logo
Васильев КонстПраво_бака_01 04

10.1. Статус субъектов Российской Федерации

В отличие от большинства федеративных государств, в состав Российской Федерации входят различные субъекты, формально равноправные, но фактически имеющие неодинаковый статус. Он определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, уставами субъектов, Федеративным договором, а также договорами о разграничении полномочий и предметов ведения, которые заключались в 90-е годы между Российской Федерациейи отдельными субъектами Федерации (всего около 40 договоров). В настоящее время из них остался один договор с Татарстаном. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Характеристика статуса республики в составе Российской Федерации:

  1. республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории в рамках своих полномочий (хотя и не обладает государственным суверенитетом);

  2. республика обладает:

  1. предметами совместного ведения с Российской Федерацией и предметами исключительного ведения республики.

Статус других субъектов Российской Федерации имеет свои особенности:

Вне пределов ведения Российской Федерации (исключительного и совместного) субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории.

Предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации определяются самими субъектами Российской Федерации самостоятельно при разработке своих конституций и уставов с учетом требований Конституции Российской Федерации.

Как правило, к предметам исключительного ведения относятся: принятие конституций, уставов, законов, внесение в них изменений, контроль за их исполнением; установление системы органов власти субъектов Российской Федерации и их формирование; принятие второго государственного языка (только в республиках); распоряжение государственной собственностью субъекта Российской Федерации; разработка и реализация социально-эконо­мических и иных программ; административно-террито­риальное устройство; организация и обеспечение деятельности органов местного самоуправления; международная правосубъектность (ограниченная); установление государственной символики, наград, почетных званий и др.

Характеризуя конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов, необходимо обратить особое внимание на приоритетность законов и других нормативных актов, принимаемых по различным предметам ведения.

По предметам ведения Российской Федерацией принимаются только федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации по этим вопросам не имеют права принимать свои законы.

По предметам совместного ведения принимаются федеральные законы и в соответствии с ними не противоречащие им нормативные акты субъектов Российской Федерации.

По предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации издаются только законы субъектов, имеющие приоритет в этой сфере над федеральными законами, которые в соответствии с принципом разграничения вообще не должны приниматься по этим вопросам.