logo
Города 100-250 / Воткинск_63025

1.21. Бюджетная политика

Реализация бюджетной политики в 2006–2009 годах была направлена на достижение целей и задач, определённых Программой социально-экономического развития города Воткинска на 2006–2010 годы. Реализация мероприятий Программы позволила закрепить результаты прошлых лет и создать условия для дальнейшего развития по основным направлениям социально-экономического развития города.

Основным инструментом достижения запланированных результатов Программы социально-экономического развития города является проводимая бюджетная политика.

Задачи бюджетной политики определены в основном финансовом документе – Бюджете муниципального образования, а его исполнение является одним из важнейших условий экономического и социального развития города. За 2006–2009 годы принятые Бюджетом обязательства исполнялись в полном объёме.

С 2006 года в городе в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлён переход к среднесрочному бюджетному планированию. Ежегодно разрабатывается среднесрочный финансовый план на три предстоящих года, чем обеспечивается стабильность и предсказуемость бюджетной политики.

Реализована установленная федеральным законодательством обязанность органов местного самоуправления вести на постоянной основе реестры расходных обязательств соответствующих бюджетов в целях учёта и анализа расходных обязательств, повышения прозрачности бюджетного процесса, обоснованности правовой базы бюджетных расходов и их ориентации на выполнение законодательно определённых функций.

С целью контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учёта, взыскания и принятия решений о возврате излишне уплаченных платежей, являющихся доходами бюджетов, внедрён институт администрирования доходов бюджетной системы.

С 01 января 2005 года появились новые участники бюджетного процесса – администраторы доходов. Налажен учёт по администрированию платежей. Все налоговые и неналоговые доходы закреплены за главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, осуществляющими функции контроля, учёта и начисления платежей.

Динамичное развитие экономики города позволило обеспечить рост поступлений налоговых доходов и неналоговых доходов в бюджет города с 2006 по 2009 год на 50%.

Вместе с тем, начавшийся экономический кризис негативно отразился на доходной базе городского бюджета. Исполнение бюджета в 2009 году происходило в сложных экономических условиях. Последствиями экономического кризиса стало закрытие отдельных предприятий частного бизнеса, сокращение рабочих мест на крупных промышленных предприятиях. В связи с этим, план поступления собственных доходов корректировался в течение года дважды и снижен на 13 млн. рублей.

Основное невыполнение сложилось по налогу на доходы физических лиц - 36,8 млн. рублей. На это повлияло, как снижение темпов роста оплаты труда в связи со сложной финансовой ситуацией, так и систематические неплатежи данного налога. Вместе с тем, по отдельным видам платежей получены сверхплановые доходы.

Структура поступлений за истекший период существенно не изменилась. Основной удельный вес в собственных доходах имеет налог на доходы физических лиц, он увеличился с 41,8% в 2006 году до 58,5% в 2009 году. С 17,5% до 12,3% снизилась доля имущественных налогов (земельного налога и налога на имущество физических лиц). Доходы от использования и реализации муниципального имущества снизились с 24,6% в 2006 году до 19% в 2009 году.

Доля собственных доходов бюджета за период с 2006 по 2009 существенно не изменилась и составляла 53% - 54%. Однако, в 2009 году сумма собственных доходов по отношению к 2008 году снизилась на 2,7%.

Вместе с тем, в 2009 году в городе собрано 3,5 млрд. рублей налогов - на 19% больше, чем в 2008 году. В городской бюджет из этой суммы поступило всего 398 млн. рублей, или 11%. Для сравнения: в 2008 году в городе оставалось 13%, а в 2006 году - 16%. Таким образом, доля налогов, остающихся в городе, с каждым годом снижается.

В настоящее время складывается просто парадоксальная ситуация: предприятия в городе работают с прибылью, а налог с прибыли получают вышестоящие бюджеты. Выходит, что местное самоуправление экономически не заинтересовано в прибыльной работе городских предприятий.

Сложная экономическая ситуация и проблемы с исполнением бюджета в 2009 году повлияли на рост кредиторской задолженности. Если по состоянию на 1 января 2006 года кредиторская задолженность бюджета составляла 20 млн. рублей, на 1 января 2010 года она возросла до 64,5 млн. рублей. Впервые за многие годы появилась просроченная кредиторская задолженность.

Структура расходов бюджета в отчетный период приобретала все большую социальную направленность. Основная сумма расходов - это расходы на социальную сферу - 75% -77%.

Бюджет города является бюджетом текущего содержания. Однако, если в 2006-2008 годах удавалось из городского бюджета выделять средства на развитие: капитальный и текущий ремонт учреждений, газификацию, водоснабжение, приобретение техники, то бюджет 2009 года стал не просто бюджетом текущего содержания, а бюджетом выживания.

На выплату заработной платы работникам бюджетной сферы в 2009 году было направлено 52,3% от общей суммы расходов бюджета (в 2008 году - 48%). Однако, несмотря на финансовые трудности, за отчетный период задержек заработной платы не допускалось.

В городе реализуются мероприятия, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов. Расходы осуществляются в соответствии с заключенными договорами (муниципальными контрактами) с учётом требований Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на основании представленных подтверждающих документов о выполнении работ, услуг и поставок товаров. Закупки товаров, работ, услуг за счёт бюджетных средств осуществляются на основе договоров, заключенных на конкурсной основе.

В целях увеличения доходной базы бюджета совместно с налоговой инспекцией проводилась целенаправленная работа по инвентаризации и учету законченных строительством объектов, что позволит увеличить поступления в бюджет от земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Город Воткинск с 2002 года работает в режиме казначейского исполнения бюджета, наиболее эффективном с точки зрения проведения бюджетных платежей и предупреждения нецелевого использования бюджетных средств. В управлении финансов Администрации города Воткинска всеми бюджетными учреждениями, финансируемыми из городского бюджета, открыты лицевые счета.

В рамках реализации Программы социально-экономического развития города Воткинска на 2006–2010 годы в соответствии с поставленными задачами были достигнуты следующие результаты:

обеспечен стабильный ежегодный рост доходов городского бюджета за счёт оптимального использования налогового потенциала, созданы стимулы для устойчивого развития производства, инновационной и инвестиционной деятельности;

размер дефицита бюджета города в 2006–2009 годах не превышал установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации предела в 10% объёма доходов бюджета города без учёта безвозмездных поступлений;

объём муниципального долга муниципального образования «Город Воткинск» в 2006–2009 годах не превышал объёма собственных доходов бюджета города, что позволило обеспечить соответствие между бюджетными ресурсами и расходными полномочиями;

с целью внедрения новой организации бюджетного процесса, а именно модели бюджетирования, ориентированного на результат, в городе обеспечена реализация городских целевых и ведомственных программ. За период с 2006 по 2009 год финансирование городских целевых программ увеличилось в 4 раза и в 2009 году составило 5,2 млн. рублей.