logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 1_ответы на экзаменаци

Методы деятельности органов исполнительной власти.

Методы деятельности ОИВ - способы достижения целей государственного управления в процессе осуществления органами исполнительной власти его задач и функций.

Административные методы являются правовыми:

В методах управления непосредственно проявляется характер управляющего воздействия субъекта управления на объект, характер их взаимосвязи; поскольку в конечном счете объектом воздействия являются поведение, деятельность, то в этом смысле объектами могут быть признаны и нижестоящие органы-субъекты.

Данные методы воплощаются в самом процессе управления, обеспечивают его качество, практически они реализуются тем или иным органом управления с учетом особенностей управляемого объекта, места в системе управления и профиля деятельности и т. д.

  1. В зависимости от общности методов деятельности органов государственного управления выделяют методы убеждения и принуждения. Это основные методы, используемые ОИВ при осуществлении их задач и функций. С концептуальных позиций главным из них является убеждение, которое предполагает создание прочной социальной основы политической деятельности всего государства. Его цель — обеспечить добровольное и сознательное соблюдение правопорядка, а также обязанностей перед обществом и государством. Сфера убеждения должна охватывать не только физических лиц и их объединения, но и кадры всех властных образований.

Формы реализации метода убеждения:

Метод принуждения имеет по отношению к методу убеждения вспомогательное значение и должен применяться к лицам, совершившим правонарушения, недобросовестно выполняющим свои обязанности перед обществом и государством, а также в необходимых случаях для обеспечения общественной безопасности.

Указанное соотношение методов убеждения и принуждения возможно лишь в нормально функционирующем стабильном обществе, в котором государственная власть основана и функционирует на демократических принципах.

2) Исходя из содержания управляющего воздействия различают административные и экономические методы, находящиеся во взаимосвязи, и должны применяться в органическом сочетании.

Административные методы способы непосредственного юридического властного воздействия на поведение людей, на деятельность организаций путем одностороннего установления прав и обязанностей, подлежащих обязательному исполнению и подкрепляемых возможностью юридического обеспечения исполнения.

Административные методы выражаются в установлении общеобязательных правил, администрировании (непосредственном одностороннем распорядительстве), запретах, в необходимости получения разрешений, применения мер административного принуждения и т. д.

Административные методы органично присущи управленческой деятельности.

Экономические методы — это способы косвенного воздействия на поведение людей и деятельность организаций через их экономические интересы. Экономические методы основаны на использовании таких категорий, как денежно-товарные отношения, прибыль, цена, тарифы, кредит, налоги. Они выражаются как в удовлетворении того или иного экономического интереса, так и в материальной ответственности за невыполнение обязанностей.

По форме экономические методы также являются административно-правовыми постольку, поскольку они декретируются в административном порядке, опосредуются нормами административного либо финансового права.

Экономические методы обладают значительным как позитивным, так и разрушительным потенциалом, например, высокие налоги, проценты кредита негативно влияют на развитие предпринимательства. Необходимо не конъюнктурное использование, а научно обоснованное сочетание административных и экономических методов как условие эффективности управленческой деятельности.

  1. В методах управления выражаются связи, характерные для взаимоотношений между различными видами субъектов (объектов).

В методах воздействия на органы исполнительной власти субъектов РФ со стороны ФОГВ прямое юридически-властное воздействие уступает оказанию помощи, методам согласований и контроля исполнения федеральных правовых актов общего значения.

Надо иметь в виду, что государственное управление — юридически- властная деятельность, которой в рамках, установленных законом, охватываются также органы управления субъектов РФ, особенно по предметам и полномочиям совместного ведения органов исполнительной власти РФ и ее субъектов (государственная власть есть власть, она едина, и об этом забывать не следует).

В практической деятельности органов государственной власти стали чаще использоваться такие приемы, как одобрение решений, инициатив, программ, сопровождаемые иногда конкретными предписаниями ОИВ в обеспечении их реализации.

Также органами гос управления используются методы непосредственных императивных предписаний и государственного принуждения в пределах предоставленной им компетенции. Более широко они применяются, в отношении государственных организаций и в сфере административно-политической деятельности.

  1. Методы управления связаны с компетенцией его субъектов и диктуются необходимостью ее реализации. При наличии общности методов органы государственного управления действуют также свойственными им специфическими методами в зависимости от их сферы деятельности, задач и содержания функций. В числе таких методов выделяются широко распространенные методы регистрации, лицензирования, а также программирования, государственных заказов. По существу они различны, но для них характерно то, что применять их могут лишь специально уполномоченные субъекты. Это связано с тем, что регистрация и лицензирование могут непосредственно затрагивать интересы широких масс населения и безопасности общества и государства, а методы программирования и государственные заказы утверждаются в виде нового типа методов решения государственных задач, не основанных на административном централизованном директивном планировании.

5) Регистрация может быть:

Регистрация прав на недвижимость возложена на специальные регистрирующие органы, юридических лиц — на определенные налоговые органы и т. п.

Регистрация, влекущая юридические последствия, применяется во многих других случаях и сферах деятельности. Порядок ее осуществления определяется в зависимости от цели регистрации и регламентируется многими правовыми актами. Например, предусмотрена регистрация актов гражданского состояния; граждан в местах пребывания и по месту своего жительства; безработных; беженцев; вынужденных переселенцев; лиц, страдающих определенными заболеваниями; оружия; транспортных средств; кассовых аппаратов; нормативных правовых актов федеральных министерств и других органов исполнительной власти и т. д.

6) Разрешения используются в целях упорядочения определенных видов осуществления гос-ного контроля за обеспечением безопасности определенных видов деятельности либо совершения действий.

Разновидностью разрешений является лицензирование осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. Оно регламентируется ФЗ от 4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», другими законами, а также подзаконными актами. Данный Закон определяет перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии и виды отношений, связанные с осуществлением лицензирования, к которым его положения не применяются.

Особенности лицензирования могут устанавливаться ФЗ, регулирующими осуществление следующих видов деятельности: оказание услуг связи, телевизионное вещание и радиовещание; частная детективная деятельность и частная охранная деятельность; образовательная деятельность (за искл указанной деят-ти, осуществляемой негос-ными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»).

К лицензируемым относятся виды деятельности юр лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан; окружающей среде; объектам культурного наследия народов РФ; обороне и безопасности гос-ва. При этом их регулирование не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование как метод деятельности лицензирующих органов - это мероприятия, связанные с предоставлением, переоформлением лицензий, продлением срока действия лицензий, осуществлением лицензионного контроля, приостановлением, возобновлением, прекращением действия и аннулированием лицензий, формированием и ведением реестра лицензий, формированием гос-ного информационного ресурса, а также по представлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юр лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные вести лицензирование конкретных видов деятельности, определяются Правительством РФ. Их перечень утвержден его постановлением от 11 апреля 2000 г. Оно же утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности и принимает н-п-а по вопросам лицензирования; утверждает типовую форму лицензии.

В случаях, предусмотренных ФЗ, осуществление полномочий РФ в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано ОГВ субъектов РФ.

Лицензирование конкретных видов деятельности осуществляют лицензирующие органы. Лицензирующий орган либо выдает, либо отказывает в выдаче лицензии.

Отказ возможен:

Лицензирующие органы контролируют соблюдение лицензиатом лицензионных требований. Они имеют право давать предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований; приостанавливать действие лицензии в случаях; привлечения лицензиата к админ ответ-ти за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном зак-вом РФ; назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деят-ти за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном зак-вом РФ.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Н-п-а предусматривается также лицензирование определенных видов деятельности юридических и действий физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью (учреждений образования, здравоохранения, приобретение оружия, отстрел диких животных охотниками-любителями и др.).

7) Планирование ограничивается соответственно уровнями федеральных органов, органов субъектов РФ и муниципальных образований. Оно органично увязывается с переводом бюджетного процесса на программно-целевой метод. Финансирование будет осуществляться не по затратному принципу, а исходя из планируемых, количественно определенных целей функционирования социально-экономических сфер, подведомственных соответствующим органам. Ограничен круг инструментов их воздействия: собственные бюджетные средства, лицензирование и некоторые другие. В результате создаются благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности.

Директивное, в том числе и централизованное, планирование осуществляется по весьма ограниченному кругу показателей лишь в отношении государственных предприятий и учреждений.

В системе методов управления видное место занимают методы программирования экономического, социально-культурного и других видов развития. С помощью программ осуществляется целевое управление в различных сферах.

Основными видами программ являются федеральные и региональные (их разновидность — межрегиональные программы). Они, в свою очередь, подразделяются на: а) отраслевые и межотраслевые; б) общего характера и целевые.

Система программ обусловливается сложным механизмом государственного регулирования. Их заказчиками и разработчиками являются гос органы и иные организации. Они предполагают отбор исполнителей программных мероприятий или программ в целом, который может осуществляться на конкурсной основе.

В целевых программах должно предусматриваться:

По целевым программам предусматриваются целевое финансирование их выполнения и государственный контроль за расходованием средств по реализуемым программам - это важнейшее условием реальности программ. Допуская принцип долевого государственно-коммерческого финансирования, государство, не вмешиваясь в деятельность негосударственных инвесторов, содействует созданию законодательной базы для повышения их инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств. В механизм выполнения программ могут включаться как государственные, так и негосударственные структуры.

Программное управление позволяет обеспечивать согласование федеральных и региональных интересов, а также способствовать развитию отраслей и сфер, имеющих приоритетное значение; усиливает его вневедомственный характер.

Программы определяют не только содержание деятельности органов государственного управления, но и планирование их реализации. Однако планы в современных условиях не могут предусматривать конкретные адресные задания предприятиям, учреждениям и организациям. Планируется прежде всего деятельность государственных заказчиков программ, которая не может ущемлять статуса предприятий, учреждений и организаций. Их подключение к реализации программ может осуществляться путем размещения государственных заказов, методом экономического стимулирования, посредством заключения договоров (соглашений).

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует РФ, утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставке продукции для федеральных государственных нужд». В нем определены процедура выбора проблем для программной разработки, формирования, рассмотрения и утверждения программ, механизм их реализации, а также ответственность органов исполнительной власти за разработку и реализацию программ.

  1. Государственные заказы – гибкий и своеобразный инструмент государственного регулирования, не противоречащий рыночным отношениям. Субъекты рынка часто ориентируются на государственные заказы.

Принципы, порядок формирования, размещения и исполнения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регулируется ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»120.

Государственные нужды - потребности в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации целевых программ, а также поставка материальных ценностей в государственный резерв.

Законы и иные правовые акты, отражая особенности регулирования отношений, связанных с формированием и размещением заказов, позволяют выделить их общие наиболее важные моменты:

Государственный заказ применяется не только в регулировании экономики, но и в других сферах; в области науки, образования и т. д.

ФЗ о гражданской службе предусматривает гос заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих. Размещение гос заказа осуществляется гос-ными органами на конкурсной основе в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышение квалификации гражданских служащих и гос-ную аккредитацию. Гос заказ субъекта РФ, включая порядок его размещения, объем и структуру, утверждается законом или иным н-п-а субъекта РФ с учетом положений ст. 63 ФЗ о гражданской службе.

Гос заказ определяется как задание на очередной календарный год ФОИВ (государственным заказчикам) на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в пределах предусмотренных в федеральном бюджете средств на эти цели.

Государственный заказ размещается в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление дополнительного профессионального обучения государственных служащих. Он осуществляется государственным заказчиком, как правило, на конкурсной основе в период формирования заявок федеральных органов исполнительной власти на государственный заказ.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании гос служащих РФ» утверждено Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования гос-ными служащими РФ и постановление Правительства РФ от 17 апреля 2008 г «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения гос заказа на профессиональную подготовку, повышение квалификации и стажировку гос гражданских служащих» определяются основания, цели, структура, процедура формирования, содержание и утверждение гос заказа относительно категорий и групп гражданских служащих на их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Сейчас функции, связанные с гос заказом в отношении гос гражданских служащих, возложены на Минздравсоцразвития РФ, которое осуществляет их во взаимодействии с администрацией Президента РФ.

Главные гарантии размещения и выполнения государственных заказов: