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.
Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.
Я испытываю сильную потребность в комплиментах.
Сексуальная невоздержанность отвратительна.
Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.
Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.
Когда я вижу кого-нибудь в крови, это почти никогда не беспокоит меня.
В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи друзей.
Большинство окружающих считают меня очень интересным.
Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.
Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.
Я часто склонен противоречить людям.
Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.
По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.
В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.
Когда я не могу справиться с чем-либо, я готов заплакать.
Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.
Когда кто-то толкает меня, я испытываю негодование.
То, что мне не нравится, я выбрасываю из головы.
В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.
Я терпеть не могу людей, которые всегда оказываются в центре внимания.
Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.
В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.
Меня не слишком раздражает детский плач.
Я бываю так сердит, что мне хочется крушить все вокруг.
Я всегда оптимистичен.
Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.
Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.
Я часто испытываю чувство ревности.
Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.
Неприятно, что людям, как правило, нельзя доверять.
Я готов делать все, чтобы произвести хорошее впечатление.
Я никогда не был панически напуган.
Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.
Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.
Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.
Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.
Я никогда не позволяю себе терять самообладание.
Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.
Кажется, некоторые мои знакомые завидуют моему умению жить.
Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.
Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.
Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.
Когда я расстроен, я невольно поступаю как ребенок.
Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
Когда я бываю в отъезде, и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.
Когда я слышу о жестокостях, это не слишком трогает меня.
Я легко переношу критику и замечания.
Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.
Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.
К счастью, у меня меньше проблем, чем у большинства людей.
Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.
Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.
Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.
Обработка и анализ результатов опросника. Подсчитайте количество баллов по каждому показателю:
1) отрицание (номера утверждений): 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94 (всего 13 утверждений);
2) подавление: 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89 (всего 12).
3) регрессия (номера утверждений): 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95 (всего 14);
4) компенсация: 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74 (всего 10);
5) проекция: 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96 (всего 13);
6) замещение: 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97 (всего 13);
7) рационализация: 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87 (всего 12);
8) противодействие: 5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79 (всего 10).
Число положительных ответов по каждому показателю разделите на число вопросов в нем. Высокое значение показателя говорит о доминировании данного вида защитных механизмов. Описание защит см. ниже.
«Отрицание» – защитный механизм, с помощью которого осуществляется отказ от сознательно непереносимых мыслей, желаний, фактов и поступков. Реальное оказывается как бы несуществующим или преобразуется так, что больше не является болезненно переживаемым. Эта защита в конструктивном ее варианте напоминает самовнушение благоприятного эмоционального настроя и надежды на лучшее, а в деструктивном – может приводить к игнорированию имеющихся проблем и отказу от их решения. Если «вытеснение» направлено вовнутрь, то «отрицание» – вовне. Повышенная внушаемость и доверчивость связаны с действием данного механизма, за счет которого у социального окружения отрицаются нежелательные, внутренне неприемлемые черты, свойства или негативные чувства к субъекту. Отрицание как механизм психологической защиты реализуется при разнообразных конфликтах и характеризуется искажением восприятия действительности.
«Подавление» – вытеснение неприемлемых побуждений, желаний и мыслей из сознания в бессознательное. Вытесненное не разрушается, а при ослаблении механизма подавления вызывает чувство тревоги и включение других защитных механизмов. Проявляется в забывании, игнорировании очевидных фактов неправильного поведения или симптомов болезни, а при умеренной выраженности – в уменьшении отрицательного воздействия окружения.
«Регрессия» – возврат к детским формам поведения при реагировании на проблемы, обусловленные внешними обстоятельствами и внутренними конфликтами. Как и любой механизм защиты, становится препятствием для личностного роста. Проявлением этого способа защиты является стремление «забыться» с помощью алкоголя или психоактивных веществ.
«Компенсация» – механизм восполнения реальной или воображаемой неполноценности. Включает стремление к замещению неудач в одной области за счет успеха в другой, к достижению успеха в том, что было наиболее трудным, фантазирование, идентификацию со значимыми лицами.
«Проекция» – приписывание другим людям своих неприемлемых мыслей, чувств, намерений. Проявляется в приписывании вины за недостатки или промахи кому- или чему-нибудь, стремлении найти в своем окружении то, что будет соответствовать душевному состоянию.
«Замещение» (перенос) – бессознательный механизм, при котором недосягаемая или неприемлемая цель или объект заменяются сознательно более приемлемыми. Чувство переносится с актуального объекта на заменитель. Так, истинный объект враждебности замещается гораздо менее угрожающим для субъекта.
«Рационализация» – субъективно приемлемое объяснение поведения и событий, нахождение т. н. объективных причин (при этом подлинные причины могут оставаться неосознанными). Тем самым утверждается чувство собственного достоинства и снижается переживание вины.
«Противодействие осознанию» – такие черты характера или установки, которые противоположны содержанию бессознательного, обеспечивают защиту от осознания неприемлемых переживаний. Противодействие особенно заметно в социально одобряемом поведении, которое при этом выглядит преувеличенным и негибким. Например, женщина, испытывающая тревогу в связи с собственным выраженным сексуальным влечением, может стать непреклонным борцом с порнографическим фильмами, писать письма протеста в кинокомпании, выражая сильную озабоченность деградацией современного киноискусства. Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от своих собственных гомосексуальных побуждений.
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология