logo search
Учебное пособие Конспект лекций ПСО

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что следует понимать под социальным обслуживанием?

  1. Какие нормативные акты регулируют вопросы социального обслужи­вания?

  1. Каковы порядок направления и условия содержания престарелых и ин­валидов в учреждениях социальной защиты населения?

  2. Раскройте понятие срочной и консультативной помощи для престаре­лых и инвалидов.

Тема 13-2

Меры социальной поддержки граждан

Учебные вопросы:

1. Меры социальной поддержки граждан.

2. Льготы для инвалидов

1. Меры социальной поддержки граждан

Понятие льгот

Под льготами обычно понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жиз­ненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенси­ровать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуаль­ного развития, реализации ими конституционных прав.

Вопрос отнесения льгот к социальному обслуживанию не явля­ется однознач­ным. При анализе данной проблемы следует учиты­вать, что сама система норм социального обеспечения как отрасли права еще не сформирована полностью, нет однозначного подхода к определению ее структуры.

В этой связи убедительным представляется мнение Е. Г. Крыла­тых по вопросу правовой природы структуры права социального обеспечения как отрасли. «В теории права социального обеспече­ния — пишет она, — общепризнанным является, что исходным осно­ванием для объединения норм в институты особенной части служит вид предоставляемого обеспечения. Группа норм, объединенных в институт, детально регламентирует основания, порядок и размер предоставления конкретного вида обеспечения. Внутри института в определенную общность могут быть выделены специальные нормы, устанавливающие особенности в условиях и размерах предоставле­ния данного вида обеспечения для различных категорий субъектов. Как правило, эти нормы устанавливают более льготные условия пре­доставления вида обеспечения. Несмотря на свою относительную са­мостоятельность, нормы-льготы как часть входят в соответствующий институт».

Поскольку льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным эле­ментом этого отношения, связанного с видом обеспечения примени­тельно к различным категориям субъектов, объединение этих норм не является самостоятельным институтом права социального обес­печения. Выделение таких норм проводится по иным критериям, нежели деление норм права социального обеспечения на институты.

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки соци­ально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами ох­вачено почти 2 тысячи категорий на­селения. Закон «О социальной государственной помощи» делил все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, по­граничники, «силовики» бесплатно ездили на транспорте, не платили за комму­наль­ные услуги – все льготы отменены в соответствии с требованиями Феде­раль­ного закона № 122 – ФЗ от 22 августа 2004 года), льготы за особые заслуги (веете­ранам войны и труда, получившим звание Героя Советского Союза и Рос­сийской Федерации и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной под­держки).

Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они пре­дусматриваются в законах, указах и постановлениях Правитель­ства.

Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предо­ставления и субъектному составу их получателей. Думается, можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу.

Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает ком­пенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Мы бы сказали, что льготой можно назвать ком­пенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетво­рением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, напри­мер, по долгу службы (оплата проезда социальным работни­кам, милицио­нерам и др.), такая компенсация не является льготой.

В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наде­лении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное со­циальное обслуживание и др.

Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по со­циальному обеспечению является наступление объективно сущест­вующих жизненных обстоя­тельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потреб­ности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяя­ются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне.

Другим основанием для предоставления льгот выступает нали­чие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости и др., но и служит формой поощрения и признания заслуг перед об­ществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льго­ты можно назвать привилегиями. Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление ус­луг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать.

Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предо­став­ления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социаль­ной защи­ты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложе­нию, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торго­вому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому об­служиванию, санаторно-курортному лечению, обеспе­чению лекарст­вами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транс­портными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и усло­виям труда и др.

Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные на­логи, сборы пошлины для опреде­ленного круга лиц. Например, та­кая льгота установлена Федеральным законом «О внесении измене­ний и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» для определенного круга лиц (ст. 1).

Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14) неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показа­телей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курорт­ные организации. Для тех получателей путевок, которые по ка­кой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть более сориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социально­го обеспечения. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмо­циональные реакции в массовом сознании.

Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении — это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополни­тельной социальной защиты».

Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвали­дов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставление той или иной ус­луги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом обще­ства перед пожилыми гражданами. «Возложение на общество обя­занности содержать и поддерживать нетрудоспособных — это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость социаль­ного общества». Но если речь идет об обязанности общества, уме­стно ли говорить о льготах?

Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Ес­ли государство не будут оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная на­грузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей лично­сти, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития.

В законодательстве дифференциация льгот осуществляется по контингентам граждан, которым они предоставляются. Льготы в со­циальном обеспечении предо­ставляются ветеранам, инвалидам, де­тям, многодетным семьям, семьям, имею­щим детей-инвалидов, жертвам политических репрессий, бывшим несовершен­нолетним уз­никам фашистских концлагерей. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. Содержание этих льгот неоднородно по их экономической и соци­альной значимости.

Существенные изменения в систему льгот внес Федеральный за­кон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в зако­нодательные акты Российской Федерации и признании утративши­ми силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах органи­зации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с указанным Законом понятие «льготы» заменя­ется термином «меры социальной поддержки». Многие ранее суще­ствовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Феде­рации и ее субъ­ектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан.

Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной под­держке инвалидов и участников Великой Отечест­венной войны, бывших несовер­шеннолетних узников фашизма, ветеранов боевых действий, лиц, награжденных знаком «Житель бло­кадного Ленинграда», лиц, проработавших в годы Великой Отечест­венной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объ­ектах, членов семей умерших инвалидов и участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматри­вается воз­можность получения ежемесячного «социального пакета», (заменяющего бесплат­ный проезд, бесплатное обеспечение лекарст­венными средствами, а также санаторно-курортное лечение) в раз­мере 450 руб. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации.

К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по со­циальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов тру­да, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пен­сионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума.