2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
Проблема создания в России системы обязательного государственного пенсионного страхования обсуждалось уже не одно десятилетие. Вопрос о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения встал еще в середине 1980-х гг. и очень серьезно прорабатывался в рамках законодательства СССР.
В системе социального обеспечения СССР выплата государственных пенсий гражданам СССР осуществлялась на основании Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях в СССР" и Закона СССР "О пенсиях и пособиях членам колхозов", принятого Верховным Советом СССР 15 июля 1964 года.
В соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами государственные пенсии гражданам выплачивались по Закону СССР "О государственных пенсиях" за счет средств, ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, а по Закону СССР "О пенсиях и пособиях членам колхозов" выплата пенсий и пособий обеспечивалась за счет средств централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников формируемого за счёт отчислений от доходов колхозов и ежегодных ассигнований по Государственному бюджету Союза ССР.
Таким образом, и в первом, и во втором случае управление денежными средствами пенсионного обеспечения осуществлялось органом, в чью компетенцию входили все вопросы управления средствами государственного бюджета СССР, т.е. Министерством финансов СССР.
На определенном этапе система социального обеспечения и, в частности, система управления средствами социального страхования, перестали соответствовать предъявляемым к ним требованиям. Кроме того, подобная система управления средствами социального страхования не соответствовала международным стандартам социального страхования. Так, нормативными актами Международной Организации Труда, членом которой являлся СССР и является Российская Федерация как правопреемник Союза, предписывалось разделять государственный бюджет и бюджет социального страхования.
В период перестройки и начала распада Союза ССР Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 N 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР был образован Пенсионный фонд РСФСР, денежные средства которого не входили в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и не подлежали изъятию.
При этом п. 2 данного Постановления установлено, что акты законодательства Союза ССР по вопросам образования и деятельности Пенсионного фонда СССР на территории РСФСР не применяются. Данным Постановлением также был установлен тариф на пенсионное страхование, уплачиваемый в Пенсионный фонд РСФСР.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.91 N 556-1 были утверждены Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, который с изменениями и дополнениями действует по настоящее время.
20 ноября 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят новый Закон РСФСР N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", согласно которому подлежали перерасчету все пенсии, назначенные ранее по нормам союзного пенсионного законодательства.
Вместе с этим нужно отметить, что на данном этапе создания эффективно функционирующей системы пенсионного страхования не получилось, поскольку в целом система социального страхования и обеспечения, сформировавшаяся в начале 90-х гг., была построена практически на тех же принципах, что и советская система социального обеспечения. При этом данная система не претерпела каких-либо значительных изменений на протяжении всех лет своего существования вплоть до 2002 года.
Очевидно, что старая пенсионная модель не создавала у работающих заинтересованности в уплате пенсионных взносов с полного размера их зарплаты. В итоге в 2000 - 2001 гг. пенсионные взносы платились лишь с 35 процентов фактических доходов населения, остальные 65 процентов были в тени. В результате взносы в Пенсионный фонд, которые должны были составлять 28% от общефедерального фонда оплаты труда, на деле едва превышали 10% от него. Пенсионная система в том виде, в котором она существовала накануне реформы, практически исчерпала свой ресурс. Она характеризовалась крайне низким уровнем пенсионного обеспечения. Пенсионная система практически не являлась системой, связывающей заработок, стаж и пенсию. Указанная система в части ее пенсионной составляющей была построена исключительно на распределительном механизме функционирования и не позволяла сколько-нибудь серьезно учитывать вклад конкретного гражданина в формирование своей будущей пенсии, сильно ограничивая ее максимальный размер. Основной идеей данной системы социального вспомоществования стало предоставление всем без исключения пенсионерам практически равных по своей сумме небольших пенсий.
В целях реализации гарантированных Конституцией прав граждан на социальное обеспечение по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца и в иных установленных законом случаях, Правительством Российской Федерации были предприняты определенные шаги по исправлению сложившейся ситуации и созданию более эффективной системы социальной защиты граждан.
В сложившихся условиях стало очевидно, что потенциал существующей пенсионной системы себя исчерпал, и для преодоления возникших проблем необходимы кардинальные изменения в данной сфере.
Вначале данный процесс предполагал лишь изменение одобренной в 1998 году Правительством Российской Федерации Программы пенсионной реформы. Однако в результате проведенной работы выяснилось, что требуется принятие более кардинальных решений, и 17 апреля 2001 г. Правительством Российской Федерации была одобрена принципиально новая Программа пенсионной реформы в Российской Федерации.
Параллельно с этим началась проработка проектов федеральных законов, посредством которых должны были реализовываться все пенсионные преобразования.
Для того чтобы по возможности преодолеть узковедомственный подход к подготовке данных проектов Президентом Российской Федерации был издан Указ от 08 февраля 2001 N 137 "О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по пенсионной реформе". В состав совета вошли не только представители федеральных органов исполнительной власти, но и депутаты Государственной Думы, губернаторы, представители профсоюзов и иных общественных организаций.
На заседаниях Национального совета были обсуждены, доработаны и одобрены все проекты законодательных актов, направленные на реформирование пенсионной системы, причем безотлагательное проведение пенсионной реформы было признано настолько социально значимым, что необходимые проекты федеральных законов на рассмотрение Федеральным Собранием Российской Федерации были внесены Президентом страны.
В итоге в июне 2001 г. в Государственную Думу был внесен в установленном порядке пакет, состоящий из четырех законопроектов по пенсионной реформе: "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Результатом проведенной работы стало принятие всех вышеперечисленных Федеральных законов Государственной Думой, одобрение Советом Федерации и подписание Президентом РФ.
Таким образом, 1 января 2002 г. в Российской Федерации стартовала пенсионная реформа, целью которой является создание полноценной системы пенсионного страхования.
Основными принципами реформирования пенсионной системы явились:
снижение вдвое ставки единого социального налога на пенсионные цели и его зачисление в федеральный бюджет. Финансирование за счет этих средств базовой части пенсии в размере, не зависящем от стажа и заработка;
введение страховых взносов в Пенсионный фонд на уровне 14% выплат в пользу работника с регрессивным снижением страхового тарифа с суммы выплат, превышающих 100 тыс. руб. в год;
индивидуальный учет пенсионного капитала (суммы пенсионных взносов в пользу каждого застрахованного). Определение размера страховой части пенсии путем деления пенсионного капитала на ожидаемый период выплаты пенсии по старости;
преобразование в пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных к моменту проведения реформы, исходя из расчетного размера пенсии, определенного по нормам прежнего законодательства;
направление части страховых взносов на накопление. Учет этих сумм вместе с доходами от их размещения в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Определение размера накопительной части пенсии исходя из величины пенсионных накоплений и ожидаемого периода выплаты пенсии.
Что же было предложено нового в пенсионной системе. Первое, самое главное – было предложено снять ограничение по размеру учитываемого заработка для определения размера пенсии. Второе, - для этих целей ввести учёт заработка в течение всей трудовой деятельности человека. Третье – учитывать не заработок и стаж, а фактически перечисленные страховые взносы в Пенсионный фонд, которые напрямую связаны с заработком.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский университет
- Рецензенты:
- Введение
- 1. Понятие права социального обеспечения
- Функции социального обеспечения
- Социальное обеспечение и социальная зашита
- 2. Организационно-правовые формы социального обеспечения
- 3. Виды социального обеспечения
- 2) Негосударственное (за счет средств юридических и физических лиц).
- Вопросы для самоконтроля:
- 1. Предмет права социального обеспечения
- 2. Метод права социального обеспечения
- 3. Система права социального обеспечения
- Вопросы для самопроверки:
- 1. Понятие и виды трудового стажа
- 2. Исчисление трудового стажа
- 3. Доказательства трудового стажа
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 4 Государственное обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации Учебные вопросы:
- Введение
- 1. Основы социального страхования в Российской Федерации
- Управление системой обязательного социального страхования в Российской Федерации
- 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации
- 3. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации
- 1) Лица, производящие выплаты физическим лицам;
- Страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
- 4. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации
- 5. Единые пенсионные службы
- Вопросы для самоконтроля:
- 1. Виды трудовых пенсий.
- 2. Круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.
- 3. Порядок исчисления трудовых пенсий.
- 4. Назначение, выплата и доставка трудовых пенсий.
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 6 Трудовая пенсия по старости Учебные вопросы:
- Введение
- 1. Понятие трудовой пенсии по старости
- 2. Основания, определяющие право на пенсию по старости
- Льготные основания, определяющие право на пенсию по старости
- О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей судов гражданской авиации
- Назначение досрочных пенсий педагогическим работникам
- Досрочные пенсии по старости медицинским работникам
- Досрочные пенсии по старости многодетным матерям
- Досрочные пенсии по старости, назначаемые некоторым категориям инвалидов
- Пенсионное обеспечение граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- 3. Порядок исчисления трудовой пенсии по старости.
- Вопросы для самоконтроля:
- 1. Понятие пенсии по государственному пенсионному обеспечению
- 2. Условия назначения пенсий
- 3. Пенсии (за выслугу лет) федеральным государственным служащим
- 4. Особенности назначения государственной пенсии по старости некоторым категориям граждан
- 4.1. Гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия
- 4.2. Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф
- 4.3. Государственная пенсия по инвалидности
- 5. Особенности назначения, перерасчета и индексации пенсий федеральным государственным гражданским служащим
- 6. Понятие социальной пенсии
- Размеры социальных пенсий
- Вопросы для самоконтроля:
- Понятие пенсии по инвалидности.
- 2. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности.
- 3. Порядок признания граждан инвалидами.
- 4. Структура и размер трудовых пенсий по инвалидности.
- Вопросы для самоконтроля:
- 2. Категории военнослужащих, имеющих право на государственные пенсии. Круг лиц, приравненных к военнослужащим в целях пенсионного обеспечения.
- 2.1. Понятие пенсии за выслугу лет
- 2.2. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним категориям
- 3. Виды пенсий военнослужащим. Пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца.
- 3.1. Пенсия по инвалидности военнослужащим
- 3.2. Пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих
- 3.3. Категории граждан, приравненные к военнослужащим, и их семьи
- 4. Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий военнослужащим
- 4.1. Процедура обращения за пенсией
- 4.2. Особенности процедуры обращения за пенсией военнослужащих и их семей
- 4.3. Особенности назначения пенсий военнослужащим и их семьям
- 4.4. Особенности выплаты пенсий военнослужащим и членам их семьей
- 4.5. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
- 4.6 Право военнослужащих на трудовую пенсию
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 10
- 1. Пожизненное ежемесячное содержание судей
- 2. Дополнительное обеспечение для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
- 3. Дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией
- Размеры доплат по закону от 4 марта 2002г.
- 4. Назначение, выплата и перерасчет пенсий отдельным категориям граждан
- 4.1. Особенности процедуры обращения за пенсией
- Федеральных государственных гражданских служащих
- 4.3. Назначение пенсий
- 4.5. Выплата пенсии
- 4.6. Особенности выплаты пенсий федеральным государственным гражданским служащим
- 4.7. Перерасчет государственных пенсий
- 4.8. Особенности перерасчета пенсий федеральных государственных гражданских служащих
- 4.9. Особенности перерасчета пенсий военнослужащих и их семьей
- 5. Индексация пенсий отдельным категориям граждан
- 5.1. Особенности индексации пенсий федеральных государственных гражданских служащих
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 11 Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения Учебные вопросы:
- Понятие пособий и их классификация
- 2. Виды и содержание пособий по системе социального обеспечения
- 2.1. Пособие по временной нетрудоспособности
- 2.2. Пособие по беременности и родам
- 2.3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности
- 2.4. Единовременное пособие при рождении ребенка
- 2.5. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
- 2.6. Ежемесячное пособие на ребенка
- 2.7. Пособия для граждан из числа детей-сирот
- 2.8. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
- 2.9. Ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту
- 2.10. Единовременные и ежемесячные пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы
- 2.11. Социальное пособие на погребение
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 12 Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение Учебные вопросы:
- Введение
- 1. Принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
- Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
- Виды страхового возмещения
- 1.3. Порядок освидетельствования и переосвидетельствования застрахованного учреждением медико-социальной экспертизы
- 1.4. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
- 2. Медицинская помощь и лечение
- 2.1. Законодательство о медицинской помощи
- 2.2. Виды медико-социальной помощи
- 3. Права отдельных категорий граждан в области охраны здоровья
- Права семьи
- Права женщин
- Права несовершеннолетних
- Права военнослужащих
- Права граждан пожилого возраста
- Права инвалидов
- Права граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях
- Права лиц, задержанных, заключенных под стражу и осужденных
- 4. Лекарственная помощь
- 5. Санаторно-курортное лечение
- Вопросы для самоконтроля:
- Тема 13-1 Социальная помощь и обслуживание граждан Учебные вопросы:
- 1. Понятие социального обслуживания
- 2. Законодательство о социальном обслуживании
- 3. Принципы социального обслуживания
- 4. Виды социального обслуживания
- Стационарное обслуживание
- Полустационарное обслуживание
- Надомное обслуживание
- Социально-консультативная помощь
- Реабилитационное обслуживание
- Реабилитация инвалидов
- Реабилитация детей
- Реабилитация лиц, попавших в чрезвычайную ситуацию
- Государственный сектор социального обслуживания
- Муниципальный сектор социального обслуживания
- Стационарное социальное обслуживание
- Полустационарное обслуживание
- Социальная помощь на дому
- Содержание детей в детских учреждениях
- Срочное социальное обслуживание
- Социально-консультативная помощь
- Порядок оплаты социальных услуг
- Вопросы для самоконтроля:
- Виды льгот по системе социальной поддержки
- Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
- Меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»
- Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий
- Меры социальной поддержки ветеранов труда
- 2. Льготы для инвалидов
- Вопросы для самоконтроля:
- Литература Основная
- Дополнительная
- Нормативные правовые акты Федеральные конституционные законы
- Федеральные законы
- Указы Президента Российской Федерации
- Постановления Правительства Российской Федерации
- Определения и Постановления Конституционного Суда рф
- Постановление Пленума Верховного Суда рф
- Постановления министерств
- Приказы министерств России
- Другие нормативные документы министерств и ведомств
- Содержание
- Тема 8. Пенсии по инвалидности
- Тема 9. Пенсии военнослужащим и членам их семей
- Тема 10. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан
- Тема 11. Пособия и компенсационные выплаты по праву социального обеспечения
- Тема 12. Обязательное медицинское страхование, медицинская помощь и лечение
- Тема 13-1. Социальная помощь и обслуживание граждан