logo
Васильев КонстПраво_бака_01 04

7.2. Действующее законодательство о гражданстве

Важнейшим положением прежнего закона о гражданстве было признание гражданами Российской Федерации всех граждан СССР, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления в силу закона «О гражданстве РСФСР» (6 февраля 1992 г.), а лица, утратившие его, считались состоявшими в гражданстве Российской Федерации. По сути дела, это нулевой вариант, фактически никому из проживавших в России граждан СССР не пришлось принимать каких-либо мер для подтверждения российского гражданства.

В федеральном законе о гражданстве (2002 г.) констатируется, что гражданамиРоссийской Федерации являются все лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом. Таким образом, в связи с принятием этого закона о гражданстве российским гражданам также не пришлось принимать каких-либо мер по установлению своего гражданства.

Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации основываются на следующих положениях:

1. По рождению ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации, независимо от места рождения ребенка; один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка; один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации; оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

2. В результате приема в гражданство Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, если они: проживают на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно (допускается выезд не более чем на три месяца в течение года); обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию; обратились с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; владеют русским языком.

Срок проживания на территории Российской Федерации может быть сокращен до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: а) высокие достижения в области науки, техники, культуры или обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; б) предоставление лицу политического убежища; в) признание лица беженцем. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения предусмотренных законом условий. На льготных условиях принимаются также бывшие граждане Российской Федерации, проходящие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Закон предусматривает прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения срока проживания в Российской Федерации, если обратившиеся с заявлением лица: имеют хотя бы одного родителя — гражданина Российской Федерации; имели гражданство СССР и остаются лицами без гражданства, получили среднее или высшее профессиональное образование в Российской Федерации; а также родились на территорииРСФСР и имели гражданство СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; являютсянетрудоспособными и имеют дееспособных детейстарше 18 лет, имеющих гражданство Российской Федерации; бывшие граждане СССР — нетрудоспособные и ветераны Великой Отечественной войны, проживающие на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 г.

В упрощенном порядке принимаются также дети и недееспособные, у которых родители, опекуны или попечители являются гражданами Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения сроков проживания, источников существования и знания русского языка.1

3. В результате восстановления в гражданстве Российской Федерации: иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве в общем порядке, при этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

4. По иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации (усыновление, опека, попечительство и др.).

В законе значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации. Отклоняются заявления лиц, которые: выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; в течение пяти лет до обращения выдворялись за пределы Российской Федерации; использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения; состоят на военной службе, в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранных государств; имеют неснятую судимость, преследуются в уголовном порядке или осуждены и отбывают наказание за действия, преследуемые по законам Российской Федерации; не имеют законного источника средств к существованию.

Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основании добровольного волеизъявления дееспособного лица, достигшего возраста 18 лет. Основания прекращения гражданства:

1. Вследствие выхода из гражданства: лиц, проживающих на территории Российской Федерации, — в общем порядке; лиц, проживающих за рубежом, — в упрощенном порядке; детей, родители которых являются иностранными гражданами, — в упрощенном порядке.

2. По иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В ряде случаев может быть отказано в выходе из гражданства. В соответствии с законом выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации: имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

В

соответствии с ранее действовавшим законом СССР о гражданстве выход из гражданства не допускался, если гражданин имел доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В федеральном законе это ограничение снято, но в этом случаене допускается выездиз Российской Федерации в соответствии с законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 23 июля 2010 г.) (Рос. газ. от 22 августа 1996 г.).

При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации есть возможность выбора гражданства (оптация) — граждане, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, вправе сохранить или изменить свое гражданство.

Федеральный закон предусматривает также возможность отменырешений по вопросам гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства подлежит отмене, если в судебном порядке будет установлено, что данное решение принималось на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

Г

ражданство детейследует гражданству родителей. Если гражданство Российской Федерации приобретает один из родителей, то ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению этого родителя, а если ребенок проживает за пределами Российской Федерации, то необходимо согласие обоих родителей. При прекращении гражданства Российской Федерации одного из родителей гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации. Дети и недееспособные лица, над которыми установлена опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

Для решения вопросов, ведающих делами о гражданстве, созданы полномочные органы и определены их полномочия.

Прежде всего прерогатива в делах о гражданстве принадлежит Президенту Российской Федерации, который решает вопросы: приема и восстановления в гражданстве в общем порядке; выхода из гражданства в общем порядке; отмены решений по вопросам гражданства, принятым в общем порядке. Президент утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве, издает указы по этим вопросам.

Для предварительного рассмотрения вопросов о гражданстве Президент образует Комиссиюпо вопросам гражданства, работающую на общественных началах. В ее состав входят представители министерств внутренних дел, иностранных дел, юстиции, Федеральной миграционной службы, ФСБ, СВР, палат Федерального Собрания и других организаций, а также представители общественности.

Создано также Управлениепо вопросам гражданства, являющееся самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации. Оно обеспечивает работу Комиссии, участвует в подготовке проектов федеральных законов по вопросам гражданства, вносит предложения по совершенствованию соответствующих нормативно-правовых актов МИДа и МВД, обеспечивает координацию деятельности государственных органов, ведающих делами о гражданстве, осуществляет контроль за исполнением решений по вопросам гражданства и др.

Кроме того, вопросами гражданства занимаются Федеральная миграционная служба Российской Федерациии ее территориальные органы,Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации (ФМС), и у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации (МИД); принимают от них заявления по вопросам гражданства; проверяют факты и представленные обоснования заявлений по вопросам гражданства; направляют Президенту Российской Федерации заявления с документами и свои заключения в случаях решения вопросао гражданстве в общем порядке; исполняют принятые Президентом решения по вопросам гражданства: рассматривают заявления и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке; ведут учет лиц, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства (внутри страны этими вопросами занимается Федеральная миграционная служба, за пределами Российской Федерации — МИД); осуществляют отмену решений по вопросам гражданства, принятых в упрощенном порядке.

Заявления по вопросам гражданства подаются по месту жительства заявителя. Рассмотрение заявлений и принятие решений в общем порядке осуществляются в срок до одного года, а при решении в упрощенном порядке — в срок до шести месяцев. Повторные заявления после отказа принимаются не ранее чем через один год.

Решение об отклонении заявления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд.