Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
Формы деятельности ИО – внешнее выражение видов их действий, предусмотренных нормами АП, совершаемых в целях осуществления возложенных на них задач, функций и полномочий.
Многообразие конкретных видов действий ОИВ вытекает из самой творческой организующей сути исполнительно-распорядительной деятельности. Ее властный характер требует:
Офиц оформления указанных действий с тем, чтобы обеспечить определенность в деятельности и взаимоотношениях данных органов между собой , с обществом и его гражданами
Создания правовых предпосылок законности их деятельности
Основные формы деятельности органов исполнительной власти закрепляются в правовых актах, устанавливающих компетенцию данного органа. Именно в соответствующих формах он может действовать, если иное не предусмотрено обязательными для него нормативными правовыми актами.
В специальной литературе предложены различные варианты классификации форм управления либо деятельности его органов (аппарата управления).
1) материально-технические действия; организационные мероприятия; гражданско-правовые сделки; меры непосредственного принуждения; акты государственного управления;
2) принятие нормативных актов; издание индивидуальных (административных) актов; заключение договоров; представление предусмотренных законодательством обязательных отчетов; совершение других юридически значимых действий;
3) издание правовых актов — нормативных и индивидуальных (принятие решений); проведение организационных мероприятий; осуществление материально-технических мероприятий и т. д.
Формы управления — понятие более узкое, ориентированное на содержание и цели управленческой деятельности. Формы деятельности, в частности, органов исполнительной власти, не исключают, более того, предполагают реализацию ими правоспособности, предусмотренной другими отраслями права. В этом случае снимается как дискуссионный вопрос о такой форме их деятельности, как заключение ими гражданско-правовых договоров.
В зависимости от последствий правомерных действий органов исполнительной власти их формы делятся на правовые и неправовые.
Правовыми называются формы, выражающие действия, влекущие юридические последствия. Важнейшими правовыми формами являются издание нормативных и индивидуальных (административных) актов. Изданием правовых актов обеспечивается управляющее воздействие на отношения в различных сферах общества, осуществляется их правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность.
Специфическими формами управления являются также плановые акты, в том числе целевые программы, а также концепции, доктрины. В управлении различными процессами активнее начали использоваться концепции, доктрины - документы государственных органов, воплощающие собой теоретические обоснования (взгляды) основных направлений в содержании государственной деятельности; чаще всего не содержат конкретных правовых норм, но приобретают характер государственных документов, имеющих юридическое значение. Концепции, доктрины предполагают правотворчество, связанное с их реализацией. Например, утвержденная Президентом РФ 21 апреля 2000 г. Военная доктрина РФ характеризуется как совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ. Вместе с тем констатируется, что реализация ее достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности РФ и ее союзников.
В последние годы возникли и практически реализуются национальные проекты развития образования, здравоохранения, личного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства - важные политико-правовые формы осуществления комплекса финансово-политических, организационных, социально-экономических мероприятий, направленных на решение ключевых задач функционирования и развития соответствующих отраслей и сфер.
Кроме актов и других указанных форм к правовым формам могут быть отнесены административные, и, в известном смысле, гражданские договоры, а также действия, имеющие юридическое значение.
К правовым формам деятельности органов исполнительной власти, связанным с осуществлением управленческой деятельности, относятся административные договоры.
Совершение органами исполнительной власти гражданско-правовых договоров, бесспорно, не является специальной правовой формой государственного управления. Они могут либо должны совершаться органами государственного управления и органами местного самоуправления для обеспечения нормальных финансовых и материально-технических условий своей деятельности.
Заключение международных договоров (соглашений). Правительство РФ в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств. Субъекты РФ участвуют в международных и внешнеэкономических связях, заключают соответствующие договоры и соглашения со сторонами других стран, подписываемых от имени субъекта РФ его высшим должностным лицом. Полномочия органов исполнительной власти соответствующих уровней регламентируются, в частности, ФЗ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Неправовыми являются формы, выражающие действия органов исполнительной власти, непосредственно не влекущие правовые последствия: установление, изменение или прекращение правовых норм либо конкретных правоотношений. Они могут лишь инициировать или быть предпосылкой совершения действий, влекущих правовые последствия.
Примерами не правовых форм являются осуществление организационных мероприятий, совершение материально-технических операций.
Организационные формы:
проведение совещаний, в том числе селекторных, конференций по различным вопросам экономического, социально-культурного, управленческого и т. д. характера;
инспектирование;
инструктирование;
обобщение практики управленческой деятельности и распространение ее положительного опыта;
разъяснение содержания нормативных правовых актов;
оказание практической помощи в организации управленческой деятельности и т. д.
Осуществление материально-технических операций включает:
фактическую деятельность по сбору, обработке и доведению до надлежащих адресатов информации, необходимой для целей управленческой деятельности;
подготовку проектов правовых актов; подготовку проектов официальных отчетов, предусмотренных нормативными правовыми актами;
ведение делопроизводства и т. д.
Совершение материально-технических операций является необходимым условием эффективного использования правовых и организационных форм управленческой деятельности.
Деятельность органов местного самоуправления органично проникает во все формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении: проведение местного референдума, сходов, конференций, собраний, опросов граждан и др. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляет многообразие этих форм, регламентирует роль его органов исполнительной власти в их реализации и допускает возможность других форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст. 33).
В данном Законе уделено большое внимание регламентации такой формы, как муниципальные правовые акты: здесь определены понятие муниципального правового акта, правовые основы принятия, сфера действия и их юридическая сила.
Согласно закону муниципальный правовой акт — решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
- Московский государственный университет имени м.В. Ломоносова
- Административное право
- Часть I
- Коллектив авторов:
- I. Предмет, метод, нормы, отношения, управление, исполнительная власть, органы исполнительной власти. Президент рф, правительство рф и др.
- Административное право в системе российского права.1
- Предмет административного права.
- Управленческие отношения могут возникать между предприятиями и учреждениями, их долж лицами, наделенными полномочиями публичной власти с физ.Лицами и их организациями.
- Отношения управленческого хар-ра, возникающие в системе законодат., исполнит., суд. Власти, прокурорского надзора, Счетной палаты, контрольно-счетных органов субьектов рф, избират.Комиссий
- Источники административного права.
- Административно-правовой метод регулирования.
- Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды.
- Основные черты административно-правовых отношений.
- Предпосылки возникновения адм отношений: а-п норма, адм правосубъектность участников, юридический факт.
- Предпосылки возникновения административных правоотношений.
- Понятие и цели организации управления.
- Роль суда в обеспечении законности в государственном управлении.
- Исполнительная власть (понятие, признаки, соотношение с государственным управлением).
- Органы исполнительной власти: понятие и основы правового положения.
- 5.По организационно-правовым формам различаются:
- В зависимости от подведомственности федеральных органов исполнительной власти
- По соотношению с исполнительной властью
- 8. В зависимости от участия в осуществлении полномочий
- 9. По характеру компетенции
- 10. По порядку разрешения подведомственных вопросов
- 11. По способу образования
- Методы деятельности органов исполнительной власти.
- Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.
- Система органов исполнительной власти в рф: понятие, основные звенья.
- 2) Принцип сочетания централизации и децентрализации
- Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.
- Система органов исполнительной власти субъектов рф.
- Требования к структуре регламента федерального органа исполнительной власти.
- Президент рф и исполнительная власть.
- 1) Юридическая зависимость Правительства рф от Президента рф:
- Президент рф устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с к рф, фкз и фз (Указ Президента рф от 12 мая 2088 г. №4):
- Президент рф осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий вс рф (п.1 ст.87 к рф) и Председатель Совета Безопасности рф.
- Издаваемые Президентом рф указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории рф. (п. Ст.90 к рф)
- Правовая природа поручений Президента рф. Порядок исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента рф от 28 марта 2011 г. N 352)
- Правовое положение Правительства рф.
- II. Функции Аппарата Правительства
- Органы Министерства иностранных дел за рубежом.
- II. Основные задачи и функции Посольства
- III. Структура и организация деятельности Посольства
- II. Основные задачи и функции Консульского учреждения
- Правовой статус полномочного представителя Президента рф.
- I. Основные задачи полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- Администрация Президента рф: понятие, основы правового положения.
- 3. В состав Администрации входят:
- 4. Администрация формируется в целях:
- II. Правовые акты управления
- Правовые акты управления: понятие, виды.
- По юридическим свойствам:
- По форме:
- По их наименованию:
- В зависимости от способа охраны правовых актов управления от можно выделить акты (деление по 2009 г.):
- Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
- Действие правовых актов управления.
- Приостановление действия правовых актов управления.
- Утрата силы правовыми актами управления.
- Административный договор.
- III. Статус субъектов административного права. Режим военного положения и чрезвычайного положения.
- Административно-правовой статус граждан.
- Административно-правовые гарантии прав граждан.
- Порядок рассмотрения обращений граждан в рф.
- Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.
- Порядок регистрации граждан по месту жительства и пребывания.
- Регистрация актов гражданского состояния.
- Паспортная система.
- Административно-правовой статус предприятий и учреждений.
- Основы административно-правового статуса общественных объединений.
- Особенности административно-правового положения мгу им. М.В. Ломоносова.
- Режим военного положения.
- Режим чрезвычайного положения.
- Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в рф.
- Индивидуальные предприниматели как субъекты административного права.
- Правовые основы организации оказания медицинской помощи.
- IV. Государственная служба
- Понятие, виды, принципы государственной службы.
- Правовые основы государственной службы.
- Государственная должность: понятие, виды.
- Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- Государственные служащие: понятие и виды.
- Правовые основы государственной гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Основы административно-правового статуса гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- 1. Общегражданские права и обязанности
- 2. Права и обязанности госуд. Служащих
- 3. Ограничения, обусловленные требованиями гражд. Службы
- 4. Запреты в связи с прохождением гражд. Службы
- 5. Требования к поведению гражд. Служащих
- Виды оснований прекращения служебного контракта гражданской службы. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г.
- Дисциплинарная ответственность гражданских служащих. Нормативка: фз о государственной гражданской службе 2004г. Ответственность за несоблюдение основных обязанностей по ст. 15 фз.
- Часть I 144