Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
Правовая норма – это общеобязательное гос-ное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на неоднократное применение и распространяющееся, как правило, на персонально не определенный круг его исполнителей.
Принципиальный признак – возможность применения за ее нарушение мер гос-но-правового воздействия.
Административно-правовая норма предназначена для регулирования управленческих отношений, возникающих главным образом в связи с формированием и осуществлением гос-ного управления и местного самоуправления.
Нормами административного права прежде всего устанавливаются права и обязанности субъектов управленческих отношений, регулируются взаимоотношений между ними с учетом того, что одна из их сторон обладает юридически властными полномочиями. Одновременно закрепляются права другой стороны и их организационно-правовые гарантии, в частности, на их судебную и внесудебную защиту.
Принципиальная особенность административно-правовых норм - большинство из них являются императивными нормами, содержащими обязательные предписания должного или возможного поведения субъектов в предписанных ими границах; их регулирующее воздействие всегда связано с проявлением власти одной из сторон.
Императивность может выражаться:
а) в прямом предписании, обязывающем субъекта правоотношения поступить определенным образом;
б) в предоставлении возможности субъекту правоотношения избрать один из предусмотренных в норме вариантов поведения;
в) в предоставлении возможности действовать по своему усмотрению, однако в пределах, определенных нормой.
Иногда такую форму императивности административно-правовой нормы называют диспозитивно-разрешительной, реализуемой только субъектами, на которых распространяется ее действие (норма, закрепляющая право гражданина РФ выезда за пределы территории РФ).
Структура административно-правовых норм
Структура административно-правовых норм, предназначенных для регулирования нормальных управленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а устанавливающих ответственность по административному праву — диспозиции и санкции.
Особенности этих элементов:
1) Гипотеза — элемент административно-правовой нормы, выражающий условия, при наступлении которых необходимо руководствоваться данной нормой.
Может быть определенной (конкретной) для данной правовой нормы либо относительно определенной и общей для нескольких норм (особенно характерен для норм, устанавливающих компетенцию органов управления, должностных лиц; может содержаться в преамбулах нормативных актов, их статьях, определяющих назначение данного органа. Орган управления или должностное лицо сами решают вопрос о применении или неприменении обусловленных общей гипотезой правовых норм в зависимости от конкретных обстоятельств).
2) Диспозиция - это само правило поведения, выраженное в правовой норме. Может быть определенной (найденный паспорт подлежит сдаче в органы внутренних дел) и относительно определенной (при необходимости дл я получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству РФ)
3) Санкция – это мера гос-ного принуждения, предусмотренная за нарушение установленных нормой правил поведения. Санкциями явл меры административного принуждения (административные, дисциплинарные).
Могут быть определенными и относительно определенными. Иногда за нарушение может быть предусмотрено две или более санкций, но применяться они могут в количестве, определенном нормативными актами. ФЗ «О гос-ной гражданской службе РФ» за должностной проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строго выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения. Но за конкретный дисциплинарный проступок к нарушителю может быть применено лишь одно из указанных взысканий.
При определенности элементов админ-правовой нормы субъекты отношений должны поступать в строгом соответствии с ее предписанием.
При их относительной определенности субъекты могут выбирать вариант поведения в зависимости от обстоятельств, обозначенных, хотя и не исчерпывающим образом, в данной правовой норме.
Виды административно-правовых норм.
1) В зависимости от юридического назначения административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы устанавливают правовое положение участников управленческих отношений: их права, обязанности, ответственность, основы взаимоотношений.
Процессуальные нормы административного права регламентируют порядок реализации прав, обязанностей, ответственности субъектов, предусмотренных материальными нормами АП (порядок рассмотрения жалоб гос-ными органами и их должностными лицами).
Материальные и процессуальные административно-правовые нормы взаимосвязаны. Процессуальные нормы выступают в качестве важной правовой формы гарантий наиболее полной реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами.
2) По юридическому содержанию предписания нормы административного права подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные.
Обязывающая норма содержит предписание субъектам, на которых она распространяется, действовать в предусмотренных в норме условиях определенным образом, указанным в данной норме (обязанность владельца транспортного средства зарегистрировать его в учреждении ГИБДД).
Запрещающая норма содержит предписание, указывающее на недопустимость совершения действий в условиях, определенных данной нормой (запрещены на территории Российской Федерации оборот в качестве гражданского и служебного оружия видов оружия, определенных Федеральным законом «Об оружии», изъятие у гражданина РФ паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Уполномочивающая норма содержит предписание, позволяющее субъектам избрать в его пределах вариант поведения по своему усмотрению (норма, закрепляющая право гражданина на обжалование действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц» нарушающих его права). Для субъектов публичной власти такое предписание может включать в его обязанность избрать тот или иной вариант действий, указанный в норме (применить одно из альтернативных наказаний, предусмотренных за соответствующее административное правонарушение).
Уполномочивающие нормы необходимо отличать от нормы, от- носящейся к формированию компетенции субъекта публичной власти (норму постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г., которой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регистрации юридических лиц было признано МНС РФ).
Стимулирующие нормы содержат предписания, направленные на создание материальной или моральной заинтересованности субъектов в результатах их деятельности- это различные меры поощрения, применения налоговых, тарифных льгот + административные наказания и дисциплинарные взыскания.
Рекомендательные нормы содержат правила возможного поведения, советы наиболее целесообразных решений (действий) с точки зрения их эффективности. Они являются правовыми постольку, поскольку содержаться в правовом акте компетентного органа; предполагают широкое усмотрение органов и лиц, которым в отношении их исполнения. Для граждан их исполнение обычно не является обязательным.
Реакция государственных органов, органов местного самоуправления, государственных служащих на рекомендательные нормы, установленные компетентным органом, является обязательной. Но адресаты рекомендательных норм сами решают вопрос об их исполнении в зависимости от конкретных условий и возможностей: о неисполнении, например, по объективным причинам; о наиболее целесообразном при данных обстоятельствах варианте исполнения. Например, Правительство РФ в своем постановление от 11 марта 2011 г. № 164 рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ. осуществляющим полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования, провести в 3-месячный срок аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования. Аккредитация должна проводиться на основании распорядительного акта уполномоченного органа с соблюдением порядка, установленного Правительством РФ. Невыполнение рекомендательных норм может повлечь юридические последствия. В приведенном случае по смыслу рекомендуемых норм неаккредитованные граждане не могут привлекаться в качестве экспертов.
От рекомендательных норм необходимо отличать рекомендации как метод правового воздействия в виде конкретных предписаний, например, рекомендация органам самим урегулировать тот или иной вопрос, установить порядок выполнения того или иного задания.
3) По характеру диспозиции административно-правовые нормы делятся на императивные, т.е. содержащие строго определенные предписания, не подлежащие изменению по усмотрению субъектов, и диспозитивные, позволяющие субъектам отношений самим определить содержание, порядок и условия своего повеления, например, нормы о соглашении между федеральными органами исполнительной власти и аналогичными органами субъектов РФ о передаче ими осуществления тех или иных полномочия. В случае, если такого рола соглашения не заключены, они обязаны сами осуществлять соответствующие полномочия.
4) По степени общности выражения правила поведения различают общие и специальные административно-правовые нормы. В случае коллизий между такими нормами должны применяться, по общему правилу, специальные нормы - речь идет о нормах равной юридической силы.
5) По степени полноты изложения правил поведения различают определенные и бланкетные нормы, т.е. в которых само правило повеления не установлено, но дана отсылка к определенным правилам либо указано, какой государственный орган или орган местного самоуправления может их установить.
6) В зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления различаются административно-правовые нормы общефедерального значения, республиканские субъектов РФ. региональные, местные.
7) По юридической силе выделяются нормы, содержащиеся в законах и подзаконных актах. По этому критерию они могут быть конкретизированы с учетом иерархии и компетенции органов и должностных лиц, издающих правовые акты, содержащие соответствующие нормы.
8) В зависимости от адресатов выделяются, в частности, нормы, устанавливающие административно-правовое положение физических лиц; органов государственного управления и местного самоуправления; государственных и муниципальных служащих: организаций.
9) С учетом сферы действия надо различать общеобязательные нормы, действие которых распространяется на все регулируемые ими отношения, и внутрисистемные нормы, регулирующие отношения между управленческими звеньями системы данного органа, в его внутренних пределах.
10) По действию во времени административно-правовые нормы делятся на ограниченные и не ограниченные сроком или периодом времени действия.
11) По своему целевому назначению различаются нормы, предназначенные для установления, закрепления и развития позитивных процессов в обществе, и нормы, устанавливающие ответ-ть за определенные виды правонарушений и в качестве таковых также нацеленные на развитие указанных процессов.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть I
- Коллектив авторов:
- I. Предмет, метод, нормы, отношения, управление, исполнительная власть, органы исполнительной власти. Президент рф, правительство рф и др.
- Административное право в системе российского права.1
- Предмет административного права.
- Управленческие отношения могут возникать между предприятиями и учреждениями, их долж лицами, наделенными полномочиями публичной власти с физ.Лицами и их организациями.
- Отношения управленческого хар-ра, возникающие в системе законодат., исполнит., суд. Власти, прокурорского надзора, Счетной палаты, контрольно-счетных органов субьектов рф, избират.Комиссий
- Источники административного права.
- Административно-правовой метод регулирования.
- Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- Основные черты административно-правовых отношений.
- Предпосылки возникновения адм отношений: а-п норма, адм правосубъектность участников, юридический факт.
- Предпосылки возникновения административных правоотношений.
- Понятие и цели организации управления.
- Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 5.По организационно-правовым формам различаются:
- В зависимости от подведомственности федеральных органов исполнительной власти
- По соотношению с исполнительной властью
- 8. В зависимости от участия в осуществлении полномочий
- 9. По характеру компетенции
- 10. По порядку разрешения подведомственных вопросов
- 11. По способу образования
- Методы деятельности органов исполнительной власти.
- Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 2) Принцип сочетания централизации и децентрализации
- Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти.
- Президент рф и исполнительная власть.
- 1) Юридическая зависимость Правительства рф от Президента рф:
- Президент рф устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с к рф, фкз и фз (Указ Президента рф от 12 мая 2088 г. №4):
- Президент рф осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий вс рф (п.1 ст.87 к рф) и Председатель Совета Безопасности рф.
- Издаваемые Президентом рф указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории рф. (п. Ст.90 к рф)
- Правовая природа поручений Президента рф. Порядок исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 28 марта 2011 г. N 352)
- Правовое положение Правительства рф.
- II. Функции Аппарата Правительства
- Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- II. Основные задачи и функции Посольства
- III. Структура и организация деятельности Посольства
- II. Основные задачи и функции Консульского учреждения
- Правовой статус полномочного представителя Президента рф.
- I. Основные задачи полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 3. В состав Администрации входят:
- 4. Администрация формируется в целях:
- II. Правовые акты управления
- Правовые акты управления: понятие, виды.
- По юридическим свойствам:
- По форме:
- По их наименованию:
- В зависимости от способа охраны правовых актов управления от можно выделить акты (деление по 2009 г.):
- Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- Действие правовых актов управления.
- Приостановление действия правовых актов управления.
- Утрата силы правовыми актами управления.
- Административный договор.
- III. Статус субъектов административного права. Режим военного положения и чрезвычайного положения.
- Административно-правовой статус граждан.
- Административно-правовые гарантии прав граждан.
- Порядок рассмотрения обращений граждан в рф.
- Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- Регистрация актов гражданского состояния.
- Паспортная система.
- Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- Особенности административно-правового положения мгу им. М.В. Ломоносова.
- Режим военного положения.
- Режим чрезвычайного положения.
- Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в рф.
- Индивидуальные предприниматели как субъекты административного права.
- Правовые основы организации оказания медицинской помощи.
- IV. Государственная служба
- Понятие, виды, принципы государственной службы.
- Правовые основы государственной службы.
- Государственная должность: понятие, виды.
- Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- Государственные служащие: понятие и виды.
- Правовые основы государственной гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Основы административно-правового статуса гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- 1. Общегражданские права и обязанности
- 2. Права и обязанности госуд. Служащих
- 3. Ограничения, обусловленные требованиями гражд. Службы
- 4. Запреты в связи с прохождением гражд. Службы
- 5. Требования к поведению гражд. Служащих
- Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Дисциплинарная ответственность гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г. Ответственность за несоблюдение основных обязанностей по ст. 15 фз.
- Часть I 144