logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 1_ответы на экзаменаци

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.

Правовая норма – это общеобязательное гос-ное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на неоднократное применение и распространяющееся, как правило, на персонально не определенный круг его исполнителей.

Принципиальный признак – возможность применения за ее нарушение мер гос-но-правового воздействия.

Административно-правовая норма предназначена для регулирования управленческих отношений, возникающих главным образом в связи с формированием и осуществлением гос-ного управления и местного самоуправления.

Нормами административного права прежде всего устанавливаются права и обязанности субъектов управленческих отношений, регулируются взаимоотношений между ними с учетом того, что одна из их сторон обладает юридически властными полномочиями. Одновременно закрепляются права другой стороны и их организационно-правовые гарантии, в частности, на их судебную и внесудебную защиту.

Принципиальная особенность административно-правовых норм - большинство из них являются императивными нормами, содержащими обязательные предписания должного или возможного поведения субъектов в предписанных ими границах; их регулирующее воздействие всегда связа­но с проявлением власти одной из сторон.

Императивность может выражаться:

а) в прямом предписании, обя­зывающем субъекта правоотношения поступить определенным об­разом;

б) в предоставлении возможности субъекту правоотношения из­брать один из предусмотренных в норме вариантов поведения;

в) в пре­доставлении возможности действовать по своему усмотрению, однако в пределах, определенных нормой.

Иногда такую форму императив­ности административно-правовой нормы называют диспозитивно-разрешительной, реализуемой только субъектами, на которых рас­пространяется ее действие (норма, закрепляющая право гражданина РФ выезда за пределы территории РФ).

Структура административно-правовых норм

Структура административно-правовых норм, предназначенных для регулирования нормальных управленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а устанавливающих ответственность по административному праву — диспозиции и санкции.

Особенности этих элементов:

1) Гипотеза — элемент административно-правовой нормы, выража­ющий условия, при наступлении которых необходимо руководство­ваться данной нормой.

Может быть определенной (конкретной) для данной пра­вовой нормы либо относительно определенной и общей для несколь­ких норм (особенно характерен для норм, устанавливающих компетенцию органов управления, должностных лиц; может содержаться в преамбулах нормативных актов, их статьях, определяющих назначение данного органа. Орган управления или должностное лицо сами решают вопрос о применении или неприменении обусловленных общей гипотезой правовых норм в зависимости от конкретных обстоятельств).

2) Диспозиция - это само правило поведения, выраженное в правовой норме. Может быть определенной (найденный паспорт подлежит сдаче в органы внутренних дел) и относительно определенной (при необходимости дл я получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству РФ)

3) Санкция – это мера гос-ного принуждения, предусмотренная за нарушение установленных нормой правил поведения. Санкциями явл меры административного принуждения (административные, дисциплинарные).

Могут быть определенными и относительно определенными. Иногда за нарушение может быть предусмотрено две или более санкций, но применяться они могут в количестве, определенном нормативными актами. ФЗ «О гос-ной гражданской службе РФ» за должностной проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строго выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения. Но за конкретный дисциплинарный проступок к нарушителю может быть применено лишь одно из указанных взысканий.

При определенности элементов админ-правовой нормы субъекты отношений должны поступать в строгом соответствии с ее предписанием.

При их относительной определенности субъекты могут выбирать вариант поведения в зависимости от обстоятельств, обозначенных, хотя и не исчерпывающим образом, в данной правовой норме.

Виды административно-правовых норм.

1) В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.

Мате­риальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений.

Процессуальные нормы административ­ного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами АП (порядок рассмотрения жалоб гос-ными органами и их должностными лицами).

Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. Процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.

2) По юридическому содержанию предписания нормы административ­ного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.

Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых она распространяется, действовать в предусмотренных в норме усло­виях определенным образом, указанным в данной норме (обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).

Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных дан­ной нормой (запрещены на территории Российской Фе­дерации оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, определенных Федеральным законом «Об оружии», изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных зако­нодательством РФ).

Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмо­трению (норма, закрепляющая право гражданина на об­жалование действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц» нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение).

Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, от- носящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти (норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ).

Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности- это различные меры поощрения, применения налоговых, тарифных льгот + административные наказания и дисциплинарные взыскания.

Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности. Они являются правовыми постольку, поскольку содержаться в правовом акте компетентного органа; предполагают широкое усмотрение органов и лиц, которым в отношении их исполнения. Для граждан их исполне­ние обычно не является обязательным.

Реакция государственных органов, органов местного самоуправления, государственных служащих на ре­комендательные нормы, установленные компетентным органом, является обязательной. Но адресаты рекомендательных норм сами решают вопрос об их исполнении в зависимости от конкретных усло­вий и возможностей: о неисполнении, например, по объективным причинам; о наиболее целесообразном при данных обстоятельствах варианте исполнения. Например, Правительство РФ в своем постановление от 11 марта 2011 г. № 164 рекомендовало органам исполни­тельной власти субъектов РФ. осуществляющим полномочия по го­сударственному контролю (надзору) в сфере образования, провести в 3-месячный срок аккредитацию граждан и организаций, привлека­емых в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзо­ра) в сфере образования. Аккредитация должна проводиться на осно­вании распорядительного акта уполномоченного органа с соблюде­нием порядка, установленного Правительством РФ. Невыполнение рекомендательных норм может повлечь юридические последствия. В приведенном случае по смыслу рекомендуемых норм неаккредито­ванные граждане не могут привлекаться в качестве экспертов.

От рекомендательных норм необходимо отличать рекомендации как метод правового воздействия в виде конкретных предписаний, на­пример, рекомендация органам самим урегулировать тот или иной вопрос, установить порядок выполнения того или иного задания.

3) По характеру диспозиции административно-правовые нормы де­лятся на императивные, т.е. содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего повеления, например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочия. В случае, если такого рола соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.

4) По степени общности выражения правила поведения различают об­щие и специальные административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, по обще­му правилу, специальные нормы - речь идет о нормах равной юридической силы.

5) По степени полноты изложения правил поведения различают опре­деленные и бланкетные нормы, т.е. в которых само правило пове­ления не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного са­моуправления может их установить.

6) В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы общефедерального значения, республиканские субъектов РФ. региональные, местные.

7) По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в зако­нах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть кон­кретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и долж­ностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствую­щие нормы.

8) В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, уста­навливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправле­ния; государственных и муниципальных служащих: организаций.

9) С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нор­мы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.

10) По действию во времени административно-правовые нормы делят­ся на ограниченные и не ограниченные сроком или периодом време­ни действия.

11) По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответ-ть за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.