logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 1_ответы на экзаменаци

Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314:

Федеральное министерство — федеральный орган испол­нительной власти, осуществляющий функции по выработке го­сударственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осущест­вляется исключительно федеральными конституционными за­конами, федеральными законами, актами Президента РФ и Пра­вительства РФ. Федеральное министерство возглавляет входя­щий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Функции по принятию норма­тивно-правовых актов: издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуп­равления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопре­деленный круг лиц.

В установленной министерству сфере деятельности оно не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, право­применительные функции, а также функции по управлению го­сударственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ.

По общему правилу, федеральному министерству подведом­ственны определенные федеральные службы и (или) агентства. Такое министерство осуществляет координацию или контроль деятельности подведомственных ему служб, по отношению к которым его министр наделен различными, в том числе суще­ственными юридически-властными, полномочиями.

Федеральный министр может обладать тре­мя группами полномочий:

а) члена Правительства РФ с правом решающего голоса;

б) единоначального руководителя возглавляемого мини­стерства в сфере его деятельности;

в) по отношению к подведомственным федеральным служ­бам и агентствам.

  1. реализуемые в отношениях с Правительством РФ: право федерального министра вносить предложения (проекты) по вопросам, решаемым Пра­вительством РФ либо иными федеральными органами испол­нительной власти. Так, федеральный министр вносит в Прави­тельство РФ по представлению руководителя федеральной служ­бы, федерального агентства проект положения об этом органе; проекты нормативных правовых актов, относящихся к опреде­ленной ему сфере деятельности и к сферам деятельности феде­ральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ве­дении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными закона­ми, федеральными законами к компетенции Правительства РФ; в Минфин России — предложений по формированию федераль­ного бюджета и финансированию федеральных служб и феде­ральных агентств и др.;

  2. осуществляемые самостоя­тельно как по поручению Президента РФ или Председателя Пра­вительства РФ, так и по своей инициативе. Так, во исполнение их поручений федеральный министр дает поручения федераль­ным службам и федеральным агентствам и контролирует их ис­полнение. Федеральные министры вправе: давать руководите­лям федеральных служб и федеральных агентств, подведомст­венных соответствующим федеральным министерствам, обяза­тельные для исполнения указания: приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной поря­док отмены решения не установлен федеральным законом; ре­шают вопросы назначения на должность и освобождения от должности их определенных руководящих работников, а также руководителей их территориальных органов.

  3. пол­номочия в отношении соответствующих государственных вне­бюджетных фондов в связи с тем, что на федеральное минис­терство возложена координация их деятельности. В этих целях федеральный министр вносит в Правительство РФ предложе­ние о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя внебюджетного государственного фонда; прини­мает нормативные правовые акты по сферам деятельности го­сударственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих дея­тельность государственных внебюджетных фондов, и др.

Федеральная служба (служба) — федеральный орган ис­полнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специ­альные функции в области обороны, государственной безопас­ности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопас­ности.

Функции по контролю и надзору:

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральная служба по надзору в установленной сфере де­ятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности фе­деральной службы.

Федеральная служба может быть подведомственна Прези­денту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральная служба не вправе осуществлять в установлен­ной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство — федеральный орган исполнитель­ной власти, осуществляющий в установленной сфере деятель­ности функции по оказанию государственных услуг, по управ­лению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Правоприменительные функции - изда­ние индивидуальных правовых актов.

Функции по управлению государственным имуще­ством - осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, фе­деральным казенным предприятиям и государственным учреж­дениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акци­ями открытых акционерных обществ.

Функции по оказанию государственных услуг - предоставление федеральными органами исполни­тельной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные орга­низации безвозмездно или по регулируемым органами государ­ственной власти ценам услуг гражданам и организациям в об­ласти образования, здравоохранения, социальной защиты на­селения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Федеральное агентство в пределах своей компетенции из­дает индивидуальные правовые акты на основании и во испол­нение Конституции РФ, федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и федерального министерства, осуществля­ющего координацию и контроль деятельности агентства. Феде­ральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ.

Федеральное агентство не вправе осуществлять норматив­но-правовое регулирование в установленной сфере деятельнос­ти и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанав­ливаемых указами Президента РФ.

Установленные упомянутым Указом ограничения полно­мочий федеральных органов исполнительной власти не распро­страняются на полномочия руководителей по управлению иму­ществом федеральных органов исполнительной власти, закреп­ленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности феде­рального органа исполнительной власти, а также на полномо­чия по контролю деятельности возглавляемых ими федераль­ных органов исполнительной власти.

Исключения из ограничений на издание правовых актов ФОИВ могут быть ус­тановлены указами Президента РФ или постановлениями Прави­тельства РФ: запрета федеральными министерствами осущест­влять в установленной сфере деятельности функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и др.; федеральным службам осуществлять нормативное правовое регулирование в установленной ими сфере деятельности и т. д.

В Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 содержатся принципиальные положения, в соответствии с которыми все упомянутые в нем федеральные органы исполнительной власти принимают отнесенные к их компетенции нормативные пра­вовые или правоприменительные акты на основании и во ис­полнение Конституции РФ, федеральных конституционных за­конов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель­ства РФ, а федеральные службы и федеральные агентства, кроме того, актов федеральных министерств.

Президент РФ в отношении федеральных органов испол­нительной власти, руководство деятельностью которых он осу­ществляет, своими указами:

  1. определяет их функции;

  2. назначает на должность и освобождает от должности ру­ководителей этих органов и их заместителей;

  3. определяет порядок взаимодействия между федеральны­ми органами исполнительной власти, руководство которыми осуществляет, а также порядок их взаимодействия с иными фе­деральными органами исполнительной власти;

  4. утверждает положения о них.

Правительство РФ:

  1. своими постановлениями определяет функции федераль­ных органов исполнительной власти, которыми оно осуществ­ляет руководство;

  2. назначает на должность и освобождает от должности ру­ководителей федеральных служб и федеральных агентств (за ис­ключением руководимых Президентом РФ) по представлению федеральных министерств, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб, федеральных агентств.

Заместители указанных руководителей назначаются на долж­ность и освобождаются от должности соответствующим феде­ральным министром по представлению этих руководителей.

Правительство РФ, если иное не установлено федеральным законом, определяет порядок назначения на должность руко­водителей и членов коллегиальных органов управления феде­ральных служб и федеральных агентств, имеющих статус кол­легиального органа.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств в положениях об указанных органах исполнительной власти и Типовом регламенте.

Правовое положение конкретных федеральных органов ис­полнительной власти определяется непосредственно положени­ями о них.