logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 1_ответы на экзаменаци

Понятие, виды, принципы государственной службы.

Нормативка: ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» 1995г., ФЗ «О системе государственной службы в РФ» 2003г.

В нормативно-правовых актах (НПА) однозначного толкования понятия «гос. служба» нет. Поэтому до одного места умные административисты толкуют «гос. службу» в широком и узком смысле.

Государственная служба в широком смысле – выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях: в гос. органах, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях (т.е. гос. служащими признаются министр, учитель школы и т.п.)

Государственная служба в узком смысле – выполнение служащими своих обязанностей в гос. органах (т.е. только должностные лица).

По ФЗ 1995 года государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. (примерно так и в ФЗ 2003г.) Её субъекты – только те лица, кто занимает государственные должности.

Субъекты гос. службы – лица, признанные гос. служащими .

Лица, которые берут полномочия из Уставов, Конституций не несут госуд. службы.

Признаки государственной службы:

1. Осуществляется на профессиональной основе

2. Признание такой деятельности служебной

3. Разнородность субъектов (РФ, субъекты РФ, их гос. органы, лица замещающие гос. должности РФ и её субъектов.

4. Дифференциация должностей в гос. органах на государственные и негосударственные, не являющиеся должностями гос. службы.

Виды государственной службы:

1. По ФЗ 2003 года – государственная гражданская служба, военная, правоохранительная.

2. По принципу федерализма: федеральная гос. служба ведения РФ и ведения субъекта РФ (ст.71 КРФ)

НО !!! На федеральную службу и службу субъектов подразделяется только государственная ГРАЖДАНСКАЯ служба. Военная и правоохранительная – виды федеральной госуд. службы

3. Государственная служба в органах законодательной, исполнительной и судебной власти (прокуратура, избирательные комиссии) – по разделению властей

Статья 3. (ФЗ 2003) Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы 

1. федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

2. законность;

3. приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4. равный доступ граждан к государственной службе;

5. единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6. взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7. открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8. профессионализм и компетентность государственных служащих;

9. защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.