Методы деятельности органов исполнительной власти.
Методы деятельности ОИВ - способы достижения целей государственного управления в процессе осуществления органами исполнительной власти его задач и функций.
Административные методы являются правовыми:
закрепляются нормами права;
осуществляются на основе права;
выражаются в правовых формах;
влекут за собой правовые последствия в силу их правового оформления.
В методах управления непосредственно проявляется характер управляющего воздействия субъекта управления на объект, характер их взаимосвязи; поскольку в конечном счете объектом воздействия являются поведение, деятельность, то в этом смысле объектами могут быть признаны и нижестоящие органы-субъекты.
Данные методы воплощаются в самом процессе управления, обеспечивают его качество, практически они реализуются тем или иным органом управления с учетом особенностей управляемого объекта, места в системе управления и профиля деятельности и т. д.
В зависимости от общности методов деятельности органов государственного управления выделяют методы убеждения и принуждения. Это основные методы, используемые ОИВ при осуществлении их задач и функций. С концептуальных позиций главным из них является убеждение, которое предполагает создание прочной социальной основы политической деятельности всего государства. Его цель — обеспечить добровольное и сознательное соблюдение правопорядка, а также обязанностей перед обществом и государством. Сфера убеждения должна охватывать не только физических лиц и их объединения, но и кадры всех властных образований.
Формы реализации метода убеждения:
материальное и моральное поощрение;
привлечение к обсуждению государственных проектов нормативных правовых актов;
привлечение общественности к работе государственных органов;
разъяснение законодательства;
инструктирование, инспектирование;
проведение организационно-массовых мероприятий и т. д., при этом метод убеждения не следует рассматривать лишь как способ самоорганизации государственных органов и деятельности их кадров.
Метод принуждения имеет по отношению к методу убеждения вспомогательное значение и должен применяться к лицам, совершившим правонарушения, недобросовестно выполняющим свои обязанности перед обществом и государством, а также в необходимых случаях для обеспечения общественной безопасности.
Указанное соотношение методов убеждения и принуждения возможно лишь в нормально функционирующем стабильном обществе, в котором государственная власть основана и функционирует на демократических принципах.
2) Исходя из содержания управляющего воздействия различают административные и экономические методы, находящиеся во взаимосвязи, и должны применяться в органическом сочетании.
Административные методы — способы непосредственного юридического властного воздействия на поведение людей, на деятельность организаций путем одностороннего установления прав и обязанностей, подлежащих обязательному исполнению и подкрепляемых возможностью юридического обеспечения исполнения.
Административные методы выражаются в установлении общеобязательных правил, администрировании (непосредственном одностороннем распорядительстве), запретах, в необходимости получения разрешений, применения мер административного принуждения и т. д.
Административные методы органично присущи управленческой деятельности.
Экономические методы — это способы косвенного воздействия на поведение людей и деятельность организаций через их экономические интересы. Экономические методы основаны на использовании таких категорий, как денежно-товарные отношения, прибыль, цена, тарифы, кредит, налоги. Они выражаются как в удовлетворении того или иного экономического интереса, так и в материальной ответственности за невыполнение обязанностей.
По форме экономические методы также являются административно-правовыми постольку, поскольку они декретируются в административном порядке, опосредуются нормами административного либо финансового права.
Экономические методы обладают значительным как позитивным, так и разрушительным потенциалом, например, высокие налоги, проценты кредита негативно влияют на развитие предпринимательства. Необходимо не конъюнктурное использование, а научно обоснованное сочетание административных и экономических методов как условие эффективности управленческой деятельности.
В методах управления выражаются связи, характерные для взаимоотношений между различными видами субъектов (объектов).
В методах воздействия на органы исполнительной власти субъектов РФ со стороны ФОГВ прямое юридически-властное воздействие уступает оказанию помощи, методам согласований и контроля исполнения федеральных правовых актов общего значения.
Надо иметь в виду, что государственное управление — юридически- властная деятельность, которой в рамках, установленных законом, охватываются также органы управления субъектов РФ, особенно по предметам и полномочиям совместного ведения органов исполнительной власти РФ и ее субъектов (государственная власть есть власть, она едина, и об этом забывать не следует).
В практической деятельности органов государственной власти стали чаще использоваться такие приемы, как одобрение решений, инициатив, программ, сопровождаемые иногда конкретными предписаниями ОИВ в обеспечении их реализации.
Также органами гос управления используются методы непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения в пределах предоставленной им компетенции. Более широко они применяются, в отношении государственных организаций и в сфере административно-политической деятельности.
Методы управления связаны с компетенцией его субъектов и диктуются необходимостью ее реализации. При наличии общности методов органы государственного управления действуют также свойственными им специфическими методами в зависимости от их сферы деятельности, задач и содержания функций. В числе таких методов выделяются широко распространенные методы регистрации, лицензирования, а также программирования, государственных заказов. По существу они различны, но для них характерно то, что применять их могут лишь специально уполномоченные субъекты. Это связано с тем, что регистрация и лицензирование могут непосредственно затрагивать интересы широких масс населения и безопасности общества и государства, а методы программирования и государственные заказы утверждаются в виде нового типа методов решения государственных задач, не основанных на административном централизованном директивном планировании.
5) Регистрация может быть:
уведомительной, или заявительной. Она обязательна; субъект, уполномоченный ее производить, не вправе отказать в регистрации. Ее функция учетная, не требующая получения предварительного разрешения на совершение регистрируемого действия. Но отказ от его регистрации может повлечь юридические последствия, предусмотренные нормативными правовыми актами, например, уведомительной является регистрация в Минюсте России нормативных правовых актов субъектов РФ;
обязательная, выступающая в качестве юридического факта, с которым законодатель связывает: легитимность функционирования той или иной организации; возникновение, изменение и прекращение конкретных правоотношений; признание определенных обязанностей; удостоверение предусмотренных правовыми актами фактических обстоятельств.
правообразующей, которая влечет признание права, его возникновение, переход и т. п., например, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусмотренная ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
необходимой, обязательно предшествующей правомерному совершению какого-либо действия или осуществлению деятельности, например, юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». До регистрации организация не признается субъектом гражданского права (юридическим лицом) и не может быть самостоятельным участником гражданского оборота; выпуск на линию транспортного средства допускается после его регистрации в установленном порядке.
Регистрация прав на недвижимость возложена на специальные регистрирующие органы, юридических лиц — на определенные налоговые органы и т. п.
Регистрация, влекущая юридические последствия, применяется во многих других случаях и сферах деятельности. Порядок ее осуществления определяется в зависимости от цели регистрации и регламентируется многими правовыми актами. Например, предусмотрена регистрация актов гражданского состояния; граждан в местах пребывания и по месту своего жительства; безработных; беженцев; вынужденных переселенцев; лиц, страдающих определенными заболеваниями; оружия; транспортных средств; кассовых аппаратов; нормативных правовых актов федеральных министерств и других органов исполнительной власти и т. д.
6) Разрешения используются в целях упорядочения определенных видов осуществления гос-ного контроля за обеспечением безопасности определенных видов деятельности либо совершения действий.
Разновидностью разрешений является лицензирование осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. Оно регламентируется ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими законами, а также подзаконными актами. Данный Закон определяет перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии и виды отношений, связанные с осуществлением лицензирования, к которым его положения не применяются.
Особенности лицензирования могут устанавливаться ФЗ, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: оказание услуг связи, телевизионное вещание и радиовещание; частная детективная деятельность и частная охранная деятельность; образовательная деятельность (за искл указанной деят-ти, осуществляемой негос-ными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).
К лицензируемым относятся виды деятельности юр лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан; окружающей среде; объектам культурного наследия народов РФ; обороне и безопасности гос-ва. При этом их регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование как метод деятельности лицензирующих органов - это мероприятия, связанные с предоставлением, переоформлением лицензий, продлением срока действия лицензий, осуществлением лицензионного контроля, приостановлением, возобновлением, прекращением действия и аннулированием лицензий, формированием и ведением реестра лицензий, формированием гос-ного информационного ресурса, а также по представлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юр лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные вести лицензирование конкретных видов деятельности, определяются Правительством РФ. Их перечень утвержден его постановлением от 11 апреля 2000 г. Оно же утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности и принимает н-п-а по вопросам лицензирования; утверждает типовую форму лицензии.
В случаях, предусмотренных ФЗ, осуществление полномочий РФ в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано ОГВ субъектов РФ.
Лицензирование конкретных видов деятельности осуществляют лицензирующие органы. Лицензирующий орган либо выдает, либо отказывает в выдаче лицензии.
Отказ возможен:
наличие в док-тах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям
представление соискателем лицензии заявления о лицензировании вида деятельности, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.
Лицензирующие органы контролируют соблюдение лицензиатом лицензионных требований. Они имеют право давать предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований; приостанавливать действие лицензии в случаях; привлечения лицензиата к админ ответ-ти за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном зак-вом РФ; назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деят-ти за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном зак-вом РФ.
Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.
Н-п-а предусматривается также лицензирование определенных видов деятельности юридических и действий физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью (учреждений образования, здравоохранения, приобретение оружия, отстрел диких животных охотниками-любителями и др.).
7) Планирование ограничивается соответственно уровнями федеральных органов, органов субъектов РФ и муниципальных образований. Оно органично увязывается с переводом бюджетного процесса на программно-целевой метод. Финансирование будет осуществляться не по затратному принципу, а исходя из планируемых, количественно определенных целей функционирования социально-экономических сфер, подведомственных соответствующим органам. Ограничен круг инструментов их воздействия: собственные бюджетные средства, лицензирование и некоторые другие. В результате создаются благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности.
Директивное, в том числе и централизованное, планирование осуществляется по весьма ограниченному кругу показателей лишь в отношении государственных предприятий и учреждений.
В системе методов управления видное место занимают методы программирования экономического, социально-культурного и других видов развития. С помощью программ осуществляется целевое управление в различных сферах.
Основными видами программ являются федеральные и региональные (их разновидность — межрегиональные программы). Они, в свою очередь, подразделяются на: а) отраслевые и межотраслевые; б) общего характера и целевые.
Система программ обусловливается сложным механизмом государственного регулирования. Их заказчиками и разработчиками являются гос органы и иные организации. Они предполагают отбор исполнителей программных мероприятий или программ в целом, который может осуществляться на конкурсной основе.
В целевых программах должно предусматриваться:
решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно- технических, природоохранных и других важнейших задач;
согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
комплексность и экономическая безопасность предусматриваемых мероприятий;
согласованность решения федеральных и региональных задач;
достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.
По целевым программам предусматриваются целевое финансирование их выполнения и государственный контроль за расходованием средств по реализуемым программам - это важнейшее условием реальности программ. Допуская принцип долевого государственно-коммерческого финансирования, государство, не вмешиваясь в деятельность негосударственных инвесторов, содействует созданию законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств. В механизм выполнения программ могут включаться как государственные, так и негосударственные структуры.
Программное управление позволяет обеспечивать согласование федеральных и региональных интересов, а также способствовать развитию отраслей и сфер, имеющих приоритетное значение; усиливает его вневедомственный характер.
Программы определяют не только содержание деятельности органов государственного управления, но и планирование их реализации. Однако планы в современных условиях не могут предусматривать конкретные адресные задания предприятиям, учреждениям и организациям. Планируется прежде всего деятельность государственных заказчиков программ, которая не может ущемлять статуса предприятий, учреждений и организаций. Их подключение к реализации программ может осуществляться путем размещения государственных заказов, методом экономического стимулирования, посредством заключения договоров (соглашений).
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставке продукции для федеральных государственных нужд». В нем определены процедура выбора проблем для программной разработки, формирования, рассмотрения и утверждения программ, механизм их реализации, а также ответственность органов исполнительной власти за разработку и реализацию программ.
Государственные заказы – гибкий и своеобразный инструмент государственного регулирования, не противоречащий рыночным отношениям. Субъекты рынка часто ориентируются на государственные заказы.
Принципы, порядок формирования, размещения и исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»120.
Государственные нужды - потребности в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации целевых программ, а также поставка материальных ценностей в государственный резерв.
Законы и иные правовые акты, отражая особенности регулирования отношений, связанных с формированием и размещением заказов, позволяют выделить их общие наиболее важные моменты:
заказы формируются, размещаются и исполняются на контрактной основе;
заказы размещаются на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и ими исполняются;
государственные заказчики утверждаются Правительством РФ и компетентными органами исполнительной власти субъектов РФ. Государственные заказчики организуют работу по выполнению целевых программ и обеспечению поставки (закупки) продукции для государственных нужд. Они обеспечиваются за счет средств бюджетов и внебюджетного финансирования;
финансовые ресурсы, главным образом из бюджетов, выделяются государственному заказчику, который осуществляет финансирование выполнения заказов;
гарантом обязательств государственного заказчика выступают соответствующие органы исполнительной власти. Например, обязательств федеральных государственных заказчиков — Правительство РФ (ст. 3 Закона от 10 ноября 1994 г.);
заказы размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов;
государственные заказчики вправе на договорной основе передать соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям выполнение части своих функций на определенных условиях;
государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом бюджетом, и являются ответственными за реализацию целевых программ и обеспечение федеральных или региональных государственных нужд;
государственные заказчики и исполнители заказов имеют взаимные права и обязанности, а также несут установленную ответственность за неисполнение своих обязанностей;
заказы, как правило, размещаются путем открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов;
в установленных случаях заключение государственных контрактов на поставку продукции для государственных нужд является обязательным. Например, для федеральных казенных предприятий, обладающих монополией на производство отдельных видов продукции. Не вправе отказаться от заключения государственных контрактов на поставку материальных ценностей в государственный резерв, кроме того, предприятия, занимающие доминирующее положение на товарном рынке, предприятия-монополисты, предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%, и др.
Государственный заказ применяется не только в регулировании экономики, но и в других сферах; в области науки, образования и т. д.
ФЗ о гражданской службе предусматривает гос заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих. Размещение гос заказа осуществляется гос-ными органами на конкурсной основе в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышение квалификации гражданских служащих и гос-ную аккредитацию. Гос заказ субъекта РФ, включая порядок его размещения, объем и структуру, утверждается законом или иным н-п-а субъекта РФ с учетом положений ст. 63 ФЗ о гражданской службе.
Гос заказ определяется как задание на очередной календарный год ФОИВ (государственным заказчикам) на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в пределах предусмотренных в федеральном бюджете средств на эти цели.
Государственный заказ размещается в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального обучения государственных служащих. Он осуществляется государственным заказчиком, как правило, на конкурсной основе в период формирования заявок федеральных органов исполнительной власти на государственный заказ.
Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании гос служащих РФ» утверждено Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования гос-ными служащими РФ и постановление Правительства РФ от 17 апреля 2008 г «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения гос заказа на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку гос гражданских служащих» определяются основания, цели, структура, процедура формирования, содержание и утверждение гос заказа относительно категорий и групп гражданских служащих на их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
Сейчас функции, связанные с гос заказом в отношении гос гражданских служащих, возложены на Минздравсоцразвития РФ, которое осуществляет их во взаимодействии с администрацией Президента РФ.
Главные гарантии размещения и выполнения государственных заказов:
сочетание обязательных и добровольных начал принятия заказов и заинтересованность в их выполнении;
обязанность заказчика обеспечить их выполнение необходимыми финансовыми и иными ресурсами;
взаимная ответственность заказчика и исполнителя государственных заказов. За невыполнение государственного заказа могут применяться наряду с гражданско-правовыми и иные санкции, предусмотренные федеральным законом, определяющим особенности поставок продукции (работ, услуг) для выполнения государственного заказа.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть I
- Коллектив авторов:
- I. Предмет, метод, нормы, отношения, управление, исполнительная власть, органы исполнительной власти. Президент рф, правительство рф и др.
- Административное право в системе российского права.1
- Предмет административного права.
- Управленческие отношения могут возникать между предприятиями и учреждениями, их долж лицами, наделенными полномочиями публичной власти с физ.Лицами и их организациями.
- Отношения управленческого хар-ра, возникающие в системе законодат., исполнит., суд. Власти, прокурорского надзора, Счетной палаты, контрольно-счетных органов субьектов рф, избират.Комиссий
- Источники административного права.
- Административно-правовой метод регулирования.
- Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- Основные черты административно-правовых отношений.
- Предпосылки возникновения адм отношений: а-п норма, адм правосубъектность участников, юридический факт.
- Предпосылки возникновения административных правоотношений.
- Понятие и цели организации управления.
- Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 5.По организационно-правовым формам различаются:
- В зависимости от подведомственности федеральных органов исполнительной власти
- По соотношению с исполнительной властью
- 8. В зависимости от участия в осуществлении полномочий
- 9. По характеру компетенции
- 10. По порядку разрешения подведомственных вопросов
- 11. По способу образования
- Методы деятельности органов исполнительной власти.
- Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 2) Принцип сочетания централизации и децентрализации
- Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти.
- Президент рф и исполнительная власть.
- 1) Юридическая зависимость Правительства рф от Президента рф:
- Президент рф устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с к рф, фкз и фз (Указ Президента рф от 12 мая 2088 г. №4):
- Президент рф осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий вс рф (п.1 ст.87 к рф) и Председатель Совета Безопасности рф.
- Издаваемые Президентом рф указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории рф. (п. Ст.90 к рф)
- Правовая природа поручений Президента рф. Порядок исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 28 марта 2011 г. N 352)
- Правовое положение Правительства рф.
- II. Функции Аппарата Правительства
- Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- II. Основные задачи и функции Посольства
- III. Структура и организация деятельности Посольства
- II. Основные задачи и функции Консульского учреждения
- Правовой статус полномочного представителя Президента рф.
- I. Основные задачи полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 3. В состав Администрации входят:
- 4. Администрация формируется в целях:
- II. Правовые акты управления
- Правовые акты управления: понятие, виды.
- По юридическим свойствам:
- По форме:
- По их наименованию:
- В зависимости от способа охраны правовых актов управления от можно выделить акты (деление по 2009 г.):
- Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- Действие правовых актов управления.
- Приостановление действия правовых актов управления.
- Утрата силы правовыми актами управления.
- Административный договор.
- III. Статус субъектов административного права. Режим военного положения и чрезвычайного положения.
- Административно-правовой статус граждан.
- Административно-правовые гарантии прав граждан.
- Порядок рассмотрения обращений граждан в рф.
- Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- Регистрация актов гражданского состояния.
- Паспортная система.
- Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- Особенности административно-правового положения мгу им. М.В. Ломоносова.
- Режим военного положения.
- Режим чрезвычайного положения.
- Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в рф.
- Индивидуальные предприниматели как субъекты административного права.
- Правовые основы организации оказания медицинской помощи.
- IV. Государственная служба
- Понятие, виды, принципы государственной службы.
- Правовые основы государственной службы.
- Государственная должность: понятие, виды.
- Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- Государственные служащие: понятие и виды.
- Правовые основы государственной гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Основы административно-правового статуса гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- 1. Общегражданские права и обязанности
- 2. Права и обязанности госуд. Служащих
- 3. Ограничения, обусловленные требованиями гражд. Службы
- 4. Запреты в связи с прохождением гражд. Службы
- 5. Требования к поведению гражд. Служащих
- Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Дисциплинарная ответственность гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г. Ответственность за несоблюдение основных обязанностей по ст. 15 фз.
- Часть I 144