logo
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО_Ч 1_ответы на экзаменаци

Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.

Формы деятельности ИО – внешнее выражение видов их действий, предусмотренных нормами АП, совершаемых в целях осуществления возложенных на них задач, функций и полномочий.

Многообразие конкретных видов действий ОИВ вытекает из самой творческой организующей сути исполнительно-распорядительной деятельности. Ее властный характер требует:

Основные формы деятельности органов исполнительной власти закрепляются в правовых актах, устанавливающих компетенцию данного органа. Именно в соответствующих формах он может действовать, если иное не предусмотрено обязательными для него нормативными правовыми актами.

В специальной литературе предложены различные варианты классификации форм управления либо деятельности его органов (аппарата управления).

1) материально-технические действия; организационные мероприятия; гражданско-правовые сделки; меры непосредственного принуждения; акты государственного управления;

2) принятие нормативных актов; издание индивидуальных (административных) актов; заключение договоров; представление предусмотренных законодательством обязательных отчетов; совершение других юридически значимых действий;

3) издание правовых актов — нормативных и индивидуальных (принятие решений); проведение организационных мероприятий; осуществление материально-технических мероприятий и т. д.

Формы управления — понятие более узкое, ориентированное на содержание и цели управленческой деятельности. Формы деятельности, в частности, органов исполнительной власти, не исключают, более того, предполагают реализацию ими правоспособности, предусмотренной другими отраслями права. В этом случае снимается как дискуссионный вопрос о такой форме их деятельности, как заключение ими гражданско-правовых договоров.

В зависимости от последствий правомерных действий органов исполнительной власти их формы делятся на правовые и неправовые.

Правовыми называются формы, выражающие действия, влекущие юридические последствия. Важнейшими правовыми формами являются издание нормативных и индивидуальных (административных) актов. Изданием правовых актов обеспечивается управляющее воздействие на отношения в различных сферах общества, осуществляется их правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность.

Специфическими формами управления являются также плановые акты, в том числе целевые программы, а также концепции, доктрины. В управлении различными процессами активнее начали использоваться концепции, доктрины - документы государственных органов, воплощающие собой теоретические обоснования (взгляды) основных направлений в содержании государственной деятельности; чаще всего не содержат конкретных правовых норм, но приобретают характер государственных документов, имеющих юридическое значение. Концепции, доктрины предполагают правотворчество, связанное с их реализацией. Например, утвержденная Президентом РФ 21 апреля 2000 г. Военная доктрина РФ характеризуется как совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ. Вместе с тем констатируется, что реализация ее достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности РФ и ее союзников.

В последние годы возникли и практически реализуются национальные проекты развития образования, здравоохранения, личного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства - важные политико-правовые формы осуществления комплекса финансово-политических, организационных, социально-экономических мероприятий, направленных на решение ключевых задач функционирования и развития соответствующих отраслей и сфер.

Кроме актов и других указанных форм к правовым формам могут быть отнесены административные, и, в известном смысле, гражданские договоры, а также действия, имеющие юридическое значение.

К правовым формам деятельности органов исполнительной власти, связанным с осуществлением управленческой деятельности, относятся административные договоры.

Совершение органами исполнительной власти гражданско-правовых договоров, бесспорно, не является специальной правовой формой государственного управления. Они могут либо должны совершаться органами государственного управления и органами местного самоуправления для обеспечения нормальных финансовых и материально-технических условий своей деятельности.

Заключение международных договоров (соглашений). Правительство РФ в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств. Субъекты РФ участвуют в международных и внешнеэкономических связях, заключают соответствующие договоры и соглашения со сторонами других стран, подписываемых от имени субъекта РФ его высшим должностным лицом. Полномочия органов исполнительной власти соответствующих уровней регламентируются, в частности, ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Неправовыми являются формы, выражающие действия органов исполнительной власти, непосредственно не влекущие правовые последствия: установление, изменение или прекращение правовых норм либо конкретных правоотношений. Они могут лишь инициировать или быть предпосылкой совершения действий, влекущих правовые последствия.

Примерами не правовых форм являются осуществление организационных мероприятий, совершение материально-технических операций.

Организационные формы:

Осуществление материально-технических операций включает:

Совершение материально-технических операций является необходимым условием эффективного использования правовых и организационных форм управленческой деятельности.

Деятельность органов местного самоуправления органично проникает во все формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении: проведение местного референдума, сходов, конференций, собраний, опросов граждан и др. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет многообразие этих форм, регламентирует роль его органов исполнительной власти в их реализации и допускает возможность других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст. 33).

В данном Законе уделено большое внимание регламентации такой формы, как муниципальные правовые акты: здесь определены понятие муниципального правового акта, правовые основы принятия, сфера действия и их юридическая сила.

Согласно закону муниципальный правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.