7.2. Действующее законодательство о гражданстве
Важнейшим положением прежнего закона о гражданстве было признание гражданами Российской Федерации всех граждан СССР, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления в силу закона «О гражданстве РСФСР» (6 февраля 1992 г.), а лица, утратившие его, считались состоявшими в гражданстве Российской Федерации. По сути дела, это нулевой вариант, фактически никому из проживавших в России граждан СССР не пришлось принимать каких-либо мер для подтверждения российского гражданства.
В федеральном законе о гражданстве (2002 г.) констатируется, что гражданамиРоссийской Федерации являются все лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом. Таким образом, в связи с принятием этого закона о гражданстве российским гражданам также не пришлось принимать каких-либо мер по установлению своего гражданства.
Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации основываются на следующих положениях:
1. По рождению ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации, независимо от места рождения ребенка; один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка; один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации; оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
2. В результате приема в гражданство Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, если они: проживают на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно (допускается выезд не более чем на три месяца в течение года); обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию; обратились с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; владеют русским языком.
Срок проживания на территории Российской Федерации может быть сокращен до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: а) высокие достижения в области науки, техники, культуры или обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; б) предоставление лицу политического убежища; в) признание лица беженцем. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения предусмотренных законом условий. На льготных условиях принимаются также бывшие граждане Российской Федерации, проходящие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Закон предусматривает прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения срока проживания в Российской Федерации, если обратившиеся с заявлением лица: имеют хотя бы одного родителя — гражданина Российской Федерации; имели гражданство СССР и остаются лицами без гражданства, получили среднее или высшее профессиональное образование в Российской Федерации; а также родились на территорииРСФСР и имели гражданство СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; являютсянетрудоспособными и имеют дееспособных детейстарше 18 лет, имеющих гражданство Российской Федерации; бывшие граждане СССР — нетрудоспособные и ветераны Великой Отечественной войны, проживающие на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 г.
В упрощенном порядке принимаются также дети и недееспособные, у которых родители, опекуны или попечители являются гражданами Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения сроков проживания, источников существования и знания русского языка.1
3. В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации: иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве в общем порядке, при этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
4. По иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации (усыновление, опека, попечительство и др.).
В законе значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Отклоняются заявления лиц, которые: выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; в течение пяти лет до обращения выдворялись за пределы Российской Федерации; использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; состоят на военной службе, в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранных государств; имеют неснятую судимость, преследуются в уголовном порядке или осуждены и отбывают наказание за действия, преследуемые по законам Российской Федерации; не имеют законного источника средств к существованию.
Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основании добровольного волеизъявления дееспособного лица, достигшего возраста 18 лет. Основания прекращения гражданства:
1. Вследствие выхода из гражданства: лиц, проживающих на территории Российской Федерации, — в общем порядке; лиц, проживающих за рубежом, — в упрощенном порядке; детей, родители которых являются иностранными гражданами, — в упрощенном порядке.
2. По иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В ряде случаев может быть отказано в выходе из гражданства. В соответствии с законом выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации: имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
В
При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации есть возможность выбора гражданства (оптация) — граждане, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, вправе сохранить или изменить свое гражданство.
Федеральный закон предусматривает также возможность отменырешений по вопросам гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства подлежит отмене, если в судебном порядке будет установлено, что данное решение принималось на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.
Г
Для решения вопросов, ведающих делами о гражданстве, созданы полномочные органы и определены их полномочия.
Прежде всего прерогатива в делах о гражданстве принадлежит Президенту Российской Федерации, который решает вопросы: приема и восстановления в гражданстве в общем порядке; выхода из гражданства в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства, принятым в общем порядке. Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве, издает указы по этим вопросам.
Для предварительного рассмотрения вопросов о гражданстве Президент образует Комиссиюпо вопросам гражданства, работающую на общественных началах. В ее состав входят представители министерств внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральной миграционной службы, ФСБ, СВР, палат Федерального Собрания и других организаций, а также представители общественности.
Создано также Управлениепо вопросам гражданства, являющееся самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Оно обеспечивает работу Комиссии, участвует в подготовке проектов федеральных законов по вопросам гражданства, вносит предложения по совершенствованию соответствующих нормативно-правовых актов МИДа и МВД, обеспечивает координацию деятельности государственных органов, ведающих делами о гражданстве, осуществляет контроль за исполнением решений по вопросам гражданства и др.
Кроме того, вопросами гражданства занимаются Федеральная миграционная служба Российской Федерациии ее территориальные органы,Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации (ФМС), и у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации (МИД); принимают от них заявления по вопросам гражданства; проверяют факты и представленные обоснования заявлений по вопросам гражданства; направляют Президенту Российской Федерации заявления с документами и свои заключения в случаях решения вопросао гражданстве в общем порядке; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства: рассматривают заявления и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке; ведут учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства (внутри страны этими вопросами занимается Федеральная миграционная служба, за пределами Российской Федерации — МИД); осуществляют отмену решений по вопросам гражданства, принятых в упрощенном порядке.
Заявления по вопросам гражданства подаются по месту жительства заявителя. Рассмотрение заявлений и принятие решений в общем порядке осуществляются в срок до одного года, а при решении в упрощенном порядке — в срок до шести месяцев. Повторные заявления после отказа принимаются не ранее чем через один год.
Решение об отклонении заявления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд.
- В. Г. Васильев конституционное право Учебное пособие
- Isbn 978-5-8036-0389-4 государственной службы, Введение
- Раздел 1.Основы теории конституционного права
- 1. Конституционное право как отрасль права
- 1.1. Понятие конституционного права
- 1 .2. Источники конституционного права
- 1.3. Конституционно-правовые отношения
- Контрольные вопросы и задания
- 2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства
- 2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации
- 12 Декабря 1993 г.
- 2.2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
- 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
- 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
- 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
- 3.2. Основные характеристики Российского государства
- Контрольные вопросы и задания
- 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
- 4.1. Понятие и структура гражданского общества
- 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
- Основные отличия рыночной экономики от плановой
- 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
- 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
- 5.2. Конституционный статус общественных объединений
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 3. Основы правового статуса личности
- 6. Конституционные основы правового положения личности
- 6.1. Понятие правового положения личности
- 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
- 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Контрольные вопросы и задания
- 7. Гражданство Российской Федерации
- 7 .1. Понятие гражданства
- 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
- Контрольные вопросы и задания
- 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
- 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
- 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
- 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
- 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
- 9.1. Понятие и формы государственного устройства
- 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
- Контрольные вопросы и задания
- 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
- 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
- 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
- 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
- Контрольные вопросы и задания
- 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
- 11.1. Понятие и признаки органа государства
- 11.2. Система и виды органов государства
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
- 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
- 12.1. Понятия выборов и избирательного права
- 12.2. Виды избирательных систем
- 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
- Контрольные вопросы и задания
- 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
- 1 3.1. Президент Российской Федерации — глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
- 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
- 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 14. Федеральное Собрание — Парламент России
- 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
- 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
- Контрольные вопросы и задания
- 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
- 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
- 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
- 16. Правительство Российской Федерации
- 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
- 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
- 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
- Контрольные вопросы и задания
- 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
- 17.1. Понятие и принципы правосудия
- 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
- 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
- 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
- 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
- 1 8.3. Система органов прокуратуры
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
- 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
- Контрольные вопросы и задания
- 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
- 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
- 2 0.2. Формы непосредственной демократии
- 2 0.3. Органы местного самоуправления
- Контрольные вопросы и задания
- Библиографический список
- ЗаклюЧение
- Оглавление
- Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
- Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183