logo
Города 100-250 / Воткинск_63025

1.15. Доходы населения

Положительная динамика развития экономики в рамках реализации Программы социально-экономического развития города Воткинска на 2006-2009 годы способствовала улучшению показателей, характеризующих уровень жизни населения города.

Основным инструментом для измерения благосостояния общества являются денежные доходы населения. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 21% в 2006 году до 18% в 2009 году.

Увеличение денежных доходов населения в значительной мере было обусловлено стабильным ростом в 2006-2008 годах среднемесячной заработной платы. Начиная с 2009 года, наметилась тенденция снижения темпов роста заработной платы, которая в 2009 году составила 14129 рублей. Вместе с тем, за четыре года реализации Программы среднемесячная заработная плата по городу выросла в 2 раза.

Этому во многом способствовала работа по легализации «теневой» заработной платы, которая в отчетный период была одним из приоритетных направлений деятельности Администрации города Воткинска.

В соответствии с рекомендациями Коллегии министерства экономики Удмуртской Республики, с целью проведения целенаправленной работы совместно с федеральными и республиканскими органами власти по вопросам своевременности и полноты оплаты труда, соблюдения трудовых прав граждан и законодательства об обязательном пенсионном и социальном страховании, Постановлением главы Администрации от 31 декабря 2005 года № 3681 при Администрации города Воткинска создана и работает комиссия по проблемам выплаты заработной платы, в состав которой, помимо работников Администрации, вошли представители налоговой инспекции, пенсионного фонда и прокуратуры. Аналогичная комиссия работает и при налоговой инспекции города Воткинска. Данные комиссии работают в полном взаимодействии друг с другом.

За 2009 год Администрацией города и налоговой инспекцией проведено 44 совместных заседания комиссии по легализации «теневой» заработной платы, было заслушано 390 налогоплательщиков, в том числе 170 юридических лиц и 220 индивидуальных предпринимателей. При этом, за 2009 год на комиссиях заслушано налогоплательщиков на 138 больше, чем за 2008 год.

Большую работу по организации проведения совместных комиссий проводит налоговая инспекция. Налоговые органы проводят тщательный анализ финансово-хозяйственной деятельности, составляют списки работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности.

В первоочередном порядке на комиссии приглашаются работодатели, выплачивающие заработную плату ниже величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.

На заседаниях комиссии с работодателями проводится воспитательная и разъяснительная работа, выясняется, у кого из налогоплательщиков низкая заработная плата обусловлена объективным результатом хозяйственной деятельности в условиях кризисной экономической ситуацией в стране, а у кого – результатом использования «схем» уклонения от налогов.

Многие налогоплательщики на заседание комиссии приходят уже подготовленными: с приказами и новыми штатными расписаниями, подтверждающими повышение заработной платы. Некоторые письменно сообщают о принятых мерах по повышению заработной платы.

По последним данным, 115 налогоплательщиков, вызванных на комиссию, уже повысили заработную плату, и она соответствует среднеотраслевой заработной плате или превышает прожиточный минимум.

Проводимая работа по легализации «теневой» заработной платы сопровождается информационной компанией. Кроме того, вопросы своевременности и полноты оплаты труда регулярно поднимаются на совещаниях с руководителями предприятий и организаций, предпринимателями, на заседаниях территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Помимо воспитательной и разъяснительной работы, реализуются и экономические меры, стимулирующие работодателей декларировать реально выплачиваемую заработную плату, а также повышать ее уровень.

Основными мотивами для работодателя повышать заработную плату работников и выводить ее из «тени» являются:

- предоставление права применения понижающего коэффициента при расчете единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату не ниже прожиточного минимума по Удмуртской Республики.

- предоставление различных видов поддержки организациям, выплачивающим заработную плату не ниже прожиточного минимума и среднеотраслевой.

Реальный уровень заработной платы характеризуется не только ее размерами, но и регулярностью получения. На крупных предприятиях города, а также в муниципальных учреждениях, финансируемых из бюджета муниципального образования «Город Воткинск», на протяжении уже многих лет задолженность по заработной плате отсутствует.

На основании постановления Прави­тельства Удмуртской Республики от 27октября 2008 года № 254 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Удмуртской Республики», с1 января 2009 года в муниципальных учреждениях, финансируемых из городского бюджета,постановлением Администрации введена новая система оплаты труда.

В целях обеспечения минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, основных государственных гарантий по оплате труда работников бюджетных учреждений, Администрацией города ежемесячно осуществлялся мониторинг реализации выше указанных постановлений Правительства Удмуртской Республики и Администрации города Воткинска.

В целях обеспечения социальной защиты работников, развития социального партнерства, согласования действий по предотвращению трудовых споров в городе создана трехсторонняя комиссия. Между Администрацией города Воткинска, координационным советом профсоюзных организаций и объединением работодателей города Воткинска на период 2007-2009 годы было заключено территориальное трехстороннее соглашение.

На заседаниях трехсторонней комиссии регулярно рассматривались вопросы увеличения заработной платы с учетом индекса потребительских цен, соблюдения сроков выплаты заработной платы.