Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
ФЗ «О системе государственной службы в РФ» 2003г.
Особенности:
1. Права и обязанности в строго определённой компетенции
2. Их осуществление носит официальный характер
3. Тесное переплетение прав о обязанностей (бывает непонятно – право это или обязанность)
4. Единообразное исполнение обязанностей
5. Право на карьеру
6. Ограничение общегражданских прав служащих с целью обеспечения эффективной служебной деятельности
7. Льготы и повышенная ответственность за правонарушения
Содержание правового положения гос. служащих:
1. Общегражданские права и обязанности (точно такие как у граждан минус возможность заниматься предпринимательской деятельностью в некоторых случаях)
2. Права и обязанности по занимаемой службе. Бывают общими (для всех гос. служащих) и специальными (для данного вида гос. службы)
Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.
Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:
признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
отказа от представления сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.
Назначение на гос. должность – акт компетентного гос. органа или должностного лица по официальному возложению полномочий, прав и обязанностей в зависимости от должности.
Конкурс – конкретная форма замещения должностей с элементом выборности. Бывает конкурс документов и конкурс-испытание.
Аттестация – 1 раз в два или четыре года, для определения уровня проф. подготовки и соответствия занимаемой должности. НПА – Постановление Мин. Труда 1992г. «О порядке проведения аттестации гос. служащих органов исполнительной власти»
Повышение квалификации – в Российской академии гос. службы (РАГС), академии народного хозяйства при Правительстве. Это учебные заведения для повышения квалификации.
Ограничения по статусу (ФЗ 1995):
заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
принимать участие в забастовках;
использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
* Гос. служба до 60 лет
**Возможно продление, но не более чем на год за раз
***Продление после 65-ти запрещено
**** После 65-ти можно продолжить работу на условиях срочного трудового контракта
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть I
- Коллектив авторов:
- I. Предмет, метод, нормы, отношения, управление, исполнительная власть, органы исполнительной власти. Президент рф, правительство рф и др.
- Административное право в системе российского права.1
- Предмет административного права.
- Управленческие отношения могут возникать между предприятиями и учреждениями, их долж лицами, наделенными полномочиями публичной власти с физ.Лицами и их организациями.
- Отношения управленческого хар-ра, возникающие в системе законодат., исполнит., суд. Власти, прокурорского надзора, Счетной палаты, контрольно-счетных органов субьектов рф, избират.Комиссий
- Источники административного права.
- Административно-правовой метод регулирования.
- Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- Основные черты административно-правовых отношений.
- Предпосылки возникновения адм отношений: а-п норма, адм правосубъектность участников, юридический факт.
- Предпосылки возникновения административных правоотношений.
- Понятие и цели организации управления.
- Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 5.По организационно-правовым формам различаются:
- В зависимости от подведомственности федеральных органов исполнительной власти
- По соотношению с исполнительной властью
- 8. В зависимости от участия в осуществлении полномочий
- 9. По характеру компетенции
- 10. По порядку разрешения подведомственных вопросов
- 11. По способу образования
- Методы деятельности органов исполнительной власти.
- Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 2) Принцип сочетания централизации и децентрализации
- Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти.
- Президент рф и исполнительная власть.
- 1) Юридическая зависимость Правительства рф от Президента рф:
- Президент рф устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с к рф, фкз и фз (Указ Президента рф от 12 мая 2088 г. №4):
- Президент рф осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий вс рф (п.1 ст.87 к рф) и Председатель Совета Безопасности рф.
- Издаваемые Президентом рф указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории рф. (п. Ст.90 к рф)
- Правовая природа поручений Президента рф. Порядок исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 28 марта 2011 г. N 352)
- Правовое положение Правительства рф.
- II. Функции Аппарата Правительства
- Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- II. Основные задачи и функции Посольства
- III. Структура и организация деятельности Посольства
- II. Основные задачи и функции Консульского учреждения
- Правовой статус полномочного представителя Президента рф.
- I. Основные задачи полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 3. В состав Администрации входят:
- 4. Администрация формируется в целях:
- II. Правовые акты управления
- Правовые акты управления: понятие, виды.
- По юридическим свойствам:
- По форме:
- По их наименованию:
- В зависимости от способа охраны правовых актов управления от можно выделить акты (деление по 2009 г.):
- Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- Действие правовых актов управления.
- Приостановление действия правовых актов управления.
- Утрата силы правовыми актами управления.
- Административный договор.
- III. Статус субъектов административного права. Режим военного положения и чрезвычайного положения.
- Административно-правовой статус граждан.
- Административно-правовые гарантии прав граждан.
- Порядок рассмотрения обращений граждан в рф.
- Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- Регистрация актов гражданского состояния.
- Паспортная система.
- Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- Особенности административно-правового положения мгу им. М.В. Ломоносова.
- Режим военного положения.
- Режим чрезвычайного положения.
- Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в рф.
- Индивидуальные предприниматели как субъекты административного права.
- Правовые основы организации оказания медицинской помощи.
- IV. Государственная служба
- Понятие, виды, принципы государственной службы.
- Правовые основы государственной службы.
- Государственная должность: понятие, виды.
- Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- Государственные служащие: понятие и виды.
- Правовые основы государственной гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Основы административно-правового статуса гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- 1. Общегражданские права и обязанности
- 2. Права и обязанности госуд. Служащих
- 3. Ограничения, обусловленные требованиями гражд. Службы
- 4. Запреты в связи с прохождением гражд. Службы
- 5. Требования к поведению гражд. Служащих
- Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Дисциплинарная ответственность гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г. Ответственность за несоблюдение основных обязанностей по ст. 15 фз.
- Часть I 144