Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
Исполнительная власть – это ветвь единой государственной власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей. Ее самостоятельность имеет организационное и функциональное выражение.
Организационная система состоит из органов гос-ной власти, именуемых по действующему праву органами исполнительной власти. Эти органы специально выделены , с одной стороны , в системе органов гос-ной власти, с другой – в системе исполнительных органов. Они наделены определенной компетенцией, в осуществлении которой самостоятельны. Функциональное назначение данной власти – исполнение законов. Оно невозможно без организующей, управленческой деятельности ее органов. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладают необходимыми для этого механизмами. Гос-ное управление возложено на исполнительную власть, которая представляет собой самостоятельный вид осуществления гос-ной власти (ст 18 Конституции РФ).
Признаки:
Его субъектами являются гос-ные органы, круг которых очерчен в нормативных актах.
Среди них различаются:
А) органы исполнительной власти, система и структура которых определены в нормативных правовых актах
Б) не отнесенные к ним гос-ные органы, осуществляющие исполнительную по своей сути деятельность в государственно-управленческой сфере.
Причем некоторые органы, отнесенные к органам исполнительной власти, именуются также исполнительными органами государственной власти (Правительство РФ, высшие исполнительные органы гос-ной власти субъектов).
По своей юридической природе гос-ное управление – изначально исполнительная деятельность и не может быть какой-либо другой. Однако общее понятие данной деятельности выражают два ее начала:
1)исполнение законов и иных принятых в соответствии с ними н-п-а
2) распорядительство, подчиненное той же цели
В юридической литературе советского периода гос-ное управление – тождественная исполнительно-распорядительная деятельность его органов либо всех гос-ных органов – исполнительная по отношению к закону и распорядительная, выражающаяся во властном воздействии на общественные отношения.
В конституциях и уставах некоторых субъектов РФ закрепляется, что их соответствующие органы осуществляют исполнительно-распорядительную деят-ть, что соответствует ее юридической сущности.
Понятие «исполнительно-распорядительная деятельность» - ФЗ от 16 сентября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в котором говорится об осуществлении фед органами государственной власти и органами гос-ной власти субъектов РФ исполнительно-распорядительных полномочий в отношении муниципальных образований и ОМС (ст 5-6), о наделении должностных лиц местного самоуправления исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст 2), местная администрация именуется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (ст 34).
Государственно-властная сущность, которая наиболее отчетливо проявляется в его правотворческой, правоприменительной и правоохранительных формах деятельности органов управлении.
Гос-ное управление является правовым – его организация регламентируется правом, в основном административным, оно функционирует на правовой основе и в рамках системы прав РФ, субъекты управления действуют в пределах компетенции, закрепленной н-п-а. устанавливающими их правовое положение.
Гос-ное управление – подзаконно: оно должно осущ на основании и во исполнение законов. Законы устанавливают правила, определяющие цели гос-ва в соотв сферах, а гос-ное управление – его действия, направленные на достижение данных целей.
По содержанию – представляет собой организующую деятельность гос-ва в лице его исполнительных органов.
Предметное содержание – непосредственное исполнение законов, регулирующих отношения в различных отраслях и сферах экономики, социально-культурного и административно-политического строительства.
Государственное управление осуществляется в масштабе всего общества на уровне РФ и ее субъектов, имеет место и проявляется во всех сферах и отраслях общественной жизни – общегосударственный характер.
Характеризуется постоянным, непрерывным осуществлением на профессиональной основе деятельности, ориентированной на его специфические задачи и функции.
Механизм государственного управления
Главные компоненты:
субъекты
функции
формы
методы
стадии
Многообразие функций: анализ ситуаций, планирование, прогнозирование, программирование информационное обеспечение, регулирование, организация координации, контроль.
Всесторонний анализ ситуаций: необходимое условие научно обоснованного управления, в том числе правильного определения его целей и задач, эффективных способов его выполнения.
Планирование: определение достижения конкретных результатов деятельности в тот или иной период, а также путей и средств их достижения – функция и метод управления. В положениях о федеральных министерствах предусматривается их обязанность вносить в Правительство РФ проекты планов и прогнозные показатели деятельности министерств.
Прогнозирование: научное обоснование перспектив, выработка стратегии управления и предвидение его результатов исходя из анализа изменений и процессов, происходящих в жизни общества.
Программирование: определение целей деятельности, а также экономических, организационно-правовых условий и средств достижения.
Информация – базовая функция функционирования исполнительной власти.
Обеспечение качественной информацией управляемых объектов является важнейшим направлением деятельности органов управления.
ФЗ от 8 февраля 2009 г № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности гос-ных органов органы МС» - действие распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности гос-ных органов и органов МС. По предметам ведения субъектов РФ – законами и иными н-п-а субъектов РФ.
Регулирование – установление определенного правового режима той или иной деятельности либо решение вопроса и его корректировка в зависимости от изменяющихся условий.
Управление применяется к случаям осуществления всех или части его функций в отношении управляемого объекта; характеризуется прямой связью между субъектов и подведомственными ему объектами управления, наличием относительно постоянных админ-правовых отношений между ними.
Регулирование отличается узкой специализацией функций и методов управляющего воздействия; оно реализуется в виде нормативно-правового влияния на процессы, совершающиеся в экономике, технике, медицине, образовании. Регулирование может касаться объектов управления, либо определенных видов деятельности, либо применения или использования предметов, либо определенных вопросов.
Организация – вид деятельности, состоящий в формировании системы гос-ного управления и обеспечении ее функционирования – заключается в определении и образовании системы органов гос-ного управления, установлении их правового положения, формировании гос-ной службы в этих органах, совершенствовании структуры управления, его форм и методов.
Координация – обеспечение согласованной работы различных органов управления, подведомственных им объектов с целью наиболее эффективного выполнения их общих или взаимосвязанных задач.
Достигается: либо соглашение между ее заинтересованными участниками, либо властным предписанием уполномоченного государственного органа, обязательным для координируемых участников.
Контроль – установление соответствия фактической деятельности правовым предписаниям и заданиям. Это один из способов обеспечения дисциплины и законности в деятельности органов гос-ного управления, организаций, а также физических лиц. Обладает свойством регулирующего воздействия на управляемые процессы: позволяет влиять на изменение, корректировку, отмену принятых решений с точки зрения не только их законности, но и целесообразности. Контроль – стадия процесса управления. Выполняет информационную функцию в отношениях между субъектом и объектом управления по принципу обратной связи.
Формы и методы гос-ного управления.
Формы гос-ного управления – внешние выражения управляющего воздействия.
Методы гос-ного управления – способы управляющего воздействия на управляемые объекты.
Важно различать функции, формы и методы гос-ного управления и его органов, которые обладают ими в различном объеме и сочетании в зависимости от особенностей в правовом положении, целей и задач конкретных видов данных органов.
Функции органов не следует смешивать с их конкретными задачами и полномочиями по осуществлению функций.
Гос-ное управление осуществляется в определенном порядке.
Процесс управления включает следующие стадии:
определение целей и задач, подлежащих выполнению
подготовка и принятием решений, необходимых для их выполнения
организация выполнения принятых решений
контроль за их выполнением.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть I
- Коллектив авторов:
- I. Предмет, метод, нормы, отношения, управление, исполнительная власть, органы исполнительной власти. Президент рф, правительство рф и др.
- Административное право в системе российского права.1
- Предмет административного права.
- Управленческие отношения могут возникать между предприятиями и учреждениями, их долж лицами, наделенными полномочиями публичной власти с физ.Лицами и их организациями.
- Отношения управленческого хар-ра, возникающие в системе законодат., исполнит., суд. Власти, прокурорского надзора, Счетной палаты, контрольно-счетных органов субьектов рф, избират.Комиссий
- Источники административного права.
- Административно-правовой метод регулирования.
- Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- Основные черты административно-правовых отношений.
- Предпосылки возникновения адм отношений: а-п норма, адм правосубъектность участников, юридический факт.
- Предпосылки возникновения административных правоотношений.
- Понятие и цели организации управления.
- Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 5.По организационно-правовым формам различаются:
- В зависимости от подведомственности федеральных органов исполнительной власти
- По соотношению с исполнительной властью
- 8. В зависимости от участия в осуществлении полномочий
- 9. По характеру компетенции
- 10. По порядку разрешения подведомственных вопросов
- 11. По способу образования
- Методы деятельности органов исполнительной власти.
- Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 2) Принцип сочетания централизации и децентрализации
- Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти.
- Президент рф и исполнительная власть.
- 1) Юридическая зависимость Правительства рф от Президента рф:
- Президент рф устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с к рф, фкз и фз (Указ Президента рф от 12 мая 2088 г. №4):
- Президент рф осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий вс рф (п.1 ст.87 к рф) и Председатель Совета Безопасности рф.
- Издаваемые Президентом рф указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории рф. (п. Ст.90 к рф)
- Правовая природа поручений Президента рф. Порядок исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 28 марта 2011 г. N 352)
- Правовое положение Правительства рф.
- II. Функции Аппарата Правительства
- Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- II. Основные задачи и функции Посольства
- III. Структура и организация деятельности Посольства
- II. Основные задачи и функции Консульского учреждения
- Правовой статус полномочного представителя Президента рф.
- I. Основные задачи полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 3. В состав Администрации входят:
- 4. Администрация формируется в целях:
- II. Правовые акты управления
- Правовые акты управления: понятие, виды.
- По юридическим свойствам:
- По форме:
- По их наименованию:
- В зависимости от способа охраны правовых актов управления от можно выделить акты (деление по 2009 г.):
- Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- Действие правовых актов управления.
- Приостановление действия правовых актов управления.
- Утрата силы правовыми актами управления.
- Административный договор.
- III. Статус субъектов административного права. Режим военного положения и чрезвычайного положения.
- Административно-правовой статус граждан.
- Административно-правовые гарантии прав граждан.
- Порядок рассмотрения обращений граждан в рф.
- Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- Регистрация актов гражданского состояния.
- Паспортная система.
- Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- Особенности административно-правового положения мгу им. М.В. Ломоносова.
- Режим военного положения.
- Режим чрезвычайного положения.
- Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в рф.
- Индивидуальные предприниматели как субъекты административного права.
- Правовые основы организации оказания медицинской помощи.
- IV. Государственная служба
- Понятие, виды, принципы государственной службы.
- Правовые основы государственной службы.
- Государственная должность: понятие, виды.
- Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- Государственные служащие: понятие и виды.
- Правовые основы государственной гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Основы административно-правового статуса гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- 1. Общегражданские права и обязанности
- 2. Права и обязанности госуд. Служащих
- 3. Ограничения, обусловленные требованиями гражд. Службы
- 4. Запреты в связи с прохождением гражд. Службы
- 5. Требования к поведению гражд. Служащих
- Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Дисциплинарная ответственность гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г. Ответственность за несоблюдение основных обязанностей по ст. 15 фз.
- Часть I 144