logo
Трудове право (Кучмий)

4. Понятие безработного и его правовой статус

Гражданину, зарегистрированному в ГСЗ, на протяжении семи календарных дней подбирается подходящая работа.

Подходящая работа – работа, которая соответствует образованию, специальности, квалификации и предоставляется работнику в той местности в которой он проживает. Зарплата должна соответствовать уровню, которую работник имел на предыдущем месте работы, не ниже уровня, который сложился в отрасли за минувший квартал.

При предложении подходящей работы учитывается:

Для граждан, которые впервые ищут работу и не имеют профессии, подходящей считается:

Для граждан, которые желают восстановить трудовую деятельность после перерыва более одного года:

- работа, которая требует предварительной подготовки или переподготовки или повышения квалификации, а в случае невозможности предоставления – другая оплачиваемая работа по смежной специальности.

В случае невозможности предоставления гражданину работы на протяжении более 6-и месяцев подходящей считается работа, которая требует изменения профессии с учетом здоровья и возможностей и предыдущего образования.

Решения о предоставлении статуса безработного с одновременным предоставлением помощи по безработице принадлежит СЗ по личному заявлению с восьмого дня после регистрации в службе занятости по месту проживания, в случае если на протяжении семи дней не было предложено ему подходящей работы.

Правовой статус безработного определяется ст.2 ЗУ «О занятости населения».

Безработный – это трудоспособный гражданин трудоспособного возраста, который в связи с отсутствием работы не имеет заработка или других доходов и зарегистрированный в ГСЗ, и готовый и способный приступить к подходящей работе.

Трудоспособным считаются граждане возрастом женщины от 16 до 55 лет, мужчины от 16 до 60 лет.

Для получения статуса безработного гражданин обязан:

  1. не позднее седьмого дня после увольнения с предыдущего места работы лично подать заявление в службу занятости о предоставлении ему статуса безработного;

  2. заявление о том, что он не имеет заработка или предусмотренных законом доходов;

  3. решение принимается приказом службы занятости и оформлением персональной карточки учета, с которой гражданин должен ознакомится под расписку.

Не могут быть признаны безработными (ст.2 ):

Лицам, зарегистрированным в ГСЗ на общих основаниях и получившим статус безработных:

Гарантированные выплаты:

Лица, зарегистрированные в ГСЗ на льготных основаниях (ст.26) выплаты производятся в размере:

100% средней заработной платы на последнем месте работы на протяжении 60 дней;

в размере 75% - 90 дней;

в размере 50% - 210 дней;

Если льготные категории граждан не зарегистрировались в СЗ в установленный законом срок, они лишаются льгот предусмотренных п.1 ст.26, и условия и выплаты производятся на общих основаниях (ст.28-29)

Материальная помощь по безработице (ст.31):

Лица, достигшие 18 лет и зарегистрированные как безработные, получают помощь по безработице и не могут быть трудоустроены в связи с отсутствием подходящей работы, могут получить беспроцентный кредит за счет государственного фонда содействия занятости для занятия предпринимательской деятельностью.

Обязанности СЗ:

1.Анализ и прогноз спроса предложения на рабочую силу;

2.Консультация граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силою;

3. Вести учет наличия свободных мест и граждан, обратившихся по вопросам трудоустройства;

4.производить помощь гражданам в подборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых кадров;

5.В случае необходимости организовать проф.подготовку или направить в другие учебные учреждения;

6.Оказывать услуги по трудоустройству уволенным работникам и незанятому населению;

7.Регистрация безработных и оказание им помощи в пределах своей компетенции, в том числе и денежную;

8.Участвовать в подготовке перспективных программ занятости населения.

Права СЗ:

1.получать от работодателя наличие вакантных рабочих мест, информацию об уволенных и принятых работников, а также информацию об ожидаемых изменениях в производстве, которые могут произвести к высвобождению работников;

2.разрабатывать и вносить предложения на рассмотрение местных исполкомов о квотировании рабочих мест для не конкурентоспособных граждан;

3.направлять на трудоустройство граждан, при наличии у работодателя свободных мест, которые обратились в СЗ;

4.направлять безработных по их желанию на общественные оплачиваемые работы;

5.применять штрафные санкции к предприятиям в случае нарушения ими сроков предоставления данных об увольнении работников в связи с изменениями в производстве;

6.компенсирование до 50% затрат предприятий на переподготовку работников, которые подлежат увольнению в связи с изменениями в производстве в случае их трудоустройства