I. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации определяют порядок организации и проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи. Психологическое, обследование кандидата на должность судьи осуществляется в целях обеспечения деятельности квалификационных коллегий судей в части представления им наиболее полной и достоверной информации о личности кандидата на должность судьи. В ходе психологического обследования проводится комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на выявление конституциональных, социальных, психогенных и соматогенных факторов, значимых для развития состояний психической дезадаптации*(2), ведущих к преждевременной утрате здоровья и препятствующих дальнейшей успешной профессиональной деятельности судьи.
Основными задачами психологического обследования кандидата на должность судьи являются:
экспертный анализ индивидуально-психологических особенностей личности, оказывающих как потенциально благоприятное, так и потенциально негативное влияние на работу в должности судьи;
выявление среди кандидатов на должность судьи лиц с нервно-психической неустойчивостью, находящихся в состоянии дезадаптации;
выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также злоупотребляющих психоактивными веществами*(3);
оформление и представление в соответствующую квалификационную коллегию судей заключения по результатам психологического обследования кандидата на должность судьи.
Психологическое обследование кандидата на должность судьи осуществляют психологи (специалисты с высшим психологическим образованием или высшим медицинским образованием, обладающие практическим опытом работы в области психодиагностики и психологической коррекции*(4)), работающие на штатных должностях в отделах кадров (кадровых подразделениях) верховных судов республик, краевых, областных и равных им судов, а также управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
В своей деятельности психологи, осуществляющие психологическое обследование, руководствуются настоящими Методическими рекомендациями и обязаны неукоснительно соблюдать нормы профессиональной этики.
Ответственность за организацию психологического обследования возлагается на руководителя отдела кадров (кадрового подразделения) верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Психолог, непосредственно осуществляющий психологическое обследование, несет ответственность за проведение, добросовестность и обоснованность заключения по результатам психологического исследования личности кандидата на должность судьи.
Содержание заключения, составленного по результатам психологического обследования кандидата на должность судьи, является конфиденциальной информацией, не подлежащей разглашению. По факту разглашения данной информации проводится служебное расследование.
Деятельность по проведению психологического обследования осуществляется в соответствии с планами, разработанными руководителем отдела кадров (кадрового подразделения) верховного суда республики, краевого, областного и равного им суда, управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации и утвержденными соответствующими распорядительными документами председателя суда и начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.
Обобщенные сведения о проведении психологических обследований в субъекте Российской Федерации представляются по утвержденным формам в Управление государственной службы и кадрового обеспечения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
- Приволжский филиал
- Содержание
- 1. Введение
- Требования к освоению содержания дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Тематический план дисциплины
- 4. Программа учебной дисциплины1
- Тема 2.2. Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере
- Тема 2.3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение
- Тема 2.4. Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка.
- Раздел 3. Судебная психологическая экспертиза
- Тема 3.1. Судебная психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация
- Тема 3.2. Предметные виды судебной психологической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Раздел 4. Криминальная психология
- Тема 4.1. Психолого-правовая характеристика криминальной личности
- Тема 4.2. Психологические механизмы преступного деяния
- Тема 4.3. Психология группового преступного поведения
- Тема 4.4. Криминальная субкультура
- Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности
- Тема 5.1. Психология личности юриста
- Тема 5.2. Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая)
- Тема 5.3. Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности
- Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства
- Тема 6.1. Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве
- Тема 6.2. Психологические особенности коммуникации в судебном заседании
- Тема 1. Предмет, система и методы юридической психологии План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для подготовки к семинарскому занятию
- Литература
- Тема 2. Познавательные психические процессы План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 3. Психология личности и индивидуальных различий План занятия (8 часов)
- Темы докладов и сообщений
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Литература
- Тема 4. Личностная регуляция поведения План занятия (4 часа)
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Тема 5. Психология малых групп План занятия (4 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- Андреева г.М. Социальная психология.– м., 1996.
- Тема 6. Психология личности преступника и противоправного поведения
- Тема 7. Судебно-психологическая экспертиза по уголовным делам и гражданско-правовым спорам
- Тема 8. Психология профессиональной деятельности юриста План занятия (3 часа)
- Задание для проведения занятия в интерактивной форме
- Темы докладов и сообщений
- Литература
- 1. «Дорожное происшествие»
- 2. «Очевидец»
- 3. Рефлексивное управление
- К теме 3
- Текст опросника
- Психологический портрет сангвиника
- Психологический портрет холерика
- Психологический портрет меланхолика
- Психологический портрет флегматика
- К теме 4
- К теме 5
- К теме 5
- Задание 1. Общая оценка психологического климата коллектива
- Диагностика внутреннего состояния собеседника по внешним признакам поведения1
- К теме 6
- Мотивация преступного поведения1
- К теме 7
- К теме 8
- Анализ результатов теста и ключевые вопросы
- К теме 8 Опросник «Адаптивность»1
- Задание. Доверительность
- 7. Примеры тестовых заданий
- 9. Вопросы для подготовки к зачету
- 10. Приложение Приложение 1 Примерная тематика рефератов
- Приложение 2 Методические рекомендации по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи1
- I. Общие положения
- II. Основные психологические особенности профессиональной деятельности судей
- 1. Правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения
- 2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи
- 3. Нестандартный творческий характер деятельности судьи
- 4. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность судьи
- III. Организация психологического обследования
- Приложение 1. Направление на психологическое обследование № _______
- I. Психологический анамнез жизни
- II. Характеристики, выявленные в ходе обследования
- По результатам комплексного психологического обследования
- Приложение 5. Перечень методов, методик и способов, рекомендуемых для проведения психологического обследования кандидатов на должность судьи
- Юридическая психология