logo
Васильев КонстПраво_бака_01 04

18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти

Проблемы административного надзора за соблюдением закона возникли одновременно с появлением закона. Решались они по-разному. В России в начале ХVIIIв. ПетрIосознал необходимость создания специального самостоятельного и независимого органа для решения этих задач, и в 1722 г. была учреждена должность генерального прокурора в качестве инструмента надзора за законностью деятельности чиновничьего аппарата и защиты прав граждан.

На протяжении почти трехвековой истории функции российской прокуратуры не раз менялись. Октябрьская революция 1917 г. вообще ликвидировалапрокуратуру, и около пяти лет в стране не было прокуроров. Лишь в 1922 г. был восстановлен этот институт, и затем последовательно укреплялись надзорные функции прокуратуры.

Советский этап деятельности прокуратуры в наши дни служит своеобразным пугалом для народа. Прокуратуру представляют как орудие произвола властей. Однако, сама по себе прокуратура не может быть ни признаком демократичности, ни признаком авторитарности государства. Прокуратуру нельзя отрывать от условий, в которых она осуществляет свою деятельность, от того, как власть относится к праву и законности. Главная же надзорная функция — отслеживание нарушений закона ипринятие мер по их устранению — не несет в себе антидемократического заряда и вполне отвечает высоким стандартам правового государства, поскольку прокуратура действует от имени общества и в интересах общества.

Прокуратура Российской Федерации — это единая централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской.

В соответствии с федеральным законом Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор засоблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РоссийскойФедерации, а также выполняет иные функции, установленные федеральными законами. Она действует независимо от федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В последние годы весьма активно идетпроцесс реформирования российской прокуратуры. В 2002 г. прокуратура была лишена права применения мер процессуального принуждения во время следствия, дознания, оперативно-розыскной деятельности, которое было передано судам. В 2007 г. в рамках прокуратуры была создана автономная структура следственных органов — Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. А в 2010 г. Следственному комитету был придан статус самостоятельного федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства (см.: Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ). Руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет Президент Российской Федерации. Этот же закон оставляет за Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами право осуществлять надзор за исполнением законов Следственным комитетом.