2. Метод права социального обеспечения
Метод правового регулирования исследовался главным образом при разрешении проблемы разграничения отраслей права. Начиная с 40-х годов XX столетия к этому правовому явлению раз и навсегда приковывается научное внимание. Место и роль метода правового регулирования недостаточно ясно обозначены до настоящего времени и в работах по общей теории права, и в узкоотраслевых монографиях и учебниках.
В то же время некоторые ученые обоснованно рассматривают метод правового регулирования как явление не только узкоотраслевое, но и присущее праву в целом.
Так, метод правового регулирования, по мнению А. М. Витченко, необходимо рассматривать в двух аспектах:
- во-первых, как общий метод, присущий системе права, вбирающий в себя все правовые особенности системы права;
- во-вторых, как отраслевой метод правового регулирования. В. М. Горшенев также считает необходимым условно установить два вышеуказанных аспекта, два смысла категории метода правового регулирования.
Большинство известных советских и российских ученых также различают общий (общеправовой, права в целом) и отраслевой методы правового регулирования. Принятие научной общественностью факта раздельного существования общего и отраслевого метода правового регулирования находит свое закономерное отражение во многих работах, в том числе при формулировании понятий таких методов и вычленении существенных признаков каждого из таких явлений.
Р.3. Лившиц правильно отмечает «бедность» альтернативы при нормотворчестве: у законодателя не так много средств регулирования. Законодатель может дать участникам общественных отношений только одно из трех указаний. Эти указания — дозволение, предписание, запрет — являются проявлением правового регулирования. В целом такие способы воздействия являются общими для всех отраслей права. Любая из них использует все формы велений: дозволение, предписание, запрет — и обеспечивает их соответствующими принудительными мерами.
Таким образом, для общего метода правового регулирования характерно использование системы именно трех способов правового регулирования (своеобразной триады) — предписания (позитивного обязывания), запрета и дозволения (разрешения). Такие способы являются составляющими метода, его, так сказать, «строительным материалом» (юридическим «веществом»). Под предписанием обыкновенно понимают возложение на лиц (субъектов) обязанности активного поведения (поступайте только так); под дозволением — предоставление лицам права на свои собственные активные действия (поступайте, как сочтете нужным); а под запрещением — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом (только так не поступайте). Такой же позиции придерживаются многие ученые (как в общей теории права, так и в конкретных отраслях российского права).
Если «перенести» предложенные признаки отраслевого метода правового регулирования на правовую норму, то окажется, что, изучая такой отраслевой метод, мы изучаем специфику диспозиций (сочетание императивности и диспозитивности), гипотез (юридические факты) и санкций (модели ответственности субъектов) норм данной отрасли права. К данным характеристикам дополнительно примыкает особый порядок принятия данных отраслевых норм, т. е. кто, при каких условиях и почему может или обязан создавать отраслевые правовые нормы, включая в них все указанные выше специфические элементы, зависящие в первую очередь от предмета правового регулирования. Такое единство системы элементов отраслевого метода правового регулирования позволяет эффективнее группировать правовые нормы, точнее и действенней упорядочивать общественные отношения. Следует подчеркнуть, что специфическое сочетание императивности и диспозитивности является ведущей, первоочередной чертой отраслевого метода правового регулирования. Лишь установив доминирование императивности или диспозитивности как основных приемов правового регулирования, можно давать оценку общей направленности, ориентированию отраслевого метода правового регулирования, в том числе возможности распределенности уровней правового регулирования и т. д.
Отраслевой метод интересен не столько своим «классифицирующим», «системообразующим» свойством, сколько иными задачами и возможностями, подчас еще скрытыми в глубине правовой материи. Отраслевые методы правового регулирования потому и способствуют выявлению системы права, что они концентрируют в себе юридические свойства, особенности каждой из отраслей. В силу этого отраслевой метод может выполнять значительно большую нагрузку, чем та, которая обычно на него возлагается: он должен использоваться не только для разграничения отраслей права, но и для углубленного изучения их юридических свойств, роль метода правового регулирования не может быть сведена к критерию дифференциации отраслей права.
Право социального обеспечения является относительно молодой отраслью права. С конца 60-х годов XX в. ей пришлось пройти через множество дискуссий как по поводу своего предмета, так и по поводу метода. Причем долгие годы советским ученым-энтузиастам приходилось бороться за сам факт существования для новой отрасли права специфических предмета и метода, а следовательно, и за факт существования самой отрасли.
До настоящего времени среди современных ученых отсутствует единство понимания содержания метода права социального обеспечения. Однако имеются некие общие положения, признанные практически всеми специалистами в данной сфере. Так, не вызывают сомнения следующие постулаты отраслевого метода правового регулирования: множественность основных черт, «индивидуальность» (неповторимость) такой множественности в системе российского права, неразрывная связь и взаимообусловленность с предметом отрасли, закрепленность в нормах права.
Что же необходимо относить к основным чертам метода права социального обеспечения России на современном этапе ее развития, в период коренного реформирования экономики и права?
Прежде чем перейти к определению и раскрытию основных черт метода российского права социального обеспечения, нужно обозначить концептуальный подход к такому методу, выделить его ведущую, «направляющую» отраслевую черту.
В советский период развития права социального обеспечения многими учеными предлагалось считать «стержневой» особенностью метода права социального обеспечения так называемую «социальную алиментацию». Термин, введенный в правовую теорию специалистами трудового права (Н. Г. Александровым и др.), еще до выделения права социального обеспечения в качестве самостоятельной отрасли права преследовал цель отразить специфику части общественных отношений по социальному обеспечению, входивших тогда в предмет советского трудового права. Впоследствии данная попытка первоначально была поддержана и специалистами по праву социального обеспечения.
Исключительная заслуга и неоспоримое первенство в теоретическом обосновании метода правового регулирования в сфере социального обеспечения принадлежит выдающемуся советскому ученому В. С. Андрееву. Так, на его взгляд, методу права социального обеспечения присущи следующие черты:
Все входящие в предмет регулирования отношения должны находиться в компетенции государства в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства — в компетенции профсоюзов или органов колхозов.
Одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим — органы государства или по его поручению профсоюзы либо органов колхозов.
Посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.
Но эти, выделенные В. С. Андреевым, три черты метода права социального обеспечения полностью зависят от особенностей предмета регулирования и, скорее всего, сами являются таковыми особенностями. Данное очевидное смешение предмета и метода права социального обеспечения в тот период развития правовой науки было типично, так как находилось в рамках широко распространенной общетеоретической концепции о роли отраслевого метода правового регулирования как «служанки» предмета, дополнительно раскрывающего, «оттеняющего» свойства предмета отрасли права, а не соответствующих правовых норм. В. С. Андреев, к сожалению, не смог отразить в своем определении метода права социального обеспечения специфики приемов, которые использует законодатель в этой сфере, он не раскрывает юридических средств, с помощью которых обеспечивается расстановка субъектов соответствующих общественных отношений.
Тем не менее, благодаря многолетней деятельности В. С. Андреева и некоторых иных ученых, в науке советского права социального обеспечения была выделена определяющая черта метода этой отрасли права — «социальная алиментация».
На указанной позиции стояли многие ученые, в том числе В. А. Тарасова и Р.И. Иванова, которые, подчеркивая диспозитивные начала в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения граждан, определяют метод отрасли как метод социально-алиментарных притязаний и предоставлений, означающий особое сочетание юридических приемов и способов воздействия (запретов, велений, дозволений и материальных предоставлений) на социально-обеспечительные отношения, что обеспечивает осуществление бесплатного, безэквивалентного распределения материальных благ и услуг из фондов социального обеспечения на принципах всеобщности, единства и дифференциации условий обеспечения, всесторонности, высокого уровня жизнеобеспечения самими трудящимися через органы государственного управления и общественные организации.
Однако мощное развитие обязательного социального страхования, закономерно называемое гениальным изобретением человечества и основой социального обеспечения, не позволяет считать «социальную алиментацию» основой метода права социального обеспечения. Бесплатность и безэквивалентность социального обеспечения не имеют всеобщего характера. Современными экономистами неоднократно подчеркиваются возвратный характер страховых отчислений (пусть с некоторым разрывом во времени, но все-таки возвратный) и отложенная составляющая стоимости рабочей силы, так как оплата наемного труда уже более столетия имеет две формы:
а) непосредственно выплачиваемая работнику для удовлетворения его (и его семьи) текущих потребностей;
б) резервируемая (в специальных фондах вне предприятий) для удовлетворения потребностей работника (и членов его семьи) после наступления определенных страховых случаев (несчастный случай на производстве, старость и т. д.).
То есть у работника, подчас помимо его воли, организованно отбирают часть заработка для его же блага. Он и его семья недополучают сегодня, чтобы при наступлении страховых случаев получить соразмерное завтра, когда он уже не может быть работником.
Само понятие «алиментация» является неудачно заимствованным из медицинской сферы. Иногда «алиментация» (чаще «алиментирование») употребляется в науке семейного права, что скорее оправдано производностью определения от давно и широко употребительного во всем мире понятия «алименты». Ни в советский, ни в постсоветский период развития законодатель не воспринял термин «социальная алиментация» и не ввел его в свой инструментарий, не упомянул ни в одном нормативном правовом акте.
Некоторые черты «социальной алиментации» (бесплатность, безэквивалентность и т. д.) можно признать не чертами метода правового регулирования права социального обеспечения, а действительно важными и обоснованными признаками части предмета данной отрасли права. Предоставление неких благ на основе «социальной алиментации» не есть способ, избранный законодателем для эффективного регулирования такого предоставления, а есть дополнительная характеристика некоторых прав и обязанностей (содержания правоотношения) некоторых субъектов права социального обеспечения (например, предоставление социальных пенсий, социальных услуг, государственной социальной помощи и т. д., где социальное обеспечение предоставляется человеку как члену общества).
Формально закрепленная в советском законодательстве бесстраховая суть предоставления социального обеспечения действительно была довлеющей, определяющей для советского права социального обеспечения. Современное состояние и перспективы российского обязательного социального страхования, усиление именно страховых начал обусловливают безвозвратный «уход» теории «социальной алиментации» на второй план. Социально ориентированная, но все-таки рыночная экономика более века эффективно использует механизм обязательного социального страхования, источники которого включают и средства самих застрахованных, а многие социальные выплаты застрахованным коррелируют (соотносятся) с их предшествующим финансовым участием в формировании соответствующих страховых фондов.
Итак, как правильно отмечает Э. Г. Тучкова, определение метода права социального обеспечения, даваемое сторонниками «социальной алиментации», связывает метод с «социально-алиментарными притязаниями и предоставлениями», что, по существу, не раскрывает специфику приемов и способов регулирования.
Метод права социального обеспечения является особой трансформацией общего метода правового регулирования и представляет собой специфический комплекс основных и дополнительных способов правового регулирования, который существует только в системе конкретных отраслевых правовых норм, первоочередно взаимообусловлен, неразрывно связан с соответствующей группой общественных отношений — предметом права социального обеспечения и отражает следующие отличительные юридические свойства права социального обеспечения: сочетание императивного и диспозитивного приемов правового регулирования, при доминировании первого; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (фактическими составами); применение правовосстановительных, правоограничивающих, правопресекательных санкций.
Ограниченность договорного регулирования отношений по социальному обеспечению позволяет утверждать, что в праве социального обеспечения подавляющее большинство норм носит обязывающий, предписывающий характер. Гражданам дано право обращаться или не обращаться за получением какого-либо материального блага по социальному обеспечению, отказаться от дальнейшего его получения. Однако законодатель резко ограничил возможность сторон отношений по социальному обеспечению самим устанавливать свои права и обязанности. Диспозитивность хороша и эффективна для регулирования рынка (товаров, услуг, рабочей силы, информации), где правовая мысль не успевает за сложной реальностью, а человек сам выбирает, чем, где, когда и на каких условиях рисковать и включать ли какое-либо свое собственное благо (имущество, способность к труду, знания и т. д.) в хозяйственный оборот. Поэтому говорить о превалировании диспозитивности в праве социального обеспечения не совсем верно.
В праве социального обеспечения, как ни в какой другой отрасли права, на первый план выходит вопрос о финансовых источниках предоставления соответствующих материальных благ. Отношения по социальному обеспечению, носящие, как уже указывалось, распределительный по своему экономическому содержанию характер, приобретают свойственные только им атрибуты. В частности, они обременяются строгим целевым использованием средств, исполнением обязательств по предоставлению независимо от финансового положения обязанного органа и т. д. Распределение аккумулированной части валового внутреннего продукта (ВВП), да еще с дополнительными категоричными условиями такого распределения однозначно требует императивного метода правового регулирования. Обеспечение организованности, необходимой общественной дисциплины, нормированности видов социального обеспечения — все это требует обращения в первую очередь к позитивным обязываниям и запретам.
При анализе норм права социального обеспечения становится очевидным, что вся мощь нормативного регулирования, гигантский массив обязывающих норм обращены, как правило, ко второму субъекту правоотношений в этой сфере — к лицу, предоставляющему какое-либо благо по социальному обеспечению или обязанному осуществить какое-либо действие для его предоставления. В этой связи необходимо отметить общую целевую установку этой отрасли права — своевременное и полное предоставление блага обязанным лицом.
У государства нет явно выраженного и экономически обоснованного интереса в обращениях нуждающихся лиц, но интерес государства в ясности, четкости, быстроте предоставления соответствующего блага получателям обусловлен социальной сущностью государства, нашедшей закрепление в основном законе страны. Такой же интерес имеется и у самих получателей благ по социальному обеспечению, именно в их пользу установлена обязанность предоставления.
Однако юридически первоначально собственниками ресурсов, передаваемых гражданам-получателям в виде благ по социальному обеспечению, являются в соответствующих случаях Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, работодатель, работники. Это их собственные ресурсы, и предоставление возможности диспозитивного разрешения сторонам правоотношения самостоятельно, путем согласования своих воль, определять объем и условия предоставления соответствующих благ посягнет на права публичного собственника (государства и муниципальных образований). Такие собственники всегда действуют через представителей, распорядителей, в связи с чем только предварительное нормирование предоставлений благ по социальному обеспечению дает гарантию точного прогнозирования, целевой направленности и полного финансирования будущих предоставлений (бюджетное регулирование в широком смысле слова).
Частные же собственники (работодатели) могут в любой момент, в том числе в индивидуальном порядке, согласовать свою волю с волей получателя блага по социальному обеспечению и осуществить предполагаемое ранее или незапланированное предоставление нуждающемуся лицу. В этом случае диспозитивность возможна, хотя тенденция к предварительному нормированию объемов и условий такого предоставления в последнее время постоянно усиливается. Интерес собственника источников финансирования в социальном обеспечении к учету и оперативности проведения операций с имуществом отводит диспозитивному способу регулирования небольшую роль.
Законодатель обоснованно отдает и будет продолжать отдавать приоритет императивному способу правового регулирования отношений по социальному обеспечению, в том числе из-за добровольности принятия сторонами обязательств в случаях социального партнерства и индивидуально-договорного регулирования, ограниченности источников финансирования таких обязательств, а также из-за того, что именно государство, а не кто-нибудь иной является согласно Конституции РФ ответственным за социальное развитие общества, именно государство гарантирует всеобщее социальное обеспечение и несет основные, самые масштабные расходы в этой связи.
Таким образом, для метода права социального обеспечения характерно особое сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования, при неизменном (перманентном) доминировании первого, а также применение в нормах права социального обеспечения стимулирования как производного способа правового регулирования.
Следующее свойство — сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным представляет собой новейшую черту метода права социального обеспечения. Именно распределительный характер отношений по социальному обеспечению как главная черта предмета этой отрасли права делает выгодным для государства одновременное сочетание всех указанных уровней правового регулирования. Статья 8 Конституции РФ закрепляет разнообразие форм собственности в нашей стране, отсутствие тотального государственного монополизма. Это означает, что имущество, блага, идущие, в том числе, на социальное обеспечение, рассредоточены между огромным количеством субъектов. Для федерального законодателя очевидно, что расходы по социальному обеспечению непосильны для федеральной ( иными словами «общенациональной») собственности. Поэтому государство нашло правовой выход:
- во-первых, дать возможность (право) каждому собственнику (региону, муниципалитету, работодателю и т. д.) распорядиться в целях социального обеспечения населения частью своей собственности (по различным мотивам — понимания необходимости такого шага, поддержки воспроизводства рабочей силы, желания переизбраться на следующий срок и т.д.);
- во-вторых, в некоторых случаях правовыми нормами обязать этого собственника к такому распределению.
Обращает на себя внимание и тот факт, что нормы права социального обеспечения в одних случаях разрешают субъектам соответствующего уровня правового регулирования предоставлять за свой счет какие-либо блага по социальному обеспечению, а в других случаях обязывают их самостоятельно создать правовую норму, как правило, конкретизирующую норму, принятую на более высоком уровне. Это обязывание, «перекладывание» бремени нормотворчества тоже выгодно государству, так как чем ниже уровень правового регулирования, тем ближе правотворец к получателям благ по социальному обеспечению, тем эффективнее он урегулирует некоторые общественные отношения, тем лучше он учтет уровневые особенности причин нуждаемости и иные факторы, тем в конечном итоге действенней будут использованы (может быть, даже сэкономлены) средства, направляемые на эти цели. Множественность уровней правового регулирования объясняется и тем, что в праве социального обеспечения возможна и необходима дифференциация условий и норм социального обеспечения, в том числе и в связи с особенностями конкретной территории, отрасли экономики, предприятия. Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т.д.
Данный подход государства к полисистемности уровней правового регулирования социального обеспечения можно оценить как утилитарный, обоснованный объективной ограниченностью и «раздробленностью» распределяемых в целях социального обеспечения ресурсов.
Можно с уверенностью прогнозировать, что роль местного самоуправления в правовом регулировании социального обеспечения в самой ближайшей перспективе будет усиливаться, а в отдаленной — станет одной из основных. Что касается локального регулирования, то само наличие соответствующих положений о социальном обеспечении в коллективных договорах и иных актах на уровне работодателей позволяет нам говорить о становлении локального регулирования социального обеспечения в России, но малое количество таких договоров и актов, а также неразвитость источников финансирования их исполнения в части предоставления материальных благ для целей социального обеспечения дает основания сделать вывод о том, что для метода права социального обеспечения пока характерна незначительность локального регулирования.
Следующие две черты метода — специфика юридических фактов и санкций в праве социального обеспечения.
Так, для возникновения процедурного (процессуального) правоотношения по социальному обеспечению может быть достаточно единичного юридического факта (волеизъявления гражданина), для возникновения же материального правоотношения всегда необходим именно юридический состав. В фактическом составе, необходимом для возникновения материальных правоотношений по социальному обеспечению, можно условно выделять, как правило, группу «основных» юридических фактов (возраст, трудовой стаж, сиротство и т. д.), помимо юридических фактов — волеизъявлений как гражданина (обращение, подача заявления), так и органа, обязанного предоставить социальное обеспечение (решение). При этом наиболее типичными для сферы социального обеспечения «основными» юридическими фактами являются события.
Примерный перечень событий, которые являются юридическими фактами, необходимыми для возникновения правоотношений по социальному обеспечению, в частности по социальному страхованию, содержится в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»:
необходимость получения медицинской помощи;
временная нетрудоспособность;
трудовое увечье и профессиональное заболевание;
материнство;
инвалидность;
наступление старости;
потеря кормильца;
признание безработным;
смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Такая тенденция к признанию статуса социально значимых обстоятельств за событиями имеет корни в том числе в международных актах о правах человека. Например, в ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. закреплено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Раз эти обстоятельства по общему правилу не зависят от человека, претендующего на распределение в его пользу блага по социальному обеспечению, то это объективно приводит законодателя к необходимости закрепления в нормативных актах в качестве оснований для социального обеспечения именно событий. Это общемировая практика, имеющая научное и общественное признание.
И здесь на первый план выходит понятие «социального риска», ибо именно через эту категорию можно привести к единому «знаменателю» «основные» юридические факты в праве социального обеспечения.
Социальный риск — это закрепленное в нормах права социального обеспечения, возможное в жизни каждого либо в жизни значительной части общества, вероятностное предполагаемое событие, как правило, неотвратимое для конкретного человека, объективно влекущее социально значимое негативное изменение материального и (или) социального положения человека или его здоровья по независящим от него обстоятельствам, в случае наступления которого человек вправе требовать предоставления определенного материального блага по социальному обеспечению в целях поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Своими особенностями обладают и санкции, закрепленные в нормах права социального обеспечения.
На современном этапе развития права социального обеспечения для данной отрасли права характерны в первую очередь восстановительные (компенсационные) санкции, правопресекательные и играющие незначительную роль правоограничивающие санкции. Санкции карательные, закрепляющие некий урон, лишения, наносимые законно имеющимся у правонарушителя объектам, или отягощения личного, организационного либо имущественного характера в нормах права социального обеспечения законодателем не применяются.
Особой чертой правовосстановительных санкций является то, что, несмотря на определенное сходство «экономической слабости», зависимости гражданина в праве социального обеспечения и трудовом праве, восстановление ущерба происходит не в ограниченном доходом правонарушителя размере (как по общему правилу в трудовом праве), а в полном размере. Однако этот полный размер не совпадает с полным возмещением убытков по нормам гражданского права (прямой ущерб плюс упущенная выгода). Все-таки получатели благ по социальному обеспечению, как правило, более бедны и сильнее «привязаны» к установленным источникам дохода, нежели наемные работники. Это требования гуманности. Своеобразная «золотая середина» объема возмещения обусловлена спецификой предмета права социального обеспечения. В порядке социального обеспечения происходит распределение общественных средств, собранных с огромным трудом со всех для самых нуждающихся, можно сказать, средств публичных, обеспечивающих, как правило, самое главное право человека — право на жизнь. Беря незаконно благо по социальному обеспечению, правонарушитель затрудняет его получение другим людям. Законодатель обоснованно отдал в праве социального обеспечения приоритет интересам государства, всего общества (все переплаченное верни), и не стал создавать сложный баланс ограничения восстанавливаемого объема. То есть санкции норм права социального обеспечения обязывают гражданина, виновно причинившего материальный ущерб вследствие злоупотребления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемого материального блага или право на его получение, возместить такой ущерб в полном размере.
Санкции, закрепляющие такую меру государственного принуждения, как правопресечение, также используются в праве социального обеспечения и дополняют чаще всего санкции восстановительные (злоупотребление получателя выплат влечет и прекращение правоотношения по предоставлению таких незаконно назначенных выплат). Хотя возможна ситуация, когда гражданин, например, представил недостоверные документы, позволяющие выйти на пенсию досрочно. Получая длительный период пенсию и достигнув общего пенсионного возраста, он подвергнется лишь восстановительным санкциям, а правопресекательные в данном случае не применимы (даже если он будет лишен свободы по приговору суда за обман), так как лицо на настоящий момент имеет законные основания получать свою пенсию.
Весьма показательным также является установленное законом требование, согласно которому выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин или попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Можно также особо отметить фактическое отсутствие в санкциях права социального обеспечения какой-либо формы компенсации противоправного несвоевременного (неполного) предоставления социального обеспечения. В праве социального обеспечения на первый план должны выходить восстановительные санкции, в том числе и по отношению к субъектам, предоставляющим социальное обеспечение. Задержки предоставления благ по социальному обеспечению — это серьезнейшее нарушение прав обеспечиваемых, влекущее несвоевременность использования соответствующего остро необходимого блага нуждающимся лицом. И в ряде случаев для гражданина уже недостаточно получить, например, сумму задолженности или социальную услугу (иногда он не может воспользоваться такой услугой — допустим, уже не нужны незаконно не выписанное бесплатно лекарство, незаконно не предоставленная медицинская услуга, завершилась трудная жизненная ситуация и т. д.). Восстановление как вид санкции должно предусматривать и дополнительную компенсацию. Такая санкция в праве социального обеспечения закреплена пока лишь в ч. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Представляется крайне необходимым введение аналогичной санкции в нормах каждого института права социального обеспечения для полноценной реализации целей социального государства. Особую проблему создает то, что социальные услуги по общему правилу невозможно предоставить за прошлое время. Назрела необходимость включения в нормы права социального обеспечения санкций о возмещении компенсации морального вреда, причиненного гражданам в сфере социального обеспечения.
При освещении специфики санкций, закрепленных в праве социального обеспечения, нельзя обойти вниманием факт труднообъяснимой общей неразвитости института ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения. Особенно контрастным такое состояние этого правового института выглядит по сравнению с «родственным» трудовым правом. За годы реформ законодатель выделил специальные составы преступлений (см., например, ст. 145 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» и т. д.) и административных проступков (см., например, ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и т. д.) в сфере трудовых и тесно связанных с ними отношений. Но праву социального обеспечения повезло меньше. Так, вместо объективно необходимой общей нормы об административной штрафной ответственности за нарушение законодательства о социальном обеспечении законодатель предпринимает попытку введения наказания за нарушение предоставления лишь одного из многих десятков видов социального обеспечения — ст. 5.41 КоАП РФ «Непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, невыплата социального пособия на погребение». Почему, на взгляд законодателя, непредоставление гарантированных государством социальных услуг, пенсий и иных благ по социальному обеспечению менее общественно вредно, чем вышеуказанный проступок, объяснить невозможно. В таких условиях искусственно созданной правотворцем безнаказанности должностных лиц, обязанных гарантировать полное и своевременное предоставление благ по социальному обеспечению, защищенность прав граждан в этой сфере опасно понижается и может свести на нет конституционное право каждого на социальное обеспечение. Причем одновременно с этим не способствует преодолению правового нигилизма граждан и крайне разрозненное, фрагментарное, бессистемное изложение вопросов ответственности получателей благ по социальному обеспечению. В том числе и поэтому имеющиеся санкции, которые касаются нарушений норм права социального обеспечения, своей цели — предупреждения правонарушений — практически не достигают.
Таким образом, следует признать, что до сих пор государство крайне неэффективно использует такое важнейшее орудие влияния на волю субъектов правоотношений по социальному обеспечению, как установление мер государственного принуждения в качестве реакции на многочисленные правонарушения в сфере социального обеспечения, неоспоримо имеющие свои особенности и уже сложившуюся тенденцию к увеличению роста их количества и наносимого ими ущерба.
Правовой институт ответственности в сфере социального обеспечения нуждается в серьезном реформировании, скорейшем упорядочивании и введении новых составов правонарушений, как общих универсальных, так и специальных, наказываемых более строго и дифференцированно, с учетом ряда особенных для права социального обеспечения квалифицирующих признаков.
К отдельным и самостоятельным признакам метода права социального обеспечения многие ученые также относят: недопустимость, как правило, договорного регулирования; относительную автономность субъектов по отношению друг к другу; абсолютный характер прав граждан как субъектов отношений и недопустимость принятия усмотренческих решений органом, обязанным предоставлять обеспечение; административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан и т. д. Представляется, что данные черты метода при определенных условиях могут считаться чертами предмета права социального обеспечения, а не метода либо являются проявлением уже рассмотренных выше черт метода данной отрасли российского права.
Таким образом, обобщая все выше сказанное, подведем итоги.
Метод правового регулирования, по признанию отечественной науки, является вторым необходимым критерием для разграничения отраслей права. Каждая группа отношений, образующих предмет отрасли права, требует специфических средств нормативно-правовой регламентации, которые реализуются в методе.
Метод представляет собой совокупность приемов и способов, при помощи которых государство обеспечивает необходимое поведение участников правоотношений.
Решающей чертой отраслевого метода правового регулирования является общее юридическое положение субъектов, их правовой статус.
Сочетание указанных признаков предопределяется спецификой материальных отношений, входящих в предмет отрасли. В зависимости от их сочетания может преобладать императивный или диспозитивный способ правового регулирования. Большинство норм в праве социального обеспечения являются диспозитивными.
Во-первых, сохраняется социальная природа права социального обеспечения, поскольку источник средств существования предоставляется на уровне связи индивид-государство, а не индивид-семья.
Во-вторых, физическое лицо получает от государства денежные средства или услуги не в обмен на труд и не в обмен на уплаченные страховые взносы, а во многих случаях и вообще независимо от участия в общественно полезной деятельности и внесения взносов (например, инвалиды с детства, дети).
В-третьих, на практике фактически применяется три способа распределения государственных фондов социального назначения:
- бесплатно на всеобщей основе в пределах установленного государством стандарта (например, при предоставлении медицинских услуг по федеральным или муниципальным программам обязательного медицинского страхования), а также вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов (социальные пенсии, пособие на ребенка до 16 лет, компенсационная выплата пенсионерам и др.), либо бесплатно, но адресно, с учетом материального положения (при выплате компенсаций в зависимости от среднедушевого дохода семьи);
- безэквивалентно, но нормировано с учетом прошлого труда и уплаты страховых взносов (при назначении трудовых пенсий, пособий по безработице или по временной нетрудоспособности);
- возмездно-неэквивалентно, т.е. на льготных условиях с частичной оплатой стоимости (обеспечение лекарствами с 50 %-ной скидкой, обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение за 25 % их стоимости и пр.)
Такой отличительный признак метода правового регулирования, как внедоговорный характер установления прав и обязанностей субъектов, в какой-то мере утратил свою универсальность, т.е. распространение на все без исключения виды общественных отношений в области социального обеспечения. В настоящее время некоторые виды услуг оказываются на договорной основе. Примером может служить оказание медицинской помощи и лечения на основании договора обязательного медицинского страхования, в подтверждение заключения которого каждому застрахованному лицу выдается страховой медицинский полис. Типовая форма договора обязательного медицинского страхования утверждена Правительством РФ.
Однако большинство отношений по социальному обеспечению по-прежнему имеют внедоговорную основу. Кроме того, при заключении договора о предоставлении стандартных услуг в пределах государственного перечня свобода волеизъявления сторон ограничена типовой формой, утвержденной компетентным государственным органом. Отступление от типовой формы договора практически невозможно еще и потому, что средства внебюджетных фондов социального назначения крайне ограничены, имеют строго целевой характер.
Специфика метода проявляется в его элементах: правовом положении субъектов правоотношений; особенностях юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению; мерах ответственности и способах защиты нарушенного права.
Субъектами социального обеспечения выступают, с одной стороны, компетентный государственный орган социального обеспечения, с другой стороны, физическое лицо или семья. При этом физическое лицо (или семья) при соблюдении установленных законом условий является управомоченной (правопритязающей) стороной, обладающей гарантированным правом, а государственный орган - обязанной стороной, которая не может отказать в назначении выплат или предоставлении услуг определенного объема и качества в пределах утвержденных федеральными, региональными и муниципальными органами перечней.
При наличии у физического лица права на несколько видов материального обеспечения ему предоставляется возможность выбора одного из них, у государственного органа такое право отсутствует. Свобода выбора физического лица содержится и в нормах о сроках реализации права на конкретный вид социального обеспечения или обслуживания. Например, закон не устанавливает срок обращения за пенсией для лиц, у которых возникло право на ее получение.
Социально-обеспечительные правоотношения отличает четкая правовая формализованность поведения сторон. Все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по их соглашению. Даже в случаях, когда допускается применение договора для их возникновения, отступление от утвержденных компетентным государственным органом типовых условий практически исключается. В некоторых правоотношениях (например, при оказании социальной помощи семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума) государственный орган наделяется "усмотренческими полномочиями", т.е. может производить оценку ситуации и принимать решение по собственному усмотрению, но в строго регламентированных пределах. Пределы дозволенной меры усмотрения ограничены законом или прямо вытекают из его смысла.
По общему правилу, возникновение, изменение или прекращение правоотношений по социальному обеспечению обусловливается сложным юридическим составом: наступлением социально-правового основания обеспечения; обращением заинтересованного лица к компетентному государственному органу; принятием государственным органом решения.
При предоставлении единовременных выплат или разовых услуг соответствующие отношения прекращаются исполнением государственным органом своих обязанностей.
В правовых нормах содержатся указания на меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителям из числа субъектов правонарушений по социальному обеспечению. Подавляющее большинство граждан добросовестно пользуются правом на социальное обеспечение. Однако отдельные граждане добиваются незаконных выплат или услуг путем представления подложных документов о трудовом стаже, профессии, условиях труда, заработке и других фактах, имеющих юридическое значение.
Право социального обеспечения предусматривает только правоограничительные санкции, которые заключаются в уменьшении объема правомочий у получателей выплат или услуг (например, удержание излишне выплаченной вследствие злоупотреблений пенсии; лишение пособия по временной нетрудоспособности в случае нарушения режима, предписанного врачом, и др.)
Ответственность применяется к гражданам-реципиентам социального обеспечения только при наличии вины. В частности, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по рассмотрению дел, возникающих в связи с незаконной выплатой государственных пенсий" (в ред. от 21.12.93) незаконное получение государственной пенсии путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество) является хищением государственного имущества. Незаконно выплаченная вследствие злоупотреблений со стороны получателя пенсия подлежит взысканию с него в доход государства. При отсутствии злоупотреблений получателя незаконно выплаченная пенсия обратному взысканию не подлежит.
Действия должностных лиц, виновных в выдаче документов, содержащих заведомо ложные сведения, которые привели к излишним выплатам по социальному обеспечению, могут квалифицироваться по-разному в зависимости от обстоятельств и образовывать составы различных уголовных преступлений. В этих случаях применяются уголовные санкции, которые не относятся к праву социального обеспечения.
Штрафные санкции в отношении страхователей (работодателей и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) в случае неуплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды социального назначения также выходят за рамки права социального обеспечения.
Обжаловать решение государственного органа или должностного лица можно как в административном, так и в судебном порядке.
Одной из особенностей метода права социального обеспечения является сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский университет
- Рецензенты:
- Введение
- 1. Понятие права социального обеспечения
- Функции социального обеспечения
- Социальное обеспечение и социальная зашита
- 2. Организационно-правовые формы социального обеспечения
- 3. Виды социального обеспечения
- 2) Негосударственное (за счет средств юридических и физических лиц).
- Вопросы для самоконтроля:
- 1. Предмет права социального обеспечения
- 2. Метод права социального обеспечения
- 3. Система права социального обеспечения
- Вопросы для самопроверки:
- 1. Понятие и виды трудового стажа
- 2. Исчисление трудового стажа
- 3. Доказательства трудового стажа
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 4 Государственное обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации Учебные вопросы:
- Введение
- 1. Основы социального страхования в Российской Федерации
- Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации
- 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
- 3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
- 1) Лица, производящие выплаты физическим лицам;
- Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
- 4. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
- 5. Единые пенсионные службы
- Вопросы для самоконтроля:
- 1. Виды трудовых пенсий.
- 2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
- 3. Порядок исчисления трудовых пенсий.
- 4. Назначение, выплата и доставка трудовых пенсий.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 6 Трудовая пенсия по старости Учебные вопросы:
- Введение
- 1. Понятие трудовой пенсии по старости
- 2. Основания, определяющие право на пенсию по старости
- Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
- О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации
- Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
- Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
- Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
- Досрочные пенсии по старости, назначаемые некоторым категориям инвалидов
- Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- 3. Порядок исчисления трудовой пенсии по старости.
- Вопросы для самоконтроля:
- 1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
- 2. Условия назначения пенсий
- 3. Пенсии (за выслугу лет) федеральным государственным служащим
- 4. Особенности назначения государственной пенсии по старости некоторым категориям граждан
- 4.1. Гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия
- 4.2. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
- 4.3. Государственная пенсия по инвалидности
- 5. Особенности назначения, перерасчета и индексации пенсий федеральным государственным гражданским служащим
- 6. Понятие социальной пенсии
- Размеры социальных пенсий
- Вопросы для самоконтроля:
- Понятие пенсии по инвалидности.
- 2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
- 3. Порядок признания граждан инвалидами.
- 4. Структура и размер трудовых пенсий по инвалидности.
- Вопросы для самоконтроля:
- 2. Категории военнослужащих, имеющих право на государственные пенсии. Круг лиц, приравненных к военнослужащим в целях пенсионного обеспечения.
- 2.1. Понятие пенсии за выслугу лет
- 2.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям
- 3. Виды пенсий военнослужащим. Пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца.
- 3.1. Пенсия по инвалидности военнослужащим
- 3.2. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
- 3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи
- 4. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий военнослужащим
- 4.1. Процедура обращения за пенсией
- 4.2. Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей
- 4.3. Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям
- 4.4. Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семьей
- 4.5. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
- 4.6 Право военнослужащих на трудовую пенсию
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 10
- 1. Пожизненное ежемесячное содержание судей
- 2. Дополнительное обеспечение для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
- 3. Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
- Размеры доплат по закону от 4 марта 2002г.
- 4. Назначение, выплата и перерасчет пенсий отдельным категориям граждан
- 4.1. Особенности процедуры обращения за пенсией
- Федеральных государственных гражданских служащих
- 4.3. Назначение пенсий
- 4.5. Выплата пенсии
- 4.6. Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим
- 4.7. Перерасчет государственных пенсий
- 4.8. Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих
- 4.9. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
- 5. Индексация пенсий отдельным категориям граждан
- 5.1. Особенности индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 11 Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения Учебные вопросы:
- Понятие пособий и их классификация
- 2. Виды и содержание пособий по системе социального обеспечения
- 2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
- 2.2. Пособие по беременности и родам
- 2.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности
- 2.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
- 2.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
- 2.6. Ежемесячное пособие на ребенка
- 2.7. Пособия для граждан из числа детей-сирот
- 2.8. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
- 2.9. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
- 2.10. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
- 2.11. Социальное пособие на погребение
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 12 Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение Учебные вопросы:
- Введение
- 1. Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
- Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
- Виды страхового возмещения
- 1.3. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
- 1.4. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
- 2. Медицинская помощь и лечение
- 2.1. Законодательство о медицинской помощи
- 2.2. Виды медико-социальной помощи
- 3. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
- Права семьи
- Права женщин
- Права несовершеннолетних
- Права военнослужащих
- Права граждан пожилого возраста
- Права инвалидов
- Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
- Права лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных
- 4. Лекарственная помощь
- 5. Санаторно-курортное лечение
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 13-1 Социальная помощь и обслуживание граждан Учебные вопросы:
- 1. Понятие социального обслуживания
- 2. Законодательство о социальном обслуживании
- 3. Принципы социального обслуживания
- 4. Виды социального обслуживания
- Стационарное обслуживание
- Полустационарное обслуживание
- Надомное обслуживание
- Социально-консультативная помощь
- Реабилитационное обслуживание
- Реабилитация инвалидов
- Реабилитация детей
- Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию
- Государственный сектор социального обслуживания
- Муниципальный сектор социального обслуживания
- Стационарное социальное обслуживание
- Полустационарное обслуживание
- Социальная помощь на дому
- Содержание детей в детских учреждениях
- Срочное социальное обслуживание
- Социально-консультативная помощь
- Порядок оплаты социальных услуг
- Вопросы для самоконтроля:
- Виды льгот по системе социальной поддержки
- Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
- Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
- Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
- Меры социальной поддержки ветеранов труда
- 2. Льготы для инвалидов
- Вопросы для самоконтроля:
- Литература Основная
- Дополнительная
- Нормативные правовые акты Федеральные конституционные законы
- Федеральные законы
- Указы Президента Российской Федерации
- Постановления Правительства Российской Федерации
- Определения и Постановления Конституционного Суда рф
- Постановление Пленума Верховного Суда рф
- Постановления министерств
- Приказы министерств России
- Другие нормативные документы министерств и ведомств
- Содержание
- Тема 8. Пенсии по инвалидности
- Тема 9. Пенсии военнослужащим и членам их семей
- Тема 10. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
- Тема 11. Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения
- Тема 12. Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение
- Тема 13-1. Социальная помощь и обслуживание граждан