logo search
Васильев КонстПраво_бака_01 04

19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

В

субъектах Российской Федерации установлена система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должностьвысшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В большинстве республик высшими должностными лицами былипрезиденты, главы республики,председатели правительства.

В 2010 г. в федеральный закон была внесена поправка о том, что наименование должности высшего должностного лица не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента Российской Федерации.

В краях, областях и автономиях, как правило, учреждались главы администрацииигубернаторы. Но постепенно большинство глав администраций превратились в губернаторов. Высшие должностные лица до 2005 г. избирались населением региона на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок не более пяти лет и не более чем на два срока подряд. С 2005 г. высшие должностные лица не назначались и не избирались, анаделялись полномочиямизаконодательными органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В случае двукратного отклонения кандидатур, предложенных Президентом Российской Федерации, или непринятия решения законодательный орган мог быть распущен Президентом Российской Федерации.

В настоящее время высшие должностные лица субъектов РФ избираются населением субъекта РФ на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. Кандидаты выдвигаются политическими партиями или на основе самовыдвижения. При этом кандидаты на эту должность должны представить три кандидатуры на должность члена Совета Федерации из числа депутатов ГосДумы или членов Совета Федерации от данного региона, депутатов законодательного органа субъекта или депутата представительного органа муниципального образования.

Закон допускает выборы высшего должностного лица депутатами законодательного органа, при этом кандидатов на эту должность предлагает Президент РФ из числа лиц, предложенных политическими партиями. Одновременно избираются и кандидаты в члены Совета Федерации (три кандидата, из числа которых вновь избранный глава региона в тот же день назначает члена Совета Федерации).

Полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно в случае: его смерти; утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство на территории иностранного государства; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта Российской Федерации; отрешения от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия; отставки по собственному желанию; вступления в силу обвинительного приговора, а также признания его судом недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим.1Президент имеет право отстранять их от должности по представлению Генерального прокурора при возбуждении уголовного дела по обвинению в совершении тяжкого преступления либо по решению суда в случае издания высшим должностным лицом нормативных актов, противоречащих федеральному законодательству.

Кроме того, по мотивированному представлению Генерального прокурора Российской Федерации Президент вправе временно отстранить высшее должностное лицо от исполнения им обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении им тяжкого преступления. Президент вправе также приостановить полномочия органов исполнительной власти при введении чрезвычайного положения на той или иной на территории.

К основным полномочиям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации относятся следующие: он представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления; обладает правом законодательной инициативы; подписывает и обнародует законы субъекта Российской Федерации; формирует высший исполнительный орган в соответствии с законом субъекта Российской Федерации; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа; вправе участвовать в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; представляет законодательному органу проект бюджета субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении; распоряжается средствами бюджета; создает унитарные предприятия субъекта Российской Федерации и др.

Высшие должностные лица подписывают законы, принимаемые парламентом, и обладают правом отлагательного вето, которое может преодолеваться двумя третями голосов при повторном рассмотрении в законодательном органе. В пределах своих полномочий президенты республик издают указы и распоряжения, а главы администраций — постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории региона.

В соответствии с федеральным законом высшиедолжностные лица субъектов Российской Федерации до 2000 г. являлись членами Совета Федерации, а с 2002 г. они назначают членами Совета Федерации представителей субъекта Российской Федерации на срок своих полномочий.

Высшие должностные лица при различных формах и степени участия парламентов формируют высшие исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Во всех республиках это правительстваиликабинеты министров. В большинстве остальных субъектов Российской Федерации, как уже отмечалось, созданы администрации.

Структура правительств и администраций различна. В правительствах, как правило, участвуют министры. В администрациях вместо министерств создаются департаменты, управления, комитеты.

Основные полномочия правительств, администрацийустанавливаются соответствующими конституциями иуставами. Главное из них — разработка бюджета субъекта Российской Федерации, который затем утверждается парламентом, а также исполнение бюджета. Кроме того, правительство, администрация в пределахсвоих полномочий: осуществляютмеры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; разрабатывают и реализуют социально-экономические программы развития республики, области; управляют государственным имуществом субъекта Российской Федерации; организуют взимание налогов и сборов; формируют иные органы исполнительной власти; заключают договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; вправе предложить органу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации принятые им правовые акты и др.

Р

62

ешения правительств и администрацийоформляются в виде соответствующих постановлений и распоряжений, которые подписываются председателями правительств, а там, где их нет, — высшими должностными лицами. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам действие постановлений может быть приостановлено Президентом Российской Федерации.

К иным органам государственной власти субъекта Российской Федерации можно отнести судебные органы, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации — конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

В субъектах Российской Федерации создаются государственные органы с особым статусом. Избирательные комиссии субъекта Федерации, действующие на постоянной основе, формируются законодательным органом и высшим должностным лицом на паритетных началах.

Контрольно-счетные палаты являются постоянно действующими органами государственного финансового контроля и контроля за управлением и распоряжением государственной собственностью субъекта Федерации, формируются, как правило, законодательными органамисубъектов Федерации.

Во многих субъектах Федерации учреждены государственные должности уполномоченных по правам человека,назначаемых законодательными органами по представлению высшими должностными лицами субъектов Федерации.