logo
Учебное пособие Конспект лекций ПСО

Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости

Пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, но ряд обстоятельств может влиять на пенсионный возраст, снижая его.

К таким обсто­я­­тельст­вам могут относиться особые условия труда, связанные с опасностью, вред­ностью или тяжестью, медико-биоло­гические и социальные факторы (материнство, воспитание ребен­ка-инвалида, состояние здоровья), а также климатические условия жизни и труда.

Льготное пенсионное обеспечение берет свое начало еще с 1932г. Последую­щее за­конодательство разви­валось по принципу расширения оснований для сниже­ния пенсионного возраста. Наряду со спецификой труда учитывались отраслевые, медико-биологические и ре­гиональные факторы. В 1956г. были утверж­дены Списки № 1 и № 2 льготных профессий и должностей, которые почти не меня­лись вплоть до 1991г. Коли­чество рабочих мест, относимых в соответствии со Спис­ками к не­благоприятным условиям труда, не сокращалось, но улучшение усло­вий труда не отменяло пенсионные льготы.

Кабинет Министров СССР постановлением от 26 января 1991г. № 10 утвердил новые Списки № 1 и № 2. Эти списки были пролонгированы постановле­нием Совмина РСФСР от 2 октября 1991г. № 517 и действуют до настоящего времени в России. Одновременно за периоды работы до 1 января 2002г. применяются Списки № 1 и № 2 1956г. в соответ­ствии с постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2003г № 239.

Помимо Списков № 1 и № 2, в нашей стране имеют силу еще более 20 различ­ных списков и перечней производств, ра­бот, профессий и должностей, а также опре­де­ленных категорий ра­ботников, численность которых в целом в 2001г. состав­ляла более 5 млн. человек. Ежегодно на пенсионное обеспечение в связи с дос­рочным выходом на пенсию этих категорий трудящихся расходует­ся до 14% бюджета Пен­сионного фонда России.

Из получателей досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда 66,7% трудились в промышленности; 16,3 — на транспорте; 8,6 — на строительстве и око­ло 8% - в непроизводственных отрас­лях (здравоохранение, коммунальное хозяйство, бытовое обслужи­вание населения, конструкторские и научно-исследовательские уч­реждения).

В условиях сегодняшней экономики России, когда более 80% выпускаемой продукции и услуг не относится к государственному сектору экономики, применение ранее действовавшей системы льготного пенсионного обеспечения становится очень затруднитель­ным. Требуется переход к системе, предусматривающей ответствен­ность работодателя за условия труда работников, их улучшение ли­бо компенсацию их опасности, тяжести и вредности.

В ранее действовавшем пенсионном законодательстве система предоставления пенсий работникам ряда отраслей, профессий и должностей при льготном исчис­лении трудового стажа или при снижении установленного законом возраста выхода на пенсию была формализована в качестве самостоятельного вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Пенсии за выслугу лет назначались при наличии специального (профессионального) трудового стажа определенной продолжительности независимо от возраста получате­ля и фактического состояния трудоспособности, при оставлении ра­боты, дающей право на данный вид пенсии. Некоторым категориям работников пенсии выплачивались и при условии продолжения ра­боты по специ­альности.

Досрочные пенсии по старости назначаются за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для чело­века условиях (специальный страховой стаж), со снижением пенси­онного возраста в основном на 5-10, а иногда и более лет.

Таким образом, досрочные трудовые пенсии по старости классифицируются на пенсии по старости на льготных основаниях (подп. 1, 3 – 5 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173) и пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (п. 1 ст. 27, подп. 6, 13 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173).

Помимо специального страхового стажа (стаж на соответствующих видах ра­бот) необходим и трудовой (страховой) стаж определенной продол­жительности.

Наибольшей льготой по снижению пенсионного возраста пользу­ются инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени (мужчины 50 лет, женщины 40 лет); лилипуты и диспропорциональные карлики (мужчины 45 лет, женщины 40 лет); спасатели аварийно-спасательных служб про­фес­­сиональных аварийно-спасательных формирований Министерства РФ по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ли­квидации последствий стихий­ных бедствий (по достижении 40 лет всем независимо от пола).

Списки соответствующих работ (профессий, должностей), даю­щих право на пен­сию при пониженном пенсионном возрасте, утвер­ждаются в порядке, определяемом Правительством РФ по согласо­ванию с Пенсионным фондом России.

Лицам, указанным в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 27, пенсии по старости назначаются в том случае, если они были заняты на работах, ука­занных в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей на подземных работах, и на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда и в Списке № 2 производств, работ, профессий, дол­ж­ностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями тру­да. Есть особенности при назначении пенсии в соответствии с абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 27, которыми допус­кается установление пенсии при пониженном возрасте и при неполном специальном стаже на под­земных работах, на работах с вредными условиями труда и в горя­чих цехах. Усло­ви­­ем для частичного снижения возраста при назначении пенсии по подп. 1 п. 1 ст. 27 является наличие не менее поло­вины страхового стажа на подземных работах или на работах с вредными условиями труда в горячих цехах (Список № 1), когда стаж на со­ответствующих видах работ составляет не менее 5 лет у мужчин и 3 года 9 месяцев у женщин (половина от 10 лет и поло­вина от 7 лет 6 месяцев), а общий страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно для мужчин и женщин. Таким лицам пен­сия назначается с уменьшением возраста на 1 год за каждый полный год такой работы.

Принимая во внимание, что Закон № 173-ФЗ сохраняет право на досрочную пенсию за всеми прежними льготниками, которым пенсия устанавливалась Законом 1990г., формирование профессио­нальных пенсионных систем предполагается передать в сферу взаи­модействий социальных партнеров. В соответствии с положениями коллективного договора профессиональная пенсионная система мо­жет быть создана с участием негосударственного пенсионного фон­да либо Пенсионного фонда РФ.

Учитывая особенности и сложности при назначении досрочных пенсий по подп. 13 п. 1 ст. 27 и подп. 10-11 п. 1 ст. 28, рассмотрим бо­лее полное разъяснение порядка их назначения некоторым из при­веденных категорий.