logo search
Практическое занятие 2-1

К вопросу установления объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 172.1 ук рф

Зоров Петр Михайлович, соискатель Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальник Управления уголовного розыска Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области, полковник полиции.

Изменение социально-экономической формации, затронувшее Россию в 90-х годах XX века, оказало существенное влияние на развитие социальных, экономических, политических институтов, а также общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности. Стихийность происходящих процессов оказала негативное воздействие на существовавшую систему государственного и местного управления, на социальные и экономические институты, финансово-хозяйственные процессы <1>. Органы государственной власти вынуждены были реагировать на происходящие изменения, предпринимая определенные меры по устранению негативных последствий этих изменений и выработке действенных механизмов противодействия их негативному характеру. Этим, на наш взгляд, объясняется введение в уголовный закон ст. 172.1, которая отражает усилия законодателя по стабилизации отношений в кредитно-финансовой сфере и способствует обеспечению прав застрахованных лиц в системе пенсионного страхования.

Поскольку ст. 172.1 УК РФ была введена только в 2014 г. и до настоящего времени отсутствует судебная практика применения данной нормы, в науке уголовного права по этому поводу еще не сформировалось достаточно широкого мнения относительно непосредственного объекта состава данного преступления. При этом, забегая вперед, интересно отметить, что рассматриваемое деяние является специальной нормой по отношению к ст. 195 "Неправомерные действия при банкротстве" УК РФ.

Анализ непосредственного объекта ст. 195 УК РФ, предполагающей помимо прочего фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность субъекта предпринимательства, обнаруживает разные подходы. Например, Т.Г. Чебоньян полагает, что основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 195 УК РФ, выступают разнородные взаимосвязанные общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации механизма банкротства и осуществления установленного законом порядка неплатежеспособности <2>. Р.Н. Крутиков указывает, что основным непосредственным объектом данной нормы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением основанного на законе процесса банкротства и удовлетворения имущественных требований кредиторов <3>.

Как мы видим, в обоих определениях объектом охраны является порядок реализации процедуры банкротства. При этом во втором случае в качестве объекта охраны рассматриваются также интересы кредиторов. Полагаем, что более верным является вторая позиция, поскольку порядок осуществления процедуры банкротства следует рассматривать как один из элементов экономических отношений и, следовательно, непосредственный объект охраны в данных правонарушениях, посягающих именно на порядок его осуществления. Вместе с тем реализация прав кредиторов является важнейшей гарантией участия контрагентов в экономических отношениях и основной целью проведения процедур банкротства.

Адаптируя данные положения к пониманию непосредственного объекта ст. 172.1 "Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации" УК РФ, представляется, что в качестве его выступают общественные отношения, связанные с правовым регулированием банкротства финансовых организаций, обеспечивающие предусмотренные законом права и интересы кредиторов.

Следует отметить, что Верховный Суд РФ в своем официальном отзыве на проект Федерального закона, предполагающего ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации ст. 172.1, отметил, что за аналогичные действия уже предусмотрена уголовная ответственность по ч. 1 ст. 195 УК РФ, и обе нормы направлены на предотвращение сокрытия информации о финансовом состоянии должника в случае его несостоятельности, и при наличии отдельных условий (отсутствии крупного ущерба и наличии специального субъекта) норму ст. 172.1 УК РФ следует рассматривать как специальную по отношению к ст. 195 УК РФ, в связи с чем место в главе 22 "Преступление в сфере экономической деятельности" УК РФ для данной нормы определено неверно <4>.

Действительно, попытка объяснить размещение законодателем нормы, предусматривающей уголовную ответственность за фальсификацию документов финансового учета и отчетности финансовой организации под порядковым номером 172.1 УК РФ, не позволила нам выявить однозначных доводов. Формально такое расположение подразумевает специальный характер нормы по отношению к коренной норме - ст. 172 "Незаконная банковская деятельность", частным проявлением которой является норма ст. 172.2 "Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества" УК РФ. Но деятельность финансовых организаций, допускающих нарушения законодательства при возникновении признаков банкротства, появление оснований для обязательного отзыва (аннулирования) у организации лицензии и (или) назначения в организации временной администрации, сама по себе является законной и более широкой по своему охвату, чем банковская деятельность (представляющая разновидность финансовой деятельности). Можно предположить, что законодателем выделена часть главы под охрану общественных отношений в различных специально охраняемых сферах финансово-хозяйственной деятельности. Однако общий законный характер деятельности финансовой организации противоречит расположению нормы между статьями, предусматривающими ответственность за незаконную экономическую деятельность (ст. 171 "Незаконное предпринимательство УК РФ; ст. 171.2 "Незаконные организация и проведение азартных игр" УК РФ; ст. 173.1 "Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица" УК РФ).

Попытки объединить данные нормы привели к формированию достаточно сложных групп. Например, нормы, предусмотренные ст. 169 - 175 УК РФ, объединяются некоторыми исследователями в одну группу с нормами, предусмотренными ст. 178 - 180 УК РФ, ст. 183 - 184 УК РФ и ст. 195 - 197 УК РФ, как преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности <5>. При этом данные нормы охраняют самые разнообразные общественные отношения на уровне непосредственного объекта.

Данные обстоятельства привели к появлению идеи подразделения норм главы 22 УК РФ на более мелкие структурные элементы в соответствии с направленностью преступных посягательств (налоговые, в сфере банкротства и т.п.) <6>. Учитывая, что данные предложения требуют более детального исследования, мы не будем затрагивать их, отметив, что полагаем необходимым переименовать ст. 172.1 "Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации" УК РФ в ст. 195.1 "Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации" УК РФ, чтобы исключить неверное толкование сущности рассматриваемой нормы при отсутствии правоприменительной практики.

Наша позиция согласуется и с мнением исследователей в области криминологии. Так, В.Д. Ларичев и И.В. Жуковская, классифицируя преступления в сфере экономической деятельности, взяли за основу этапы деятельности хозяйствующих субъектов и выделили четыре группы преступлений. Так, к первой группе ими были отнесены преступления, совершаемые на этапе создания и регистрации (перерегистрации) хозяйствующих субъектов, получения лицензий и разрешений, образующие саму незаконную предпринимательскую деятельность. К данным преступлениям авторы отнесли такие нормы, как ст. 170.1, 171, 171.2, 172, 173.1, 173.2 УК РФ. При этом ст. 172.1 (наряду с деяниями, предусмотренными ст. 195 - 197 УК РФ) ими была вполне закономерно включена в четвертую группу - преступлений, связанных с банкротством хозяйствующих субъектов <7>.

Оценивая общественные отношения, на которые посягает данная норма, следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством финансовая организация рассматривается как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, под которыми, в свою очередь, понимаются банковские и страховые услуги, услуги на рынке ценных бумаг, по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц <8>.

Ученые-цивилисты выявили ряд специфических признаков, отличающих их от других юридических лиц: правовое регулирование деятельности финансовых организаций специальными законодательными актами; лицензирование данного вида деятельности (либо обязательное членство в саморегулируемой организации, включение в реестр контролирующих органов); основной вид имущества финансовых организаций связан с финансовыми средствами юридических и физических лиц, которые смешиваются с основным имуществом юридического лица, их привлекающего; наличие законодательного установления требований к финансовой устойчивости организации (соблюдение нормативов, установленных надзорными органами); особый порядок банкротства финансовых организаций <9>. При этом действующее законодательство строится по казуистическому принципу, выделяя те формы организаций, которые следует относить к финансовым. Интересно, что перечень таких организаций в разных нормативных правовых актах разный.

Так, Федеральный закон от 28 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указывает на девять организаций: кредитную организацию, страховую организацию, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, управляющую компанию инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговой организации, организатора торговли, кредитного потребительского кооператива, микрофинансовую организацию <10>. В диспозиции к ст. 172.1 УК РФ помимо этих организаций имеется указание также на общество взаимного страхования и акционерный инвестиционный фонд.

В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выделяются еще несколько организаций, таких, например, как страховой брокер, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации) <11>. Полагаем, что в рамках деятельности данных организаций также можно осуществить фальсификацию документов бухгалтерской отчетности, что представляет такую же общественную опасность, как и подобные действия в упомянутых в УК РФ финансовых организациях <12>.

Учитывая активное развитие финансового сектора в нашей стране, равно как и его правового регулирования, проявляющегося в усилении требований к финансовой устойчивости финансовых организаций и раскрытию информации об их деятельности <13>, полагаем, что казуистическое построение диспозиции ст. 172.1 УК РФ не в полной мере учитывает существующие отношения, связанные с деятельностью присутствующих на российском рынке финансовых организаций и предусмотренными для них процедурами банкротства, а также не способно гибко реагировать на изменения общественных отношений. В этом смысле более правильной нам представляется бланкетная конструкция нормы ст. 172.1 УК РФ, позволяющая сэкономить законодательный материал и сделать норму более понятной для правоприменителя, а также обеспечить гибкость уголовного закона.

В этом смысле текст бланкетной диспозиции ст. 172.1 УК РФ может оставаться стабильным достаточно долго, а содержание - меняться в связи с изменением корреспондирующих норм иных отраслей права <14>. В связи с этим мы полагаем необходимым заменить в ч. 1 ст. 172.1 УК РФ слова "кредитной организации, страховой организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговой организации, организатора торговли, кредитного потребительского кооператива, микрофинансовой организации, общества взаимного страхования, акционерного инвестиционного фонда" словами "финансовой организации", что соответствовало бы и названию данной нормы.

Следует отметить и наличие дополнительного непосредственного объекта данного состава - установленный законодательством порядок оформления документов финансовой отчетности. Более подробно вопросы, касающиеся порядка оформления документов финансовой отчетности и их сущности, мы рассмотрим ниже.

Характеризуя предмет преступления, предусмотренного ст. 172.1 УК РФ, под которым традиционно понимается материальная вещь объективно существующего внешнего мира, в связи или по поводу которой совершается преступление <15>, следует отметить, что он образуется, согласно диспозиции рассматриваемой нормы, документами и регистрами бухгалтерского учета, а также отчетностью (отчетной документацией).

В соответствии с существующими требованиями бухгалтерский учет должен вестись непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности экономического субъекта. Субъект предпринимательской деятельности обязан осуществлять документирование хозяйственных операций. То есть каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, обязательные реквизиты которого установлены Федеральным законом о бухгалтерском учете <16>.

В целом бухгалтерская (финансовая) отчетность в соответствии с действующим законодательством представляет собой информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом <17>.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется действующим законодательством <18>, достаточно широко рассматривается в специальной и учебной литературе <19>, поэтому мы не будем заострять на его формах особого внимания, отметив, что в общем виде к документам бухгалтерского учета и отчетности относятся бухгалтерские книги, регистры, отчеты и балансы <20>.

Таким образом, следует отметить, что непосредственным объектом состава преступления, предусмотренного ст. 172.1 "Фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации" УК РФ, являются общественные отношения, связанные с правовым регулированием банкротства финансовых организаций, обеспечивающие предусмотренные законом права и интересы кредиторов и должников. Дополнительным непосредственным объектом - установленный законодательством порядок оформления документов финансовой отчетности.