Предмет административного права.
Предмет – круг общественных отношений, регулируемых нормами административного права.
Алехин: гос-во – субъект социального управления – реализует свои полномочия через систему спец субъектов: своих органов: законодательных, исполнительных, суденбных. Обязательно содержится эл-т управленческого воздействия. Специальное управление поручено ИВ. Другие не обладают специально созданным механизмом по исполнению законов во всех сферах общественной жизни.
Гос управление в узком смысле слова – осуществление исполнительной власти.
Характеристика гос управления: нет последовательности в наименовании гос органов, осуществляющих управление в узком смысле слова:
- акцент – органы ИВ – особые спец. Субъеткы, созданных для осуществления ИВ.
- в Указах Президента - не все исполнительные органы, кот. осуществляют ИВ, их перечень считается исчерпывающим.
- ФКЗ «О Правительстве» - высший исполнительный орган.
- ОИВ субъектов РФ по ФЗ – исполнительные органы, но не все являются органами ИВ.
Базовые общ отношения, сост предмет АП - организационные отношения,возникающие в процессе форм-я и осущ-я гос управления (управленческие отношения)
Признаки:
Основания возникновения: организация и осущ-е гос.управления. Все другие признаки от него производны.
Юр.зависимость одной стороны от другой, неравенство участников — властные отн-я – одна из сторон обладает полномочиями принимать властные решения в отношении другой.
НО не всякое общ.отн-е в сфере гос.упр-я является управленческим, регулируемым АП.
Н-р, отн-я хоз. товариществ и общ-в с дочерними общ-вами
Вид организационных отношений — возникают в связи с осуществлением функций управления, определяет сущность управленческих отношений.
Могут возникать по поводу имущества
НО не приобретают эквивалентно-возмездный хар-р, не имеют денежного выражения и не подлежат денежной оценке.
Объектом управленческих отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой, не может быть оказание гос-ных услуг властного хар-ра.
Характер конкретных управленческих отношений зависит от целей деят-ти субьектов, способов достижения целей.
Н-р, суд. приставы (обеспечивают соблюдение правил режимных объектов) и суд. приставы-исполнители (обеспечение практического исполнения суд. исп. листов) — элемент принудительного воздействия на лиц, добровольно не выполняющих суд. решения
Виды упр. отношений (по сфере возникновения):
внутренние - упр. отношения, ограниченные рамками каждого органа гос. управления
внешние — отн-я органов ГУ с их объектами управления
- множественность видов их субьектов, различных по своейм природе, назначению, прав. положению
-- множественность вариантов упр.отношений между их субъектами
Органы ГУ с
а) физ.лицами, прежде всего гражданами РФ, а также ин гражданами и лицами без гражданства
б) гос и негос организациями различных видов и форм собственности
в) другими органами упр-я между собой как по вертикали, так и по горизонтали
г) гос.служащими
д) исп. органами МО
е) мун. предприятиями, учреждениями, организациями
ж) муницип. служащими
Гос. служащих между собой и мун. служащими
Отн-я, возникающие в системе местного самоупр-я
- регулируется ФЗ от 16 сентября 2003 г. «Об общих принципах организации МС в РФ»
- отн-я органов МС с
а) физ.лицами
б) мун. предприятиями, учреждениями и организациями
в) мун. служащими
- включает лишь ВНЕШНИЕ отношения исп.органов МС
Самоорганизация системы МС находится вне сферы АП, она регулируется муниципальным правом.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть I
- Коллектив авторов:
- I. Предмет, метод, нормы, отношения, управление, исполнительная власть, органы исполнительной власти. Президент рф, правительство рф и др.
- Административное право в системе российского права.1
- Предмет административного права.
- Управленческие отношения могут возникать между предприятиями и учреждениями, их долж лицами, наделенными полномочиями публичной власти с физ.Лицами и их организациями.
- Отношения управленческого хар-ра, возникающие в системе законодат., исполнит., суд. Власти, прокурорского надзора, Счетной палаты, контрольно-счетных органов субьектов рф, избират.Комиссий
- Источники административного права.
- Административно-правовой метод регулирования.
- Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- Основные черты административно-правовых отношений.
- Предпосылки возникновения адм отношений: а-п норма, адм правосубъектность участников, юридический факт.
- Предпосылки возникновения административных правоотношений.
- Понятие и цели организации управления.
- Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 5.По организационно-правовым формам различаются:
- В зависимости от подведомственности федеральных органов исполнительной власти
- По соотношению с исполнительной властью
- 8. В зависимости от участия в осуществлении полномочий
- 9. По характеру компетенции
- 10. По порядку разрешения подведомственных вопросов
- 11. По способу образования
- Методы деятельности органов исполнительной власти.
- Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 2) Принцип сочетания централизации и децентрализации
- Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти.
- Президент рф и исполнительная власть.
- 1) Юридическая зависимость Правительства рф от Президента рф:
- Президент рф устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с к рф, фкз и фз (Указ Президента рф от 12 мая 2088 г. №4):
- Президент рф осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий вс рф (п.1 ст.87 к рф) и Председатель Совета Безопасности рф.
- Издаваемые Президентом рф указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории рф. (п. Ст.90 к рф)
- Правовая природа поручений Президента рф. Порядок исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 28 марта 2011 г. N 352)
- Правовое положение Правительства рф.
- II. Функции Аппарата Правительства
- Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- II. Основные задачи и функции Посольства
- III. Структура и организация деятельности Посольства
- II. Основные задачи и функции Консульского учреждения
- Правовой статус полномочного представителя Президента рф.
- I. Основные задачи полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 3. В состав Администрации входят:
- 4. Администрация формируется в целях:
- II. Правовые акты управления
- Правовые акты управления: понятие, виды.
- По юридическим свойствам:
- По форме:
- По их наименованию:
- В зависимости от способа охраны правовых актов управления от можно выделить акты (деление по 2009 г.):
- Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- Действие правовых актов управления.
- Приостановление действия правовых актов управления.
- Утрата силы правовыми актами управления.
- Административный договор.
- III. Статус субъектов административного права. Режим военного положения и чрезвычайного положения.
- Административно-правовой статус граждан.
- Административно-правовые гарантии прав граждан.
- Порядок рассмотрения обращений граждан в рф.
- Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- Регистрация актов гражданского состояния.
- Паспортная система.
- Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- Особенности административно-правового положения мгу им. М.В. Ломоносова.
- Режим военного положения.
- Режим чрезвычайного положения.
- Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в рф.
- Индивидуальные предприниматели как субъекты административного права.
- Правовые основы организации оказания медицинской помощи.
- IV. Государственная служба
- Понятие, виды, принципы государственной службы.
- Правовые основы государственной службы.
- Государственная должность: понятие, виды.
- Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- Государственные служащие: понятие и виды.
- Правовые основы государственной гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Основы административно-правового статуса гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- 1. Общегражданские права и обязанности
- 2. Права и обязанности госуд. Служащих
- 3. Ограничения, обусловленные требованиями гражд. Службы
- 4. Запреты в связи с прохождением гражд. Службы
- 5. Требования к поведению гражд. Служащих
- Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Дисциплинарная ответственность гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г. Ответственность за несоблюдение основных обязанностей по ст. 15 фз.
- Часть I 144